Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа
Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирование речи в их соотнесенности с системой языка. В отличие от лингвистики, психолингвистика относится к языку, прежде всего, как к феномену психики, природа которого лежит в языковой способности человека, а его основное проявление в мышлении, деятельности сознания в целом, а также общении.
Целью работы является выявление основных черт психолингвистики, как области лингвистики, изучающей язык, прежде всего как феномен психики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...….….. 3-4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА………………………….... 5-6
1.1. Этапы становления психолингвистики………………………….……… 6-7
1.2. Основные разделы психолингвистики………………… ……….…...…….7
1.2.1.Онтогенез речи…………………………………………………….… 7-8
1.2.2. Порождение речи…………………………………….………….….. 8-9
1.2.3. Восприятие речи………………………………………………….….... 9
1.3. Язык и мышление…………………………………………….………… 8-14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..…. 15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛИГВИСТИКИ……………………………………………………….. 16
2.1. Л.В. Щерба………………………………………………..……………. 16-20
2.2. Л.С. Выготский…………………………………………………..…….. 20-24
2.3. А.А. Леонтьев………………………………………………………….. 24-26
Выводы по 2 главе…………………………………………...……….…….. 26-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…. 29-30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ…………………………………………….….. 31
Именно Алексея Алексеевича Леонтьева чаще всего считают «отцом» психолингвистики в СССР. Его перу принадлежат такие труды, как «Психолингвистика», «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания», «Основы психолингвистики». Леонтьев читал курс психолингвистики в МГУ на факультете психологии, более того, ученый занимался изучением психолингвистических проблем в криминалистике и проблемами экспертизы текстов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психолингвистика изначально
ориентирована на изучение реальных
процессов говорения и понимани
Глобализация мировых культурных процессов, массовые миграции и расширение ареалов регулярного взаимопроникновения разных языков и культур (мультикультурализм), появление мировых компьютерных сетей – эти факторы придали особый вес исследованиям процессов и механизмов овладения чужим языком.
Таким образом, изучив данные ниже в списке литературы источники, мы достигли поставленных задач. Мы рассмотрели основные понятия психолингвистики, познакомились с основными разделами психолингвистики, такими как, онтогенез речи, порождение речи и восприятие речи. Рассмотрели такое понятие как «язык и мышление». Мы узнали, какие науки пограничны с психолингвистикой, а именно, психогенетика, этнолингвистика, социолингвистика, и в каких областях знаний используется психолингвистика, как практический метод, а именно, в судебной психологии, криминалистике, патопсихологии, инженерной психологии. Более того, мы познакомились с основными представителями советской психолингвистики, и узнали, какой же вклад внесли эти ученые в развитие науки, в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ