Советская психолингвистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирование речи в их соотнесенности с системой языка. В отличие от лингвистики, психолингвистика относится к языку, прежде всего, как к феномену психики, природа которого лежит в языковой способности человека, а его основное проявление в мышлении, деятельности сознания в целом, а также общении.
Целью работы является выявление основных черт психолингвистики, как области лингвистики, изучающей язык, прежде всего как феномен психики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...….….. 3-4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА………………………….... 5-6
1.1. Этапы становления психолингвистики………………………….……… 6-7
1.2. Основные разделы психолингвистики………………… ……….…...…….7
1.2.1.Онтогенез речи…………………………………………………….… 7-8
1.2.2. Порождение речи…………………………………….………….….. 8-9
1.2.3. Восприятие речи………………………………………………….….... 9
1.3. Язык и мышление…………………………………………….………… 8-14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..…. 15

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛИГВИСТИКИ……………………………………………………….. 16
2.1. Л.В. Щерба………………………………………………..……………. 16-20
2.2. Л.С. Выготский…………………………………………………..…….. 20-24
2.3. А.А. Леонтьев………………………………………………………….. 24-26
Выводы по 2 главе…………………………………………...……….…….. 26-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…. 29-30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ…………………………………………….….. 31

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по высшему образованию Российской Федерации

государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования 

«Челябинский государственный университет»

Факультет лингвистики  и перевода

Кафедра общего и романского языкознания

 

 

 

 

Курсовая работа 

 

 

 

 

 

 

Советская психолингвистика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила:

студентка 2 курса ЛМА 202 группы

факультета лингвистики и перевода

Искакова Диана Олеговна

Научный руководитель:

канд. филол. наук Воробьева К.А.

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...….….. 3-4

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА………………………….... 5-6

1.1. Этапы становления  психолингвистики………………………….……… 6-7

1.2. Основные разделы психолингвистики………………… ……….…...…….7

1.2.1.Онтогенез речи…………………………………………………….… 7-8

1.2.2. Порождение речи…………………………………….………….….. 8-9

1.2.3. Восприятие речи………………………………………………….….... 9

      1.3. Язык и мышление…………………………………………….………… 8-14

Выводы по 1 главе…………………………………………………………..…. 15

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ  СОВЕТСКОЙ        ПСИХОЛИГВИСТИКИ……………………………………………………….. 16

2.1. Л.В. Щерба………………………………………………..……………. 16-20

2.2. Л.С. Выготский…………………………………………………..…….. 20-24

2.3. А.А. Леонтьев………………………………………………………….. 24-26

Выводы по 2 главе…………………………………………...……….…….. 26-27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…. 28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…. 29-30

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ…………………………………………….….. 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психолингвистика –  наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирование речи в их соотнесенности с системой языка. В отличие от лингвистики, психолингвистика относится к языку, прежде всего, как к феномену психики, природа которого лежит в языковой способности человека, а его основное проявление в мышлении, деятельности сознания в целом, а также общении.

Актуальность психолингвистики как научной и учебной дисциплины обоснована важностью роли языка в развитии и регуляции деятельности человека, его взаимодействии с предметным и социальным миром, а также широким спектром прикладных задач, которые решает психолингвистика. В инженерной психологии, в патопсихологии, в криминалистике и судебной психологии, в овладении иностранными языками, в рекламной деятельности, риторике и ряде других.

Практическая  значимость заключается в возможности использования теоретического материала, рассмотренного в данной работе, в целях использования ее в других прикладных науках, при дальнейших исследованиях языкового сознания, при планировании и в ходе межкультурного общения. 

Целью работы является выявление основных черт психолингвистики, как области лингвистики, изучающей язык, прежде всего как феномен психики. Выполнение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) изучение научной  литературы по данной теме;

2)  рассмотрение основных  понятий психолингвистики;

3) изучение основных  этапов развития психолингвистики;

4) рассмотрение основных  разделов психолингвистики;

5) выявление других наук, пограничных с психолингвистикой;

6) ознакомление с основными представителями советской            психолингвистики.

Объектом в данной работе является психолингвистика как наука. Предметом данной работы является советская психолингвистика.

Структура данной работы: введение, две главы, заключение и список используемой литературы. Во введении рассматривается актуальность рассматриваемой науки, ее практическая значимость, выявляется объект и предмет психолингвистики, а также ставятся цель и задачи данной работы. В первой главе составлено полное теоретическое представление о разделах, этапах становления психолингвистики, а также отдельный пункт посвящен «языку и мышлению», как тесно связанному понятию с психолингвистикой. Во второй главе представлены основные представители советской психолингвистики и их вклад в развитие науки  в целом. В заключении сделаны выводы о том, удалось ли нам в ходе исследования достигнуть целей и задач, которые были поставлены в начале нашей работы. В списке используемой литературы представлены монографии, исследования лингвистов, которые были использованы в ходе работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА

 

Психолингвистика - это  комплексная наука, которая относится  к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к  дисциплинам психологическим, поскольку  изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А раз язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.  
           Объект психолингвистики в различных ее школах и направлениях определяется по-разному. Однако практически во всех определениях представлены такие характеристики, как процессуальность, субъект, объект и адресат речи, цель, мотив или потребность, содержание речевого общения, языковые средства. 
А.А. Леонтьев считает, что объектом психолингвистики всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций.  
Этот объект психолингвистики совпадает с объектом лингвистики и других родственных «речеведческих» наук. 
Понимание предмета психолингвистики претерпело эволюцию: от трактовки его только как отношения говорящего и слушающего к структуре сообщения, до соотнесения его с трехчленной теорией речевой деятельности.

С течением времени в  науке изменялись как понимание  речевой деятельности, так и трактовка самого языка, что породило массу разнообразных определений предмета психолингвистики. 
Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека с другой. 
Таким образом, психолингвистика – это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Психолингвистика по предмету исследования близка к лингвистике, а по методам исследования (эксперимент, лингвистический эксперимент, формирующий эксперимент) ближе к психологии.  
Психолингвистика как область лингвистики изучает язык, прежде всего, как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков – таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей.  
           В последние годы распространение получила точка зрения, согласно которой исследователи считают продуктивным рассматривать психолингвистику не как науку со своим предметом и методами, а как особый ракурс, в котором изучаются язык, речь, коммуникация и познавательные процессы. Этот ракурс вызвал к жизни множество исследовательских программ, разнородных по целям, теоретическим предпосылкам и методам. Эти программы носят, прежде всего, прикладной характер.

 

1.1. Этапы становления психолингвистики

 

Начало современной  психолингвистики было положено работами Соссюра и Блумфильда в первой половине XX века. Однако истинные революционные преобразования в эту науку были принесены в конце 50-х годов работами Хомского. Исследования «молекулярных структур» языка открыли путь к изучению не только его формальных характеристик и грамматики, но и природных особенностей. Последующие теоретические обобщения и преобразования были связаны, прежде всего, с построением семантических моделей. На первый план выдвигались прагматические и социально-лингвистические проблемы. С точки зрения Хомского, лингвисты должны рассматривать «идеального» носителя языка, действующего в условиях гомогенной речевой группы. Его подход, таким образом, характеризуется игнорированием конкретного речевого контекста. С другой стороны, представители социолингвистического направления выдвигают требование

изучать язык в его  контекстуальном обрамлении, в конкретной ситуации, окружающей его носителя.  
           В область психологических наук принято включать все исследования, посвященные изучению психических и поведенческих проявлений животных и человека. При этом одним из важнейших направлений является психология процессов познания и развития. Последняя наиболее тесно связано с лингвистикой. Именно на стыке этих направлений возникают принципиально важные вопросы: как и почему различные речевые структуры понимаются и репродуцируются человеком? Каковы механизмы образования отдельных речевых форм? Имеют ли формализованные модели грамматических преобразований реальные психологические корреляты? и т.д. 
По утверждению Брауна, зарождение психолингвистики следует датировать 1952-м годом, когда на одном из заседаний Совета по социальным дисциплинам (Social Science Council) три представителя лингвистического направления и три психолога условились о проведении специальной междисциплинарной конференции. Расцвет психолингвистики последовал сразу, и уже к концу шестидесятых годов четко определилась область исследований. К тому времени наиболее абстрактные и фундаментальные разделы лингвистики соединились с философией, создав известную в наше время «амальгаму философии языка».  
           В современных психоаналитических исследованиях, в частности, в работах Шапиро, разнородная область психолингвистики получила дальнейшее развитие; отдельные авторы пытаются применять сугубо лингвистические модели к интерпретации психоаналитического эмпирического материала.

 

1.2. Основные  разделы психолингвистики

1.2.1. Онтогенез речи

Несмотря на многочисленные попытки обучения животных языку (в  том числе и жестовому), животные оказались неспособными общаться на уровне более высоком, чем двухгодовалый ребенок. На доречевом этапе у ребёнка наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребёнка увеличивается многократно. При освоении языка ребёнок делает множество ошибок. Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса». Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении с взрослыми ребенок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.

1.2.2. Порождение речи

Процесс производства речи практически не наблюдаем — и  поэтому наиболее сложен для описания. Большое количество моделей построено на основании оговорок и пауз в речи. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского предполагает, что человек оперирует определенными правилами, позволяющими ему развернуть глубинную структуру в поверхностную. С психологической точки зрения процесс производства речи заключается в том, что говорящий по определенным правилам переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы конкретного языка. При этом человек оперирует не статистическими закономерностями языка, а смысловыми единицами, которые обусловливаются коммуникативным замыслом.

Существующая у человека внутренняя речь предикативна, свёрнута и образна. Лишь выбор грамматической конструкции и подбор лексических  единиц делают мысли человека доступными окружающим. Мысль совершается в слове. Речь, согласно воззрениям отечественной психолингвистики, представляет собой деятельность по вербализации образов сознания человека.

 

1.2.3. Восприятие речи

Восприятие речи –  это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Восприятие неосознаваемо как акт восприятия формы — это почти всегда переход сразу к семантике. Обработка речевых сигналов проходит последовательно. Восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения.

Важную роль в восприятии слова играет его многозначность, при этом в процессе восприятия слово  соотносится с другими словами  того же семантического поля. При восприятии фраз реципиент может испытывать затруднение в том случае, если имеется неоднозначность в их толковании. Для реципиента не важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза. Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные фрагменты, черпая информацию из своего сознания.

1.3. Язык и  мышление

Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления  мышления. К. Маркс, например, назвал язык “непосредственной действительностью мысли”[ К. Маркс. 1956: 123]. Знак - это внешнее выражение внутреннего содержания предметов и явлений - их значение. Человек - единственное существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем. Знаки - это символы таблицы Менделеева, музыкальные ноты, рисунки, имена и т.д. В любом человеческом сообществе люди реагируют на те или иные знаки в соответствии с культурными традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие мира в знаковой системе всегда опосредованно культурой. Знаки, выражающие значения явлений могут иметь либо условный, либо реальный характер (например, местные особенности одежды). Условные знаки, в свою очередь, делятся на специальные и неспециальные. Роль неспециального знака может сыграть, скажем, дерево, используемое как ориентир; специальные знаки - это жесты, знаки уличного движения, знаки различия, ритуалы и т.д.

Важнейшие условные знаки  человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.

Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных  слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и  процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.

Информация о работе Советская психолингвистика