Социально-психологический норматив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 00:40, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, цель контрольной работы: сформировать представление о социально-психологическом нормативе как об одном из подходов к оценке результатов психодиагностических испытаний.
Задачи работы:
— проанализировать и обобщить данные литературных источников по теме работы;
— рассмотреть основные положения концепции социально-психологического норматива;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3

I Теоретическая часть
1.Концепция социально-психологического норматива…………………..5
2.Специфические особенности тестов, ориентированных
на социально-психологический норматив……………………………….8
II Практическая часть
Тест «Школьный тест умственного развития»…………………………………12
— описание методики
— ход проведения
— обработка и интерпретация результатов

Заключение………………………………………………………………………….........27
Список использованных источников………………………………………...................28

Файлы: 1 файл

Кафедра прикладной психологии.docx

— 72.33 Кб (Скачать файл)



 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокое умственное развитие:                         Низкое умственное развитие:

 

семиклассники — более 54 %; (75 б.)             семиклассники — менее 21 %; (30 б.)

 

восьмиклассники — более 65 %; (90 б.)          восьмиклассники — менее 28 %; (40 б.)

 

девятиклассники — более 72 %; (100 б.)        девятиклассники — менее 32 %;(45 б.)

 

десятиклассники — более 80 %; (111 б.)        десятиклассники — менее 36 %; (50 б.)

 

Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов. Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равняется 138. По замыслу, полный состав заданий всего теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процентное отношение выполненных заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого.

Вывод: Уровень умственного развития З. Е. по показателю выполнения теста в целом на 74 % соответствует нормативу. Полученный результат равен 102 баллам, что свидетельствует об относительно высоком умственном развитии подростка.

Количественная характеристика учащегося подлежит дополнению качественной, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.

Качественная обработка   

Уровень умственного развития З.Е. по показателю выполнения теста в целом на 74 % соответствует нормативу. В рамках данной образовательно-возрастной группы этот уровень квалифицируется как относительно высокий.

 Индивидуальная структура  умственного развития данного  ученика следующая:

а) в субтестах на осведомленность ученик показал примерно одинаковый уровень развития общей осведомленности в понятиях, относящихся к разным информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной);

б) выявлена неравномерность в уровне развития вербальной  и невербальной составляющих мышления; при выполнении заданий невербального характера, а именно, субтеста — «Числовые ряды», некоторые задания не были выполнены вообще, либо выполнены с ошибкой, в то время как при выполнении заданий вербального характера (субтесты «Осведомленность 1» и «Осведомленность 2») ученик показал высокий уровень развития;

в) среди логических операций отмечена некоторая неравномерность их развития: у данного  ученика высоко развиты такие сложные  логические операции, как аналогии и классификации понятий:

 — при выполнении операций по классификации ученик успешно  выполнял все задания, однако незначительные ошибки возникали в заданиях, состоящих из смешанных (конкретных и абстрактных) понятий;

— в мышлении по аналогии сформировано на хорошем уровне большинство логико-функциональных отношений, лишь при установлении отношений «род-вид», «функциональные отношения» и «противоположности» встречаются некоторые ошибочные действия. Таким образом, умения мыслить по аналогии, а также классифицировать понятия, развиты примерно одинаково.

—анализ качественной стороны субтеста V «Обобщение» выявил у ученика некоторое отставание в своем развитии относительно двух предыдущих логических

операций. Поскольку результаты данного субтеста оцениваются  различно в зависимости от качества обобщения, то перечень ответов, оцененных  1 баллом и 0, был наиболее распространен. В основном, задания обобщались не по конкретному признаку, а по категориальному или видовому.

г) по фонду усвоенных знаний учащийся показал: высокий уровень информированности о понятиях, характеризующих общую осведомленность (как научно-культурного характера, так и общественно-политического);

— в рамках школьных знаний ученик показал более успешное выполнение заданий, построенных на понятиях общественно-гуманитарного характера, но и в круге понятий естественнонаучного и физико-математического содержания он ориентируется достаточно уверенно. Таким образом, говорить о явных предпочтениях к используемым в тесте областям знаний не представляется возможным.

 

  Заключение.

 

З. Е. относительно норматива умственного развития, определяемого с помощью теста ШТУР, показал высокий уровень. Этот уровень представляет очень хорошие возможности для успешного усвоения школьных программ. Однако не следует оставлять без внимания ученика и педагогов такой момент, что мышление, его формы и способы развиваются менее интенсивно, чем усваивается новая информация (особенно та, которая не включена в школьную программу). Преодолеть этот разрыв достаточно легко, если совместно с психологом провести коррекционно-развивающие занятия по совершенствованию мыслительных навыков.

Литература:

  1. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей,   Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — с. 175-198
  2. 2.Тесты для профориентации, воспитательной работы, подбора кадров / сост. Н.Ф. Гребень. — Минск: Букмастер, 2012.— 108-139с.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе мною был рассмотрен один из подходов оценки данных психодиагностического обследования, который предполагает в качестве «точки отсчета» использовать содержательные характеристики объекта психодиагностики, связанные с пониманием нормы как желательного, заданного, необходимого, требуемого его состояния. Этот психологический информационно-действенный комплекс можно назвать социально-психологическим нормативом. Он социален, так как его выдвигает общество; он адресован психике, поэтому его можно называть психологическим.

Практическое применение теста «Школьный тест умственного развития» свидетельствует о том, что количественные показатели выполнения методики позволяют только в самом общем виде представить уровень достижений индивида, выяснить те типы заданий, которые решены в большей степени, и те, которые решались плохо.

Качественная же характеристика результатов диагностической методики позволяет определить типичные ошибки индивида при выполнении каждого типа заданий, наименее усвоенные области учебного содержания, плохо выполняемые или совсем не выполняемые мыслительные операции, специфику понятий и их функционирования в каждой из предусмотренных тестом областей знаний. Такой анализ, вскрывающий индивидуальные особенности умственного развития школьника, является основой для организации индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы с ним.

При написании контрольной работы  были использованы учебно-методическая и научно-популярная литература отечественных авторов, а также в материалы авторских статей и электронных ресурсов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Акимова М.К., Горбачева Е.И., Козлова В.Т. Концептуальные подходы К.М. Гуревича к разработке теоретических основ современной психологической диагностики // Психологическая диагностика. Научно-методический и практический журнал. Режим доступа: http://pro-psixology.ru/psixologicheskaya-diagnostika/1108-psixologicheskaya-diagnostika-nauchno.html   Дата доступа: 24.09.2012

 

  1. Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Диагностика умственного развития детей. — СПб.: Питер, 2006. — 240 с. Режим доступа: http://5psy.ru/books/teoreticheskie-osnovi-diagnostiki/Page-5.html– Дата доступа: 25.09.2012

 

  1. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — с.175-198

 

  1. Психологическая диагностика: учебное пособие. / Под редакцией М.К. Акимовой. — СПб.: Питер, 2005.— c.124-130

 

  1. Психологическая диагностика: Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО

 

  1. Семаго, М.  Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии//"Школьный психолог». — 2004. — №06   Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200400606 Дата доступа: 24.09.2012

 

  1. Тесты для профориентации, воспитательной работы, подбора кадров / сост. Н.Ф. Гребень. — Минск: Букмастер, 2012.— c.108-139

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-психологический норматив