Сознание и бессознательное в психике человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Сложность изучения бессознательного к тому же заключается в том, что оно тщательно скрыто в глубинах человеческого сознания, оно защищено механизмами, препятствующими вторжению кого-либо в этот «сокровенный тайник», в котором хранятся все тревоги, комплексы, навязчивые состояния и т.д. Целью курсовой работы является структурирование представлений о сознании и бессознательном, определение факторов, влияющих на расстройство сознания, выявление наиболее приоритетной, по субъективному мнению, гипотезу. Задачи курсовой работы состоят в теоретическом анализе понятия сознания и теоретическом анализе понятия бессознательного.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общие положения психологии сознания 3
1.1 Сознание по У. Джеймсу 4
1.2 Сознание по В.М. Бехтереву 5
1.3 Сознание по С.Л. Рубинштейну 6
1.4 Сознание по А.Н. Леонтьеву 7
Глава 2. Общие положения психологии бессознательного 8
2.1 Сознание и бессознательное по З. Фрейду 8
2.2 Сознание и бессознательное по К.Г. Юнгу 10
2.3 Сознание и бессознательное по К. Ясперсу 12
Глава 3. Расстройства сознания 15
3.1 Клиническая неврология и расстройство сознания 15
3.2 Зависимость состояния сознания от изменений функционального состояния нервной системы 16
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

kisly_los.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского»

 

 

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА №1

 

 

СОЗНАНИЕ И  БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

____курса, ____группы

____ ______

(Ф. И. О.)

Научный руководитель:

___        _          __

(Ф. И. О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема сознания и бессознательного актуальна в  наше время. В эпоху индивидуализма, когда каждый человек воспринимается как личность, стремление приобрести знания об этих двух фундаментальных структурах, формирующих поведение, привычки, стереотипы и т.д., не вызывает удивления. С научной точки зрения актуальность этой проблемы заключается в её неизученности и в широте возможных открытий в данной сфере.

Сознание и бессознательное считаются основными компонентами психики человека, так как они включают в себя совокупность когнитивных, психологических, физиологических факторов. Можно сказать, что сознание и бессознательное – это то, что формирует личность индивида, то, что руководит действиями, мыслями, чувствами каждого человека. Расстройство сознания приводит к неизгладимым последствиям потери функциональности личности, восстановление которой требует немалых усилий. С древних времен философы, психологи пытались объяснить явления сознания и бессознательного, связать их между собой логическими связями. На такой компонент психики, как сознание, первым в истории психологии обратил внимание Аристотель. Он же ввел термин «душа», который обозначал функцию, деятельность организма. На такой компонент психики как бессознательное первым обратил внимание З. Фрейд, определив его как хранилище примитивных инстинктивных побуждений. На данный момент существует много гипотез, объясняющих эти феномены, но ни одна из них не принята за истинную. Это связано с тем, что сами термины «сознание» и «бессознательное» абстрактны. Мы можем лишь наблюдать их проявления, догадываться о механизмах формирования, соотносить те или иные компоненты с физиологическими данными, но создание целостного образа этих терминов весьма затруднительно. Сложность изучения бессознательного к тому же заключается в том, что оно тщательно скрыто в глубинах человеческого сознания, оно защищено механизмами, препятствующими вторжению кого-либо в этот «сокровенный тайник», в котором хранятся все тревоги, комплексы, навязчивые состояния и т.д.. Именно поэтому так важно знать как можно больше различных подходов в изучении данных феноменов  для структурирования в полной мере представления о них.

Целью курсовой работы является структурирование представлений о сознании и бессознательном, определение факторов, влияющих на расстройство сознания, выявление наиболее приоритетной, по субъективному мнению, гипотезу.

Задачи курсовой работы состоят в теоретическом анализе понятия сознания и теоретическом анализе понятия бессознательного.

Метод исследования: теоретический анализ литературы.

 

Глава 1. Общие положения психологии сознания

В течение многих веков ученые не могут придти к единому мнению, что же на самом деле считать сознанием. Аристотель в 4 в. до н.э.  впервые обратил внимание на феномен «сознания», назвав его «душой». С того времени споры на эту тему не умолкают. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Сторонники объективного идеализма признавали единственно достоверной реальностью сознание. Материалисты считали сознание функцией мозга и отражением внешнего мира.

Если рассмотреть  современную психологию и психологию 20 в., то среди ученых, которые изучали проблему «сознания», можно выделить наиболее значимых. У. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. В.М. Бехтерев основывался в изучении сознания на рефлексы. Л.С. Выготский считал, что сознание не фундаментальное явление, а предельное понятие в системе психологических понятий. По С.Л. Рубинштейну сознание - осознание того, что находится за его пределами. А.Н. Леонтьев считал, что в феномен сознания включены такие элементы, как картина мира, действия и состояния субъекта. Я. И. Чуприкова высказывала идею о сознании как о высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности мозга.

Подход каждого  автора к проблеме сознания абсолютно  индивидуален, как и выводы о том, что же есть сознание в психике человека. Рассмотрим несколько гипотез о психологии сознания в современной психологии.

 

1.1 Сознание по У. Джеймсу

У. Джеймс считает основой психологии биологию и доказывал необходимость рассмотрения сознания в его приспособительной функции к среде. Он выделяет четыре свойства сознательного процесса:

  • каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;
  • в границах личного сознания его состояния изменчивы;
  • всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений;
  • одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и, вообще, все время делает между ними выбор.

 

Под личным сознанием У. Джеймс подразумевает «связанные последовательности мыслей, сознаваемые как таковые» [1, c.56]. Про второе свойство сознательного процесса автор пишет «ни одно раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Мы то смотрим, то слушаем, то рассуждаем, то желаем, то припоминаем, то ожидаем, то любим, то ненавидим; наш ум поцеременно занят тысячами различных объектов мысли» [1, c.58]. Положение «сознание непрерывно», включающееся в трете свойство, заключает в себе две мысли: 1) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности; 2) перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Отсюда можно сделать вывод, что сознание цельно, не раздроблено на части, поэтому У. Джеймс в дальнейшем называет его «потоком сознания».

Автор выделяет два состояние сознания: устойчивое и изменчивое. «Остановочные пункты в сознании обыкновенно бывают заняты чувственными впечатлениями, особенность которых заключается в том, что они могут, не изменяясь, созерцаться умом неопределенное время; переходные промежутки заняты мыслями об отношениях статических и динамических, которые мы по большей части устанавливаем между объектами, воспринятыми в состоянии относительного покоя. Назовем остановочные пункты устойчивыми частями, в переходные промежутки изменчивыми частями потока сознания» [1, c.79]. Главное назначение переходных состояний заключается в направлении одного устойчивого состояния к другому.

 

1.2 Сознание  по В.М. Бехтереву

Под сознанием В.М. Бехтерев понимает «ту субъективную окраску или то субъективное, т. е. внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которой или которым сопровождаются многие из наших психических процессов» [2, c.204]. Благодаря этой субъективной окраске индивид может различать свои психологические процессы по их сложности. Сумма ощущений (ощущение, представление и др.) и составляет содержание сознания.

Автор рассматривает  основные характеристики степени сознания:

  • степень сознательности психических процессов
  • содержание сознания
  • сложность форм сознания
  • границы (объем)
  • ясность

 

Степень сознательности психических процессов бывает различной  у каждого человека в зависимости  от тех или других условий. Например, у большинства людей яркость  представлений значительно поднимается  к вечеру, именно поэтому вечернее время и является обычным временем мечты. Этим же объясняется и тот факт, что многие из поэтов для своих занятий предпочитали вечернее или даже ночное время. Физическое утомление, процессы пищеварения понижают в более или менее значительной степени яркость психических образов.

Простейшая  форма сознания - состояние, когда  еще не выработано ни одного более  или менее ясного представления, когда лишь существует неясное чувство  собственного существования.

Более сложным  является сознание в том случае, когда в нем присутствуют уже  те или другие представления (ряд представлений о положении собственного тела, о движении рук/ног и т.д.).

Следующей по сложности  формой сознания является сознание пространства, т. е. то состояние сознательной сферы, когда человек может уже создавать  пространственные представления об окружающем его мире. На основании этих-то пространственных представлений он и получает возможность ориентироваться относительно окружающей обстановки.

Несколько более  сложной является та форма сознания, когда человек улавливает уже последовательность внешних явлений, благодаря чему вырабатывается сознание времени.

Дальнейшую  по сложности степень сознания представляет сознание своей личности (представления нравственные, религиозные, правовые и т.д.).

Высшей степенью сознания является то состояние внутреннего мира, когда человек, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы.

В.М. Бехтерев подчеркивает, что развитие сознания происходит от простейшей формы к наивысшей, проходя  все стадии.

 

Автор обращает внимание и на бессознательную сферу, называя её «той сокровищницей нашей души, в которой хранится в скрытом состоянии большинство некогда ярко блиставших в сознании представлений и из которой происходит постоянное обновление сознательной сферы» [2, c.219]. Между элементами сознательной и бессознательной сферы происходит обмен, то есть между ними всегда сохраняется преемственная связь. Существованием такой преемственной связи можно объяснить способность узнавания прошлых представлений. «Как известно, мы не только воспроизводим прошлые представления, но и узнаем, что эти представления уже были когда-то в нашей сознательной сфере, а не явились вновь» [2, c.222]. Процессы, совершающиеся в бессознательной сфере человека, служат нередко руководством его сознательных действий.

 

1.3 Сознание по С.Л. Рубинштейну

По С.Л. Рубинштейну  сознание это «всегда есть осознание  чего-то, что находится вне его. Сознание — это осознание вне  его находящегося объекта, который  в процессе осознания трансформируется и выступает в форме, в виде ощущения, мысли» [3, c.259].

Становление сознания связано со становлением новой формы  жизни, субъект которой способен отдавать себе отчет в своем отношении  к миру, к другим людям, подчинять  свою жизнь обязанностям, нести ответственность  за все содеянное и все упущенное, ставить перед собою задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир — словом, жить так, как живет человек и никто другой.

Наличие сознания предполагает выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания.

Развитие у  человека сознания связано с общественно  организованной деятельностью людей, с трудом и совершается на его основе. Труд требует осознания результата труда как его цели, и в процессе труда сознание и формируется.

Сознание служит для регуляции поведения, для  приведения его в соответствие с  потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается.

 

1.4 Сознание  по А.Н. Леонтьеву

А.Н. Леонтьев определяет сознание как «открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен  и он сам, его действия и состояния» [4, c.124]. Индивидуальное сознание - это специфически форма субъективного отражения объективной реальности. Оно может быть представлено только как продукт отношений и опосредствований, возникающий в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно.

Первоначальное  сознание существует лишь в форме  психического образа, открывающего субъекту окружающий мир, деятельность практическая, внешняя. На более позднем этапе  предметом сознания становится также  и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. «Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи» [4, c.136].

Другое капитальное  изменение, претерпеваемое сознанием  в ходе исторического развития, состоит  в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива и сознания индивидов, которые входят в этот коллектив. Это происходит в силу того, что «осознаваемым становится широкий круг явлений, включающий в себя также явления, принадлежащие к сфере таких отношений индивидов, которые составляют особенное в жизни каждого из них. При этом классовое расслоение общества приводит к тому, что люди оказываются в неодинаковых, противопоставленных друг другу отношениях к средствам производства и общественному продукту; соответственно и их сознание испытывает на себе влияние этой неодинаковости, этой противопоставленности» [4, c.144].

В явлении сознания автор выявляет чувственную ткань. Эта ткань образует чувственный  состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира.

Информация о работе Сознание и бессознательное в психике человека