Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа
Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирование речи в их соотнесенности с системой языка. В отличие от лингвистики, психолингвистика относится к языку, прежде всего, как к феномену психики, природа которого лежит в языковой способности человека, а его основное проявление в мышлении, деятельности сознания в целом, а также общении.
Целью работы является выявление основных черт психолингвистики, как области лингвистики, изучающей язык, прежде всего как феномен психики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...….….. 3-4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА………………………….... 5-6
1.1. Этапы становления психолингвистики………………………….……… 6-7
1.2. Основные разделы психолингвистики………………… ……….…...…….7
1.2.1.Онтогенез речи…………………………………………………….… 7-8
1.2.2. Порождение речи…………………………………….………….….. 8-9
1.2.3. Восприятие речи………………………………………………….….... 9
1.3. Язык и мышление…………………………………………….………… 8-14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..…. 15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛИГВИСТИКИ……………………………………………………….. 16
2.1. Л.В. Щерба………………………………………………..……………. 16-20
2.2. Л.С. Выготский…………………………………………………..…….. 20-24
2.3. А.А. Леонтьев………………………………………………………….. 24-26
Выводы по 2 главе…………………………………………...……….…….. 26-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…. 29-30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ…………………………………………….….. 31
Федеральное агентство по высшему образованию Российской Федерации
государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Факультет лингвистики и перевода
Кафедра общего и романского языкознания
Курсовая работа
Советская психолингвистика
студентка 2 курса ЛМА 202 группы
факультета лингвистики и
Искакова Диана Олеговна
Научный руководитель:
канд. филол. наук Воробьева К.А.
Челябинск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА………………………….... 5-6
1.1. Этапы становления психолингвистики………………………….……… 6-7
1.2. Основные разделы психолингвистики………………… ……….…...…….7
1.3. Язык и мышление…………………………………………….………… 8-14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..…
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛИГВИСТИКИ………………………………………
2.1. Л.В. Щерба………………………………………………..
2.2. Л.С. Выготский…………………………………………………..
2.3. А.А. Леонтьев…………………………………………………………
Выводы по 2 главе…………………………………………...……….……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…. 29-30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ…………………………………………….….. 31
ВВЕДЕНИЕ
Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирование речи в их соотнесенности с системой языка. В отличие от лингвистики, психолингвистика относится к языку, прежде всего, как к феномену психики, природа которого лежит в языковой способности человека, а его основное проявление в мышлении, деятельности сознания в целом, а также общении.
Актуальность психолингвистики как научной и учебной дисциплины обоснована важностью роли языка в развитии и регуляции деятельности человека, его взаимодействии с предметным и социальным миром, а также широким спектром прикладных задач, которые решает психолингвистика. В инженерной психологии, в патопсихологии, в криминалистике и судебной психологии, в овладении иностранными языками, в рекламной деятельности, риторике и ряде других.
Практическая значимость заключается в возможности использования теоретического материала, рассмотренного в данной работе, в целях использования ее в других прикладных науках, при дальнейших исследованиях языкового сознания, при планировании и в ходе межкультурного общения.
Целью работы является выявление основных черт психолингвистики, как области лингвистики, изучающей язык, прежде всего как феномен психики. Выполнение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) изучение научной литературы по данной теме;
2) рассмотрение основных понятий психолингвистики;
3) изучение основных
этапов развития
4) рассмотрение основных разделов психолингвистики;
5) выявление других наук, пограничных с психолингвистикой;
6) ознакомление с основными представителями советской психолингвистики.
Объектом в данной работе является психолингвистика как наука. Предметом данной работы является советская психолингвистика.
Структура данной работы: введение, две главы, заключение и список используемой литературы. Во введении рассматривается актуальность рассматриваемой науки, ее практическая значимость, выявляется объект и предмет психолингвистики, а также ставятся цель и задачи данной работы. В первой главе составлено полное теоретическое представление о разделах, этапах становления психолингвистики, а также отдельный пункт посвящен «языку и мышлению», как тесно связанному понятию с психолингвистикой. Во второй главе представлены основные представители советской психолингвистики и их вклад в развитие науки в целом. В заключении сделаны выводы о том, удалось ли нам в ходе исследования достигнуть целей и задач, которые были поставлены в начале нашей работы. В списке используемой литературы представлены монографии, исследования лингвистов, которые были использованы в ходе работы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА
Психолингвистика - это
комплексная наука, которая относится
к дисциплинам лингвистическим,
поскольку изучает язык, и к
дисциплинам психологическим, поскольку
изучает его в определенном аспекте – как психический
феномен. А раз язык – это знаковая система,
обслуживающая социум, то психолингвистика
входит и в круг дисциплин, изучающих социальные
коммуникации, в том числе оформление
и передачу знаний.
Объект
психолингвистики в различных ее школах
и направлениях определяется по-разному.
Однако практически во всех определениях
представлены такие характеристики, как
процессуальность, субъект, объект и адресат
речи, цель, мотив или потребность, содержание
речевого общения, языковые средства.
А.А. Леонтьев считает, что объектом психолингвистики
всегда является совокупность речевых
событий или речевых ситуаций.
Этот объект психолингвистики совпадает
с объектом лингвистики и других родственных
«речеведческих» наук.
Понимание предмета психолингвистики
претерпело эволюцию: от трактовки его
только как отношения говорящего и слушающего
к структуре сообщения, до соотнесения
его с трехчленной теорией речевой деятельности.
С течением времени в
науке изменялись как понимание
речевой деятельности, так и трактовка самого
языка, что породило массу разнообразных
определений предмета психолингвистики.
Предметом психолингвистики является
соотношение личности со структурой и
функциями речевой деятельности, с одной
стороны, и языком как главной «образующей»
образа мира человека с другой.
Таким образом, психолингвистика – это
наука о закономерностях порождения и
восприятия речевых высказываний. Психолингвистика
по предмету исследования близка к лингвистике,
а по методам исследования (эксперимент,
лингвистический эксперимент, формирующий
эксперимент) ближе к психологии.
Психолингвистика как область лингвистики
изучает язык, прежде всего, как феномен
психики. С точки зрения психолингвистики,
язык существует в той мере, в какой существует
внутренний мир говорящего и слушающего,
пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика
не занимается изучением «мертвых» языков
– таких, как старославянский или греческий,
где нам доступны лишь тексты, но не психические
миры их создателей.
В последние
годы распространение получила точка
зрения, согласно которой исследователи
считают продуктивным рассматривать психолингвистику
не как науку со своим предметом и методами,
а как особый ракурс, в котором изучаются
язык, речь, коммуникация и познавательные
процессы. Этот ракурс вызвал к жизни множество
исследовательских программ, разнородных
по целям, теоретическим предпосылкам
и методам. Эти программы носят, прежде
всего, прикладной характер.
1.1. Этапы становления психолингвистики
Начало современной психолингвистики было положено работами Соссюра и Блумфильда в первой половине XX века. Однако истинные революционные преобразования в эту науку были принесены в конце 50-х годов работами Хомского. Исследования «молекулярных структур» языка открыли путь к изучению не только его формальных характеристик и грамматики, но и природных особенностей. Последующие теоретические обобщения и преобразования были связаны, прежде всего, с построением семантических моделей. На первый план выдвигались прагматические и социально-лингвистические проблемы. С точки зрения Хомского, лингвисты должны рассматривать «идеального» носителя языка, действующего в условиях гомогенной речевой группы. Его подход, таким образом, характеризуется игнорированием конкретного речевого контекста. С другой стороны, представители социолингвистического направления выдвигают требование
изучать язык в его
контекстуальном обрамлении, в конкретной
ситуации, окружающей его носителя.
В область
психологических наук принято включать
все исследования, посвященные изучению
психических и поведенческих проявлений
животных и человека. При этом одним из
важнейших направлений является психология
процессов познания и развития. Последняя
наиболее тесно связано с лингвистикой.
Именно на стыке этих направлений возникают
принципиально важные вопросы: как и почему
различные речевые структуры понимаются
и репродуцируются человеком? Каковы механизмы
образования отдельных речевых форм? Имеют
ли формализованные модели грамматических
преобразований реальные психологические
корреляты? и т.д.
По утверждению Брауна, зарождение психолингвистики
следует датировать 1952-м годом, когда на
одном из заседаний Совета по социальным
дисциплинам (Social Science Council) три представителя
лингвистического направления и три психолога
условились о проведении специальной
междисциплинарной конференции. Расцвет
психолингвистики последовал сразу, и
уже к концу шестидесятых годов четко
определилась область исследований. К
тому времени наиболее абстрактные и фундаментальные
разделы лингвистики соединились с философией,
создав известную в наше время «амальгаму
философии языка».
В современных
психоаналитических исследованиях, в
частности, в работах Шапиро, разнородная
область психолингвистики получила дальнейшее
развитие; отдельные авторы пытаются применять
сугубо лингвистические модели к интерпретации
психоаналитического эмпирического материала.
1.2. Основные разделы психолингвистики
1.2.1. Онтогенез речи
Несмотря на многочисленные попытки обучения животных языку (в том числе и жестовому), животные оказались неспособными общаться на уровне более высоком, чем двухгодовалый ребенок. На доречевом этапе у ребёнка наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребёнка увеличивается многократно. При освоении языка ребёнок делает множество ошибок. Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса». Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении с взрослыми ребенок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.
1.2.2. Порождение речи
Процесс производства речи практически не наблюдаем — и поэтому наиболее сложен для описания. Большое количество моделей построено на основании оговорок и пауз в речи. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского предполагает, что человек оперирует определенными правилами, позволяющими ему развернуть глубинную структуру в поверхностную. С психологической точки зрения процесс производства речи заключается в том, что говорящий по определенным правилам переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы конкретного языка. При этом человек оперирует не статистическими закономерностями языка, а смысловыми единицами, которые обусловливаются коммуникативным замыслом.
Существующая у человека внутренняя речь предикативна, свёрнута и образна. Лишь выбор грамматической конструкции и подбор лексических единиц делают мысли человека доступными окружающим. Мысль совершается в слове. Речь, согласно воззрениям отечественной психолингвистики, представляет собой деятельность по вербализации образов сознания человека.
1.2.3. Восприятие речи
Восприятие речи – это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Восприятие неосознаваемо как акт восприятия формы — это почти всегда переход сразу к семантике. Обработка речевых сигналов проходит последовательно. Восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения.
Важную роль в восприятии слова играет его многозначность, при этом в процессе восприятия слово соотносится с другими словами того же семантического поля. При восприятии фраз реципиент может испытывать затруднение в том случае, если имеется неоднозначность в их толковании. Для реципиента не важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза. Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные фрагменты, черпая информацию из своего сознания.
Язык - главная из знаковых
систем человека, важнейшее средство
человеческого общения, способ осуществления
мышления. К. Маркс, например, назвал язык
“непосредственной действительн
Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.
Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.