Сознание и бессознательное в психике человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Сложность изучения бессознательного к тому же заключается в том, что оно тщательно скрыто в глубинах человеческого сознания, оно защищено механизмами, препятствующими вторжению кого-либо в этот «сокровенный тайник», в котором хранятся все тревоги, комплексы, навязчивые состояния и т.д. Целью курсовой работы является структурирование представлений о сознании и бессознательном, определение факторов, влияющих на расстройство сознания, выявление наиболее приоритетной, по субъективному мнению, гипотезу. Задачи курсовой работы состоят в теоретическом анализе понятия сознания и теоретическом анализе понятия бессознательного.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общие положения психологии сознания 3
1.1 Сознание по У. Джеймсу 4
1.2 Сознание по В.М. Бехтереву 5
1.3 Сознание по С.Л. Рубинштейну 6
1.4 Сознание по А.Н. Леонтьеву 7
Глава 2. Общие положения психологии бессознательного 8
2.1 Сознание и бессознательное по З. Фрейду 8
2.2 Сознание и бессознательное по К.Г. Юнгу 10
2.3 Сознание и бессознательное по К. Ясперсу 12
Глава 3. Расстройства сознания 15
3.1 Клиническая неврология и расстройство сознания 15
3.2 Зависимость состояния сознания от изменений функционального состояния нервной системы 16
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

kisly_los.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью  субъекта. Однако у человека чувственные  образы приобретают новое качество а именно свою означенность. Значения и являются важнейшими образующими человеческого сознания. Значения преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык, но за языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представлена идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой.

 

Глава 2. Общие положения психологии бессознательного

Бессознательное как компонент психики человека долгое время оставалось без внимания. Древние философы пытались объяснить, что означают сны, почему человек мечтает, делает описки, оговорки. Но их старания углубиться в психику человека не были удачными, так как они не могли представить, что кроме сознания есть ещё одна сфера – бессознательное. Впервые описал эту «подводную часть айсберга» психики человека З. Фрейд, определяя бессознательное как нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком.  По З. Фрейду бессознательное выступает центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики. К.Г. Юнг иначе понимал природу бессознательного. Он считал, что бессознательное имеет не только биологическую природу, но ещё и символическую. То есть бессознательное вырабатывает определенные формы и идеи, которые составляют основу всех представлений человека.

Рассмотрим  несколько гипотез о психологии бессознательного в психологии.

 

2.1 Сознание и бессознательное по З. Фрейду

З. Фрейд определяет сознание как «поверхностный слой душевного аппарата» [5, c.425]. Он приходит к термину бессознательное путем переработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Автор выделяет два вида бессознательного:

  • латентное, но способное стать сознательным;
  • вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным.

Латентное бессознательное называется З. Фрейдом предсознательным. Предсознательное находится гораздо ближе к сознательному, чем бессознательное. различие между бессознательным и предсознательным представлениями заключается в том, что первое совершается при помощи материала, остающегося неизвестным (непознанным), в то время как второе связывается с представлениями слов.

С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а вытесненные желания осознаются.

 «Я» личности – связанная организация душевных процессов в одной личности. Это «Я» связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению. Это то, что контролирует все частные процессы. Из этого «Я» исходит вытеснение, благодаря которому «известные душевные побуждения» подлежат исключению из сознания. «Я» в собственном смысле слова может быть бессознательным.

З. Фрейд утверждает, что сознательны все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия), а также изнутри: ощущения и чувства. Ощущения и чувства становятся сознательными лишь благодаря соприкосновению с системой W, если же путь к ней прегражден, они не осуществляются в виде ощущений.

Автор называет сущность, исходящую из системы Wu, пребывающую вначале подсознательной именем «Я», а другие области психического, в которые эта сущность проникает и которые являются бессознательными, словом «Оно». Таким образом индивидуум включает в себя непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится «Я», возникшее из системы W как ядра. «Я» и «Оно» не разделены резкой границей, и с последним «Я» сливается внизу. Однако вытесненное также сливается с «Оно». Восприятие имеет для «Я» такое же значение, как влечение для «Оно». «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к «Оно», содержащему страсти.

Если бы «Я»  было только частью «Оно», определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоединяется еще нечто. Существование некая инстанции в «Я», которую З. Фрейд назвал «Я-идеалом» или «сверх-Я». Эта часть «Я» не так прочно связана с сознанием. За Я-идеалом скрывается первая и самая важная идентификация индивидуума, именно — «идентификация с отцом в самый ранний период истории развития личности». Такая идентификация – это результат привязанности к объекту; она прямая, непосредственная и более ранняя, чем какая бы то ни было привязанность к объекту.

З. Фрейд выявил, что сознательные намерения и действия часто срываются бессознательными процессами, само существование которых оказывается всегда полной неожиданностью. Мы допускаем оговорки и описки, бессознательно делаем такие вещи, которые выдают наши самые оберегаемые секреты, иногда неизвестные даже нам самим.

 

2.2 Сознание и бессознательное по К.Г. Юнгу

К.Г. Юнг начал  свою деятельность в области сознания с простого, на первый взгляд, вопроса: как впервые появляется сознание? Он отвечает на этот вопрос косвенно, затрагивая момент, когда ребенок становится сознательным. Можно считать, что ребенок обладает сознанием, когда он узнает кого-то или что-то, когда он знает человека или вещь.

Автор выделяет три уровня души:

    • сознание
    • личное бессознательное
    • коллективное бессознательное

Личное бессознательное состоит, во-первых, из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо из-за того, что утратили свою интенсивность и забылись, либо из-за того, что сознание отстранилось от них  Во-вторых, из содержаний (например, чувственных впечатлений), которые никогда не обладали достаточной интенсивностью, чтобы достичь сознания, но тем не менее как-то проникали в душу.

Коллективное бессознательное является не индивидуальным, а общим для всех людей и даже, возможно, всех животных, и составляет истинную основу индивидуальной души.

Сознания реагирует на настоящее и адаптируется к нему, поскольку сознание — это та часть души, которая имеет дело, главным образом, с событиями текущего момента. А коллективное бессознательное осуществляет реакцию на универсальные и постоянные условия, будь они психологическими, физиологическими или физическими.

К.Г. Юнг выделяет ступени сознания. Первая ступень  заключается в простой связи  между двумя или более психическими содержаниями. На этом уровне содержание сознания не запоминается надолго, существуют лишь островки сознания. На этой детской ступени сознательности еще нет никаких проблем. Ничего не зависит от субъекта, так как сам ребенок еще целиком зависит от родителей. Психическое рождение, а с ним и сознательное расхождение с родителями, обычно имеет место лишь в подростковом возрасте, со взрывом сексуальности. Физиологические изменения сопровождаются психической революцией. Вторая ступень сознания достигается при развитии эго-комплекса. Третья ступень представляет собой еще один шаг вперед в развитии сознания и заключается в сознавании разделенного, или дуалистического состояния.

Единственное, что переживается непосредственно человеком — это содержания сознания.

Сознание вливается в человека извне в форме чувственных перцепций. Он видит, слышит, чувствует вкус, и таким образом сознает его. Эти перцепции сообщают о том, что нечто существует. Но они не говорят о том, что именно существует. О последнем человек узнает не от перцепции, а благодаря процессу апперцепции. К.Г. Юнг приводит пример такого процесса: «Допустим, мы слышим звук, природа которого кажется нам незнакомой. Спустя какое-то время нам становится ясно, что этот своеобразный звук, должно быть, исходит от пузырьков воздуха в трубах центрального отопления: мы узнали звук. Это узнавание имеет своим источником процесс, называемый нами мышлением. Именно мышление говорит нам, чем нечто является» [6, c.59]. Именно определение специфичности какого-либо индивидуального образа в сознании и называется мышлением. Процесс оценивания и процесс интуиции также можно отнести к чувственной перцепции.

В качестве содержаний сознания можно также разграничить волевые и инстинктуильные процессы. Первые определяются как «управляемые, основанные на апперцепции импульсы, которые находятся в распоряжении так называемой свободной воли». Последние представляют собой «импульсы, которые берут начало в бессознательном или непосредственно в теле и характеризуются отсутствием свободы и компульсивностью».

Апперцептивные  процессы могут быть либо управляемыми (и направленными), либо неуправляемыми (и ненаправленными). В первом случае говорится о «внимании», а во втором — о «фантазии» или «грезах». Управляемые процессы — рациональны, неуправляемые — иррациональны. Ещё одной категорией содержания сознания выделяется сновидения. Сновидения обладают некоторым сходством с сознательными фантазиями, поскольку они тоже носят неуправляемый, иррациональный характер. Они являются одной из категорий сознания, так как сновидения представляют собой наиболее важные и очевидные результаты бессознательных психических процессов, навязываемых сознанию.

При работе со сновидениями автор заметил, что существуют процессы, которые происходят независимо от того, воспринимаются они сознанием или  нет.

Классические примеры бессознательной психической активности легче всего отыскать в патологических состояниях. Почти вся симптомология истерии, неврозов навязчивости, фобий и шизофрении имеет свои корни в бессознательной психической активности. Бессознательная психика недоступна прямому наблюдению.

Таким образом, бессознательное составляет часть души. Все виды активности, обычно имеющие место в сознании, могут также осуществляться и в бессознательном. Существует множество примеров, когда интеллектуальная проблема, оставшаяся нерешенной в бодрствующем состоянии, обретала решение во сне. Сновидение, несомненно, является содержанием сознания, но сны содержат материал, который раньше был бессознательным, то есть оно имеет и форму психического существования в бессознательном.

Особое внимание К.Г. Юнг уделяет коллективному  бессознательному. Он выделяет два пути изучения коллективного бессознательного: либо через знакомство с мифологией, либо в процессе анализа индивидуума. Автор приходит к выводу, что коллективное бессознательное содержит в себе «все духовное наследие эволюции человечества, возрождаемое в структуре мозга каждого индивидуума» [6, c.168].

К.Г. Юнг определяет у бессознательного особый компонент: оно включает в себя не только вытесненные содержания, но весь тот психический материал, что лежит ниже порога сознания. Таким образом, в добавление к вытесненному материалу (по Фрейду) бессознательное содержит в себе все те психические компоненты, которые опустились ниже порога сознания, равно как и подпороговые чувственные восприятия а так же весь материал, который еще не достиг порога сознания. Бессознательное лишено состояния покоя и непрерывно занимается группировкой и перегруппировкой своего содержания.

Автор вводит понятие  «трансцендентной функции», которое расшифровывается как результат объединения сознательных и бессознательных содержаний.

Сознательное и бессознательное редко сходятся в том, что касается их содержаний и тенденций. Это обусловлено тем, что «бессознательное ведет себя в компенсаторной или комплементарной манере по отношению к сознательному» [6, c.205]. Для подобных взаимоотношений есть несколько причин:

1. Сознание обладает  порогом интенсивности, которой  его содержание должны были  достигнуть; таким образом все более слабые элементы остаются в бессознательном.

2. Сознание, вследствие его направленных функций, осуществляет задержку всего несовместимого материала и, в результате, он погружается в бессознательное.

3. Сознание —  это кратковременный процесс  адаптации, тогда как бессознательное  вмещает не только весь забытый материал собственного прошлого индивидуума, но и все элементы унаследованного поведения, составляющие структуру психики.

4. Бессознательное  содержит в себе все комбинации фантазии, которые еще не достигли порога интенсивности, но с ходом времени и при благоприятных обстоятельствах, вероятно, проникнут в сознание.

 

2.3 Сознание  и бессознательное по К. Ясперсу

Термин «сознание» по К. Ясперсу имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем. В-третьих, он подразумевает самосознание, осознание личностью собственного «Я»

Но психическая  жизнь, как утверждает автор, не может быть полноценно понята только как сознание. Существует ещё и бессознательная психическая жизнь.

События, происходящие за пределами сознания, могут быть замечены лишь в тех случаях, когда  они являются восприятию как события  соматической сферы. Но эти же события  могут трактоваться как причины  и следствия того, что происходит в сознании. Внесознательное проявляет себя во множестве разнообразных форм — таких, как приобретенные диспозиции памяти, привычки, умственные способности, темперамент. Человек нередко сознает, что он оказался лицом к лицу с неким переживанием, исходящим из бессознательных глубин его существа и даже способным оказать на него подавляющее воздействие.

Автор попытался разъяснить многообразие значений, приписываемых термину бессознательное.

1. Бессознательное мыслится как производное от сознания. Как таковое оно может быть идентифицировано с:

а) автоматическим поведением (т. е. деятельностью, которая когда-то осознавалась, а теперь осуществляется автоматически и, значит, неосознанно; речь идет о ходьбе, письме, езде на велосипеде и т. п.);

Информация о работе Сознание и бессознательное в психике человека