Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:52, курсовая работа
Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Именно сознание является ее отличительным.
Психические явления человека включают два взаимодействующих уровня: сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний) и бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное — неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций). Кроме того, часто выделяют в психике человека третью составляющую сознания: подсознательный уровень (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень).
Введение
Глава 1 Понятие о сознании как структуре в психике человека . . . .
Глава 2 Научные исследования сознания в XVII-XVIII веках . . . . ..
2.1. Философские учения о сознании
2.2. Естественники о сознании
2.3. Психологическая теория Джона Локка
Глава 3 Психологические концепции сознания в XIX в
3.1. Экспериментальные исследования В.Вундта
3.2. Программа В.Вундта
3.3. Основные положения динамической психологии сознания
3.4. Титченнер
Глава 4 Критика методов исследования сознания XIX в. . . . . . . . .
4.1. Другие варианты метода интроспекции
4.2. Концепции бихевиоризма
Глава 5 Самосознание
5.1 Понятие и сущность самосознания
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
очно-заочная (вечерняя) форма обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
На тему: «Сознание как предмет психологии»
Студентка 2 курса группа 210 ПВ
к. псх. наук, профессор ЕРМОЛАЕВА М.В.
Введение
Глава 1 Понятие о сознании как структуре в психике человека . . . .
Глава 2 Научные исследования сознания в XVII-XVIII веках . . . . ..
Глава 3
Психологические концепции
Глава 4 Критика методов исследования сознания XIX в. . . . . . . . .
4.1. Другие варианты метода интроспекции
4.2. Концепции бихевиоризма
Глава 5 Самосознание
5.1 Понятие и сущность
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.
Тема данной работы «Сознание как предмет психологии» достаточно актуальна и интересна.
Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Именно сознание является ее отличительным.
Психические явления человека включают два взаимодействующих уровня: сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний) и бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное — неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций). Кроме того, часто выделяют в психике человека третью составляющую сознания: подсознательный уровень (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень).
Разобраться в специфике сознания как стороны психики человека. А также раскрыть историю изучения проблемы сознания является основной целью данной работы.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
Глава 1.
Психология прошла длинный
путь развития, в процессе которого
происходило постепенное
Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком). На базе потребностей, как биологических, так и социальных и идеальных, формируются подсознание (автоматизированные, неосознаваемые навыки и формы поведения), сознание (знания, передаваемые другим индивидуумам), сверхсознание (творческая активность, интуитивное поведение).
Социальный
аспект сознания заключается в том,
что сознание выступает в качестве
способности к такой
Речь здесь
выступает как материальная форма
коммуникационного аспекта
Сознание — это, прежде всего, знание о чем-то, истинность которого можно проверить практикой. Знание не есть след события или объекта, пассивно запечатленный структурами мозга. Знание служит средством удовлетворения потребностей, средством достижения целей. Сознание также носит изначально социальный характер. Осознать — еще значит и приобрести потенциальную возможность научить, передать свое знание другому. Таким образом, сознание есть такое знание о мире, закрепленное в нервных структурах мозга, которое может быть использовано человеком для организации действий, направленных на удовлетворение потребностей и может быть передано другим людям посредством речи2.
Отражение на уровне сознания носит активный, творческий характер, а творчество так или иначе связано с адекватным отражением действительности. Оно есть результат глубокого отражения объективных законов материального мира и связано с деятельностью, которая опирается на объективные знания, на результаты верного отражения законов природы. И в этом смысле они всегда носят отражательный характер. Активность сознания направлена прежде всего на познание. Она проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в абстрагирующей деятельности мысли, в актах фантазии, продуктивного воображения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении практической деятельностью.
Сложная структура сознания, которая представлена совокупностью чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых и мнестических компонентов, каждый из которых выполняет собственною функцию.
Перцепция и мышление, согласно теории отражения, является первым блоком сознания, основным "поставщиком" и преобразователем информации о мире в структуре сознания и является системой "ощущение - восприятие - представление - мышление", которая описана выше.
Как и первый компонент сознания, второй блок (эмоции) выражает очень сложную гамму отношений личности к миру, к другим людям и к самому себе.
Волевая регуляция (воля) деятельности необходима в том случае, когда человек должен сделать выбор или принять решение Воля ориентирует человека в экстремальных и критических ситуациях, регулирует его поведение.
Мнестические процессы (память), будучи четвертым блоком сознания, обеспечивают успешную работу, содержат информацию о прошлом опыте.
Человек создает и такие продукты, которых нет в естественной природе (машины, технические сооружения, транспортные средства и т. п.), он придумывает новые конструкции, оригинальные приемы решения практических задач. Но все созданное в процессе творческой деятельности человека имеет в своей основе естественные явления, опирается на реальные возможности и тенденции объективного развития естественной природы или общественной жизни.
Таким образом, человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, не только психологии, но и физиологии, философии и др.
Эпоха Нового времени, которую еще принято называть «веком разума», была ознаменована появлением науки, самой идеи научного знания и исследования самих объектов. Последнее не могла не сказаться на изменении характера изучения сознания, которое отныне становится объектом строгого научного (и прежде всего философского) рассмотрения. Данный период связан главным образом с именами крупнейших философов и ученых-естествоиспытателей XVII-XVIII вв.: Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716), Джордж Беркли (1685-1753), Рене Декарт (1596-1650) и особенно английский философ и ученый, заложивший основы современной экспериментальной психологии и метода интроспекции как способа научного исследования психики, Джон Локк.
1.1. Учение Г.В. Лейбница
Продолжив традицию пифагорейско-платонического учения о вселенской гармонии, Лейбниц разработал философию, основанную на понятии монады, - эволюционирующей единицы сознания. Благодаря монадам, вся материя является живой и одушевленной. Монада представляет собой принцип, связывающий физическую и психологическую сферы. Согласно этому учению Лейбница, тот же принцип, который выражает себя в сознании, активно действует также и в неодушевленных веществах, растениях и животных, то есть во всей природе. Следовательно, - заключает Лейбниц, сущность монады легче всего постичь путем исследования наших внутренних духовных и психических процессов.
Монады различаются по количеству сознания и ясности восприятия. Определенные физические факты и явления (например, принцип наименьшего действия) свидетельствуют, по Лейбницу, о наличии начал разумной сознательности уже в основных физических «кирпичиках» творения. С другой стороны, открытия психологии свидетельствуют о существовании таких областей сознания, которые являются бессознательными по самой своей природе. В низших монадах материя, сознание и бессознательное начало, разделены нечетко.
Лейбниц является первооткрывателем понятия бессознательного, психологическую разработку которого в XX веке предложил Зигмунд Фрейд. По Лейбницу, ни сознательный разум, ни бессознательное, ни материя, не существуют в чистом виде, но каждая ступенька в эволюции живой и «неживой» природы представляет собой ту или иную степень преобладания либо сознательного, либо бессознательного начала. Это справедливо относительно всей иерархии природы – от самых низших существ до венца творения – человека с его сознанием. Только в человеке, согласно его учению, сознание достигает уровня апперцепции, то есть рефлексии, познания, обращенного на самого себя.
С точки зрения психологии сознания здесь важно следующее. В каждом пункте непрерывной цепи бесконечно малых градаций от недвижимого неорганического вещества до Бога (монады всех монад) действует принцип параллелизма между ментальным и физическим состоянием каждой монады. Тело представляет собой материальное выражение жизни сознания. Однако эти два явления (смутно сознающее себя тело и душа с ее ясным и отчетливым самосознанием) подчиняются двум принципиально разным закономерностям.
1.2. Учение Дж. Беркли
Другим известным философом, глубоко затронувшим проблемы сознания, был епископ Джордж Беркли. Как строгий идеалист, Беркли пытался показать, что объектами нашего опыта могут быть только восприятия, мысли и чувства, которые являются всего лишь порождениями нашего собственного сознания, то есть своеобразными «иллюзиями». Окружающий физический мир с его материальными объектами представляет, таким образом, для Беркли комплексы ощущений, которые распадаются на два вида – «внешнее чувство» и «внутреннее чувство», и ничего более.
1.3. Психологическая теория Дж. Локка
Психологическая теория Джона Локка занимает свое место в истории исследований сознания, главным образом благодаря его знаменитой концепции сознания как «tabula rasa» (лат. – «чистая доска»). Согласно этому английскому философу, сознание не имеет собственной реальности, которая была бы отлична от ощущений, поставляемых сознанию внешними органами чувств. Изначально, при отсутствии психофизических ощущений, сознание пусто и ничего из себя не представляет. Оно есть как бы чистая грифельная доска, на которой органы чувств («перцепции») пишут свой текст посредством контакта с внешним миром. Однако это не значит, что данные сознания и ощущений представляют собой одно и то же. Воспринимающее сознание не тождественно своим перцепциям, но является их комбинацией, осуществляя тем самым их активную вторичную обработку.