Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа
Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирование речи в их соотнесенности с системой языка. В отличие от лингвистики, психолингвистика относится к языку, прежде всего, как к феномену психики, природа которого лежит в языковой способности человека, а его основное проявление в мышлении, деятельности сознания в целом, а также общении.
Целью работы является выявление основных черт психолингвистики, как области лингвистики, изучающей язык, прежде всего как феномен психики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...….….. 3-4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА………………………….... 5-6
1.1. Этапы становления психолингвистики………………………….……… 6-7
1.2. Основные разделы психолингвистики………………… ……….…...…….7
1.2.1.Онтогенез речи…………………………………………………….… 7-8
1.2.2. Порождение речи…………………………………….………….….. 8-9
1.2.3. Восприятие речи………………………………………………….….... 9
1.3. Язык и мышление…………………………………………….………… 8-14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..…. 15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛИГВИСТИКИ……………………………………………………….. 16
2.1. Л.В. Щерба………………………………………………..……………. 16-20
2.2. Л.С. Выготский…………………………………………………..…….. 20-24
2.3. А.А. Леонтьев………………………………………………………….. 24-26
Выводы по 2 главе…………………………………………...……….…….. 26-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…. 29-30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ…………………………………………….….. 31
Интересна также идея Щербы о создании толковых иностранных словарей на родном языке лиц, пользующихся ими. Эту мысль он развил в противоположении пятом: толковый словарь — переводный словарь. Как говорил Щерба: «Толковые словари предназначены в первую очередь для носителей данного языка. Переводный же словарь возникает из потребности понимать тексты на чужом языке». Однако принципиальным недостатком этих последних является предположение об адекватности систем понятий любой пары языков, тогда как это совершенно не соответствует действительности. Многие примеры из хорошего переводного французско-русского словаря и словарей других языков, приводимые Щербой как в этой статье, так и в его предисловии к русско-французскому словарю, хорошо это показывают. Для того чтобы избежать этой опасности, необходимо, по его мысли, создать новый тип толкового, например французского, словаря на русском языке. В его основу можно было бы положить, как думал Щерба, хотя бы французский словарь Ларусса, толкования которого следовало бы перевести на русский язык. По мысли Л. В., для каждой пары языков должно быть четыре словаря: так, например, для французского и русского — два толковых (один для русского читателя и один для французского) и два переводных, также один для русского и один для француза. Однако этот замысел Л. В., очень трудный в осуществлении, так и остался невыполненным.
Лев Владимирович обладал исключительной способностью проникновения в чужие идеи, причем не только ученых, близких ему по духу, как Бодуэн де Куртенэ, но и более далеких по лингвистическому мировоззрению, как Шахматов, или даже совсем чуждых ему, как Фортунатов. Поэтому ему так удались помещенные в настоящем томе четыре очерка: о Бодуэне, Шахматове, Фортунатове и Мейе. Читая эти блестяще написанные очерки, мы открываем для себя важнейшие черты научного облика и своеобразие научных идей столь непохожих друг на друга замечательных языковедов.
2.2. Лев Семенович Выготский
Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Советский психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Окончил юридический факультет Московского университета и историко-философский факультет университета им. Шанявского. Научно-педагогическую деятельность начал в Гомеле. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, в Академии коммунистического воспитания, затем в созданном им Институте дефектологии. Профессор Института психологии в Москве. Различая в развитии поведения две линии: естественную и культурную. Л. С. Выготский выдвинул положение о том, что высшие, специфически человеческие психические процессы (произвольное внимание, логическая память, понятийное мышление и др.) осущестрляются подобно процессам труда с помощью особых орудий «духовного производства» — знаков. Первоначально эти культурные приемы и средства формируются в совместной деятельности людей, а затем становятся также индивидуальными психологическими средствами управления поведением. В развитии каждой из психических функций такое опосредствование постепенно превращается из внешнего во внутреннее. Одной из основных проблем, на материале которых была разработана культурно-историческая теория, является проблема соотношения мышления и речи. Фундаментальный труд Л. С. Выготского «Мышление и речь» представлен из хрестоматии тремя отдельными статьями, посвященными соответственно общим теоретическим вопросам, анализу генетических истоков мышления и речи, структурных и семантических особенностей внутренней речи, исследованиям эгоцентрической речи и проблеме развития понятий в онтогенезе.
Льва Семеновича Выготского называют Моцартом психологии, а между
тем можно сказать, что этот человек пришел
в психологию со стороны. Лев Семенович
не имел специального психологического
образования, и вполне возможно, именно
этот факт и позволил ему взглянуть по-новому,
с другой точки зрения на проблемы, стоящие
перед психологической наукой.
Его во многом новаторский подход объясняется
тем, что над ним не тяготели традиции
эмпирической академической психологии.
Еще в гимназические
годы Выготский прочел книгу А.А.
Потебни «Мысль и язык», которая пробудила у него
интерес к психологии - области, в которой
ему предстояло стать выдающимся исследователем.
После окончания школы в 1913 г. поехал в
Москву и поступил сразу в два учебных
заведения - в Народный университет на
историко-философский факультет по собственному
желанию и в Московский императорский
институт на юридический факультет по
настоянию родителей.
Выготский был страстным почитателем
театра, не пропускал ни одной театральной
премьеры. В юношеские годы писал литературно-критические
этюды и статьи в различные литературные
журналы о романах А. Белого, Д. Мережковского.
Наибольшую известность принесла Выготскому
созданная им психологическая теория,
приобретшая широкую известность под
названием «Культуро-историческая концепция
развития высших психических функций,
теоретический и эмпирический потенциал
которой не исчерпан до сих пор».
Сутью этой концепции является синтез
учения о природе и учения о культуре.
Эта теория представляет альтернативу
существовавшим поведенческим теориям,
и прежде всего бихевиоризму.
По мнению самого автора, изучение основных
закономерностей развития культуры может
дать представление о законах формирования
личности. Лев Семенович рассматривал
эту проблему в свете детской психологии.
Согласно Выготскому, все психические,
данные природой (натуральные) функции
с течением времени преобразуются в функции
высшего уровня развития (культурные):
механическая память становится логической,
ассоциативное течение представлений
- целенаправленным мышлением или творческим
воображением, импульсивное действие
- произвольным и т.д.
Все эти внутренние процессы зарождаются
в прямых социальных контактах ребенка
со взрослыми, а затем закрепляются в его
сознании.
«Всякая функция в культурном
развитии ребенка появляется на сцене
дважды, в двух планах, сперва социальном,
как категория интерапсихическая, затем
внутри ребенка, как категория интрапсихическая.»[Л.С. Выготский 1931: 5-8].
Важность этой формулы для исследований
в области детской психологии была в том,
что духовное развитие ребенка ставилось
в определенную зависимость от организованного
воздействия на него взрослых.
Выготский предпринимал попытки объяснить,
каким образом отношения организма с внешним
миром формируют его внутреннюю психическую
среду. Он убедился, что на становление
личности ребенка, на его полноценное
развитие практически в равной степени
оказывают влияние как наследственные
задатки (наследственность), так и социальные
факторы.
У Льва Семеновича много
работ посвящено изучению психического
развития и закономерностей становления
личности в детском возрасте, проблемам
учения и обучения детей в школе.
Причем не только нормально развивающихся детей, но и детей, имеющих различные
аномалии развития.
Именно Выготскому принадлежит самая
выдающаяся роль в становлении науки дефектологии.
Он создал в Москве лабораторию психологии
аномального детства, которая стала впоследствии
составной частью Экспериментального
дефектологического института.
Он одним из первых среди отечественных
психологов не только теоретически обосновал,
но и подтвердил на практике, что любой
недостаток как в психологическом, так
и в физическом развитии поддается коррекции,
т.е. его можно компенсировать за счет
сохранных функций и путем длительной
работы.
Основной
упор при изучении психологических особенностей
аномальных детей Выготский делал на умственно
отсталых и слепоглухонемых. Он не
мог, как многие другие его коллеги по
цеху, делать вид, что такой проблемы не
существует. Раз дефективные дети живут
среди нас, необходимо приложить все усилия,
чтобы они стали полноправными членами
общества. Выготский считал своим долгом
в меру сил и возможностей помогать таким
обделенным судьбой детям.
Еще один фундаментальный
труд Выготского «Психология искусства». В нем он выдвинул
положение об особой психологии формы,
о том, что в искусстве форма развоплощает
материал.
Вместе с тем автор отверг формальный
метод из-за его неспособности вскрыть и объяснить исторически
меняющееся социально-психологическое
содержание искусства.
На последнем
этапе своей научной деятельности он занялся
проблемами мышления и речи и написал
научную работу «Мышление и речь». В этом
фундаментальном научном труде основной
является мысль о неразрывной связи, существующей
между мышлением и речью.
Выготский сначала высказал предположение,
которое вскоре сам же и подтвердил, что
от формирования и развития речи зависит
уровень развития мышления. Он выявил
взаимообусловленность двух этих процессов.
Выготскому его научное прошлое уготовило
одну альтернативу. Взамен диады сознание-поведение,
вокруг которой вращалась мысль остальных
психологов, средоточием его исканий становится
триада сознание-культура-поведение.
К огромному сожалению, многолетняя и
достаточно плодотворная работа Л.С. Выготского,
его многочисленные научные труды и разработки,
как это часто случается с талантливыми
людьми, особенно в нашей стране, не были
оценены по достоинству.
При жизни Льва Семеновича его работы
не допускались к публикации в СССР.
С начала 1930-х гг. на него началась настоящая
травля, власти обвиняли его в идеологических
извращениях.
11 июня 1934 г. после продолжительной
болезни, в возрасте 37 лет Лев
Семенович Выготский умер.
Наследие Л.С. Выготского - это около 200
научных работ, среди которых Собрание
сочинений в 6-ти томах, научный труд «Психология
искусства», работы по проблемам психологического
развития человека с рождения (переживания,
кризисы) иьзакономерностям формирования
личности, ее основных свойств и функций.
Он внес большой вклад в раскрытие вопроса
о влиянии коллектива, социума на личность.
Бесспорно, Лев Выготский оказал значительное
влияние на отечественную и мировую психологию,
а также на смежные науки - педагогику,
дефектологию, языкознание, искусствоведение,
философию.
Ближайший друг и ученик Льва Семеновича
Выготского А. Р. Лурия называл его гением
и великим гуманистом XX в.
2.3. Алексей Алексеевич Леонтьев
Алексей Алексеевич Леонтьев родился 14 января 1936 года в Москве. Его отцом был известный психолог А.Н. Леонтьев, о генеалогии и жизненном пути которого известно довольно много, во многом как раз благодаря научной биографии, написанной А.А.Леонтьевым и выпущенной к столетнему юбилею А.Н.Леонтьев, и затем в расширенном виде вошедшей в большую книгу о нем. Эта биография писалась в 2001-2003 годах и вобрала в себя многое из начатых и незавершенных собственных мемуаров Алексея Алексеевича. Сам он комментирует это так: «Может показаться, что я слишком много и подробно о нем рассказываю. Но ведь именно и в первую очередь общение с ним сформировало меня самого и как личность, и как ученого!»[А.А.Леонтьев 2003, 15].
Университет он закончил в 1958 году. Его дипломная работа была посвящена дативу объекта в готском языке, и получила высокую оценку (а также легла в основу двух публикаций); именно благодаря ей А.А. Леонтьев, в виде исключения, был принят на работу в Институт языкознания АН СССР. Среди его первых публикаций много хроникальных заметок (за них платили), совместная с А.Н.Леонтьевым статья «О двояком аспекте языковых явлений», разнообразные словарные статьи и рецензии, а также работы по творческому наследию И.А. Бодуэна де Куртенэ. Кандидатская диссертация по филологическим наукам, которую А.А.Леонтьев «без отрыва от производства» подготовил и защитил в 1963 году, была посвящена общелингвистическим взглядам И.А. Бодуэна де Куртенэ. В ней особый акцент был сделан на вопросе о функционировании языка и о взаимодействии языкознания с психологией. А.А.Леонтьев также был инициатором первых книжных публикаций работ и самого Бодуэна де Куртенэ, и трудов его ученика Е.Д. Поливанова, а также Л.П. Якубинского.
Работы А.А.Леонтьева этого времени довольно разнообразны – популярная книга «Возникновение и первоначальное развитие языка», словарные и аналитические статьи от историко-научных и методологических до таких тем, как красная строка, «префонологические тождества» или написание иностранных имен. Уже в 1968 году он защитил диссертацию на соискание степени доктора филологических наук по теме «Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности», причем еще до ее защиты у А.А.Леонтьева вышло девять монографий на разные темы, и многие из них переиздаются и сейчас. Степень была нужна для того, чтобы иметь возможность собрать исследовательскую группу, и на следующий год, в 1969 году Группа психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР была создана. Эта группа динамично развивалась; в числе ее участников можно назвать Ю.А. Сорокина, А.М. Шахнаровича, Е.Ф. Тарасова, Н.В. Уфимцеву и других ведущих советских психолингвистов.
Именно с психолингвистикой
чаще всего связывают имя А.А.
Проблематика психолингвистики
и речевого общения, пограничная
между языкознанием и психологией,
привела его к углублению в
чисто психологические
Выводы по 2 главе
Советская
психолингвистика опиралась на материалистическую
психологию школы Л.С Выготского и на лингвистическое
наследие Л.В. Щербы и его школы, в особенности
на его трактовку активной грамматики.
Вкладом Льва Николаевича также были предложенные
им идеи создания словарей на родном языке,
то есть лицами, пользующимися языком,
но, к сожалению, этот замысел так и не
был выполнен. Учение Щербы о частях речи
также получило большой отклик. Он считал,
что это учение должно занимать особый
раздел грамматики, и предложил назвать
его «лексические категории».
Не менее выдающийся психолингвист, Лев Семенович Выготский также дал опору для развития психолингвистики. Его называли Моцартом психологии, хотя у него не было психологического образования. У Льва Семеновича много работ посвящено изучению психического развития и закономерностей становления личности в детском возрасте, проблемам учения и обучения детей в школе. Именно Выготскому принадлежит вклад в становлении науки дефектологии. На последнем этапе своей научной деятельности Выготский написал труд «Мышление и речь». Основной идеей этой работы была неразрывная связь между мышлением и речью. Но, к сожалению, все плодотворные исследования ученого не были оценены по достоинству в нашей стране.