Советская психолингвистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирование речи в их соотнесенности с системой языка. В отличие от лингвистики, психолингвистика относится к языку, прежде всего, как к феномену психики, природа которого лежит в языковой способности человека, а его основное проявление в мышлении, деятельности сознания в целом, а также общении.
Целью работы является выявление основных черт психолингвистики, как области лингвистики, изучающей язык, прежде всего как феномен психики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...….….. 3-4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА………………………….... 5-6
1.1. Этапы становления психолингвистики………………………….……… 6-7
1.2. Основные разделы психолингвистики………………… ……….…...…….7
1.2.1.Онтогенез речи…………………………………………………….… 7-8
1.2.2. Порождение речи…………………………………….………….….. 8-9
1.2.3. Восприятие речи………………………………………………….….... 9
1.3. Язык и мышление…………………………………………….………… 8-14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..…. 15

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛИГВИСТИКИ……………………………………………………….. 16
2.1. Л.В. Щерба………………………………………………..……………. 16-20
2.2. Л.С. Выготский…………………………………………………..…….. 20-24
2.3. А.А. Леонтьев………………………………………………………….. 24-26
Выводы по 2 главе…………………………………………...……….…….. 26-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…. 29-30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ…………………………………………….….. 31

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Именно Алексея Алексеевича Леонтьева чаще всего считают «отцом» психолингвистики в СССР. Его перу принадлежат такие труды, как «Психолингвистика», «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания», «Основы психолингвистики». Леонтьев читал курс психолингвистики в МГУ на факультете психологии, более того, ученый занимался изучением психолингвистических проблем в криминалистике и проблемами экспертизы текстов.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психолингвистика изначально ориентирована на изучение реальных процессов говорения и понимания, на «человека в языке». Психолингвистика становится наукой все более популярной среди исследователей. Сейчас многие исследователи пишут о необходимости комплексного подхода к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека. При его изучении исследователь демонстрирует очевидные преимущества выхода за рамки лингвистики и использования достижений смежных наук, в частности – психолингвистики.

Глобализация мировых  культурных процессов, массовые миграции и расширение ареалов регулярного взаимопроникновения разных языков и культур (мультикультурализм), появление мировых компьютерных сетей – эти факторы придали особый вес исследованиям процессов и механизмов овладения чужим языком.

Таким образом, изучив данные ниже в списке литературы источники, мы достигли поставленных задач. Мы рассмотрели основные  понятия психолингвистики, познакомились с основными разделами психолингвистики, такими как, онтогенез речи, порождение речи и восприятие речи. Рассмотрели такое понятие как «язык и мышление». Мы узнали, какие науки пограничны с психолингвистикой, а именно, психогенетика, этнолингвистика, социолингвистика, и в каких областях знаний используется психолингвистика, как практический метод, а именно, в судебной психологии, криминалистике, патопсихологии, инженерной психологии. Более того, мы познакомились с основными представителями советской психолингвистики, и узнали, какой же вклад внесли эти ученые в развитие науки, в целом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] // О.С. Ахманова.− М.: Советская энциклопедия, 1969.- с.580-607.
  2. Время, оставшееся с нами: Филологический факультет в 1953-1958 гг.: Воспоминания выпускников [Текст] // по ред. С. С. Ангелина, Т. М. Костыгова, В. А. Недзвецкий, М. Л. Ремнёва, Т. Н. Скорбилина, И. Е. Усок, А. П. Филатов. — М.: МАКС Пресс, 2004. — с.480.
  3. Выготский, Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] [Текст] // Л.С. Выготский // Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное.- М.: Лабиринт, 2001.- С. 278-342.
  4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах [Текст] // Л.С. Выготский // Проблемы развития психики. Т.6. // под ред. А.М.Матюшкина. М.: Педагогика. 1983г. – с. 167.
  5. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] /В.П.Глухов.— М.: Астрель, 2005. 351с.
  6. Горелов, И.Н. Проблемы функционального базиса речи в онтогенезе [Текст] // И.Н. Горелов.— Челябинск, 1974.- с. 214.
  7. Горелов, И. Н., Седых К. Ф. Основы психолингвистики [Текст] // И.Н. Горелов, К.Ф. Седых // Учебное пособие.− М.: Лабиринт, 1977. - 224 с.
  8. Зиндер Л. Р., Маслов Ю. С. Л. В. Щерба — лингвист—теоретик и педагог [Текст] // Л.Р. Зиндер, Ю.С. Маслов.— Л.: Наука, 1982. — с. 104.
  9. Кодухов В.И. Введение в языкознание [Текст] // В.И. Кодухов // Учебник для вузов – 4-е изд., стереотипное, перепечатка со второго издания 1987г. – М.: ИД Альянс, 2009. – 288с.
  10. Леонтьев, А.А. Автобиографическая рукопись А.А.Леонтьева [Текст] // А.А. Леонтьев // "Заметки рядового шестидесятника"(семейный  архив). М.:. Наука. 1987.− с.15.
  11. Леонтьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание личности [Текст] // А.А. Леонтьев.− М.: Смысл, 2005.− с. 80.
  12. Леонтьев А.А. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева [Текст] // А.А. Леонтьев.− М.: Смысл, 2003.
  13. Леонтьев А.А. Психолингвистика [Текст] // А.А. Леонтьев.– Л.: Наука, 1967. – с. 118.
  14. Леонтьев А.А.. Психолингвистика и проблема функциональных единиц  речи [Текст] // А.А. Леонтьев // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике.− М.: Наука, 1961.- с. 188-267.
  15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] // А.А. Леонтьев.−  М.: Просвещение, 1969.− с. 45.
  16. Львов. М.Р. Основы теории речи [Текст] // М.Р. Львов // Учеб. пособие для пед. вузов.− М.: Academia, 2000. − с.237-242.
  17. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений [Текст] // К.Маркс, Ф. Энгельс.− М.: Госполитиздат, 1956.− с. 568.
  18. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику [Текст] // Л.В. Сахарный // Курс лекций.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1989.Шахнарович А.М. Психолингвистика [Текст] // А.М. Шахнарович // Сборник статей.− М.: Прогресс, 1984.− с. 255.
  19. Фет А. А. Стихотворения [Текст] // А.А. Фет.− М.: Современник, 1956. – с. 86.
  20. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок [Текст] // С.Н. Цейтлин // Лингвистика детской речи.− М.: Владос, 2000.- 240 с.
  21. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании [Текст] // Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность.— М.: Наука, 1974.- с. 77-100.
  22. Язык и мышление [электронный ресурс] // http://azps.ru/articles/proc/proc59.html
  23. Feyerabend P.K. Materialism and the Mind-Body Problems [Текст] // P.K. Feyerabend.− N/-Y – Chicago, 1969.- p. 94.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ

 

  1. Интериоризация (фр. intériorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
  2. Реципиент – это объект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта, называемого донором.
  3. Герменевтика – направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
  4. Постпозитивизм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.
  5. Онтология  — раздел философии, изучающий бытие.
  6. Телепортация – в фантастических произведениях — мгновенное перемещение материального объекта из одной точки пространства в другую.

 

 

 


Информация о работе Советская психолингвистика