Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:52, курсовая работа
Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Именно сознание является ее отличительным.
Психические явления человека включают два взаимодействующих уровня: сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний) и бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное — неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций). Кроме того, часто выделяют в психике человека третью составляющую сознания: подсознательный уровень (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень).
Введение
Глава 1 Понятие о сознании как структуре в психике человека . . . .
Глава 2 Научные исследования сознания в XVII-XVIII веках . . . . ..
2.1. Философские учения о сознании
2.2. Естественники о сознании
2.3. Психологическая теория Джона Локка
Глава 3 Психологические концепции сознания в XIX в
3.1. Экспериментальные исследования В.Вундта
3.2. Программа В.Вундта
3.3. Основные положения динамической психологии сознания
3.4. Титченнер
Глава 4 Критика методов исследования сознания XIX в. . . . . . . . .
4.1. Другие варианты метода интроспекции
4.2. Концепции бихевиоризма
Глава 5 Самосознание
5.1 Понятие и сущность самосознания
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.
2.4. Другие взгляды на сознание как предмет психологии
Э. Титченер (США) был учеником В. Вундта и попытался объединить теори Вундта и Джеймса. Он считал душу совокупностью психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание - поперечное сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Метафора - волна внимания. Ясность, сенсорная интенсивность – степень внимания, высота волны.
Определены им следующие характеристики внимания:
Интенсивность внимания
Объем
Продолжительность во времени
Об особенностях психологии сознания писали очень многие исследователи. Можно остановиться на мнение Т. Куна (США), давшего точное определение предмета и метода любой науки. В том числе и психологии. Он выделял признаки нормальной науки для своего времени: теоретическое представление предмета, выделение его свойств, ряд объяснительных понятий. Психология заявила о своей специфике по отношению к естественным и гуманитарным наукам. У первых предметом является сознание, а у вторых - индивидуальное сознание. Когда сознание проявляет усилие, оно выступает как структура. Если не делать никаких специальных усилий, в сознании сами собой, непроизвольно проносятся впечатления.
ГЛАВА 3. Критика концепций сознания В. Вундта
3.1. Другие варианты метода интроспекции
Психологи того времени отмечали важные преимущества метода интроспекции. Во-первых, считалось, что в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений. Во-вторых, она поставляет психологические факты в чистом виде без искажения. В психологии конца XIX века начался грандиозный эксперимент по проверке метода интроспекции. Научные журналы того времени были наполнены статьями с интроспективными отчетами; в них психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определенных раздражителей, при постановке тех или иных задач. Это были лабораторные опыты, которые проводились в « строго контролируемых условиях», чтобы получить совпадение результатов у разных испытуемых.
Однако обнаружился ряд фундаментальных недостатков метода интроспекции. Они были настолько существенны, что поставили под сомнение метод в целом, а с ними и предмет психологии – сознание. Были предложены другие варианты метода интроспекции. Один из них был предложен в так называемой Вюрцбургской школе, которая занималась изучением мышления человека методом «систематической интроспекции».
В экспериментальных исследованиях Вюрцбургской школы на первый план выступили активность сознания, его процессуальность. Кюльпе не раз повторяет, что в его школе «заговорили на языке жизни», то есть попытались посмотреть на сознание не через призму абстрактных его «элементов», а ухватить его процессуальную, действенную сторону, в частности, понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание общего смысла». Это изучалось в данной школе путем интроспекции определенного типа, названной «методом систематической интроспекции», которая была направлена на выделение и изучение отдельных фаз процесса мышления.
За изменением характера интроспективного изучения сознания в конкретных исследованиях Вюрцбургской школы лежит иная точка зрения на сознание и методы его изучения. Эти исследования прямо вытекают из программы построения психологии как самостоятельной науки, которая была – в качестве альтернативы Вундтовской – предложена австрийским философом, в пошлом священником, Францем Брентано. Его труд «Психология с эмпирической точки зрения», в котором изложена эта программа, опубликован был в 1874 году. Пользуясь своим вариантом интроспекции, Вюрцбургская школа смогла получить интересные результаты относительно особенностей мышления, например, таких, как его целенаправленность, целесообразность и безобразность.
Был еще и третий вариант метода интроспекции, который был назван методом феноменологического наблюдения. Этот метод использовался в психологической школе, которая называлась гештальтпсихологией. Гештальтпсихологии с особой силой протестовали против «лабораторного человека» Э. Титченера. Вот, что считал один из основателей гештальтпсихологии, немецкий исследователь Курт Коффка: «Главным слабым местом экспериментальной психологии была ее оторванность от жизни. Чем более работали психологи – эксперименталисты, тем менее пригодными оказывались результаты их работы для разрешения ряда задач…». Он не считает, что причиной неудачи титченеровских исследований было самонаблюдение как таковое. Он критикует лишь способ такого самонаблюдения, когда целое делится на составные элементы.
Таким образом, психолог должен встать в позицию «наивного наблюдателя» и описывать возникающие у него впечатления без специального (искусственного) членения их на отдельные элементы, которые могут быть выделены только в абстракции, а реально их свойства определяются законами целого, в которое они входят.
Сознание –
результат сложных
3.2. Концепции бихевиоризма
Радикальный переворот в представлениях о предмете и методах психологии был совершен американским психологом Дж. Уотсоном - основателем бихевиоризма. Подвергая критике структурализм Вундта, Уотсон предлагает считать основным предметом психологии не сознание, а «поведение человека от рождения до смерти». При этом поведение индивида можно свести к сумме поведенческих актов, каждый из которых можно рассматривать как связь между стимулом и реакцией.
Таким образом, Уотсон вводит в психологию первый формализованный принцип - 5К, означающий следующее: каждой ситуации - (стимулу 5) соответствует определенная реакция (К) - (определенное поведение индивида). Основным методом исследования в бихевиоризме провозглашался поведенческий эксперимент, а целью психологии являлось «предсказание поведения индивида и контроль за ним».
К середине XX века бихевиоризм эволюционирует в необихевиоризм, крупнейшим представителем которого стал Б. Скиннер. Он предложил модифицировать основной принцип бихевиоризма на основе теории оперантного научения. Ключевым понятием в этой теории является принцип подкрепления. Подкрепить поведение — это значит осуществить манипуляцию, которая изменит «вероятность такого поведения в будущем». Таким образом, специфика оперантного научения состоит в том, что в этой форме научения «правильная реакция или изменение поведения индивида подкрепляется и становится более вероятной».
Основу теории
оперантного научения
Скиннеровская
теория оперантного научения
предложила свою версию
При этом
изменению «подвергаются
Подкрепляющие стимулы Скиннер подразделяет на два типа: первичные (безусловные) и вторичные (условные). К вторым подкрепляющим стимулам Скиннер относит деньги, внимание и одобрение, которые оказывают сильное влияние на поведение индивида. С помощью этих внешних факторов можно не только сформировать желаемое поведение индивида, но и управлять им.
В то же время интрапсихические факторы, а именно: внутренние мотивации, убеждения, ценностные ориентации, установки, неосознанные намерения и влечения индивида, Скиннера считал только предметом для построения всякого рода умозрительных концепций. Для изучения подлинной науки они неприемлемы, так как не позволяют осуществлять эмпирическую проверку.
Таким образом, оперантный бихевиоризм Скиннера по существу заложил основы манипулирования поведением человека. В этом смысле он составляет один из теоретических источников манипулятивного делового общения и манипулятивных технологий делового общения, широко применяемых сегодня. Именно за манипулирование личностью, за игнорирование ее внутренних мотиваций радикальный бихевиоризм Скиннера подвергается критике. Вместе с тем следует отметить и позитивные аспекты оперантного бихевиоризма: введение формализованных методов в психологию, разработку вариантов программированного научения и бихевиоральной терапии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы увидели, что проблема сознания в психологии решалась большое количество времени. Начинали с изучения простейших элементов сознания (у Вундта, например), дошли до нахождения сложных элементов и их взаимодействия (например, у А. Н. Леонтьева). Начинали изучать сознание субъективно (интроспекционисты), дошли до установления объективных методов изучения сознания (культурно – исторический подход Выготского, деятельностный подход). Сознание в различных психологических школа трактовалось по-разному.
Но проблема сознания не решена до конца и по сей день. До сих пор проводятся исследования психосемантики сознания, то есть изучение функционирования систем значений в рамках индивидуального сознания и другие исследования.
В заключении подведем итоги проделанной работы.
Итак, сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.
Сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Сознание заключается
в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности, в предварительном
мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в разумном
регулировании и самоконтролиро
Частью сознания, а точнее его особой формой является самосознание.
Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции –«Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка.
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С. Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.
Ведущая функция самосознания
– это саморегуляция поведения
личности. Именно совокупность
В целом, подводя итог работы можно сделать вывод, что цели и задачи работы достигнуты, гипотеза, выдвинутая в начале работы подтверждена.
1.Вундт В. Введение в психологию. Хрестоматия по вниманию М. 1976.
2.Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений Выготского в 6- томах, том 1. М. 1982.
3.Декарт Р. Начала философии. Избранные произвед. М. 1950.
4.Джеймс В. Научные основы психологии. СПб 1902.
5.К. Коффка Самонаблюдение и метод психологии Психологическая хрестоматия под редакцией К. Н. Корнилова М.; Л.,1927.
6.Кюльпе О. Психология мышления Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления М. 1981.
7.Леонтьев А. Н. Очерк развития психики.// Проблемы развития психики. М .1981.
8.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность//Избранные психологические произвед. В двух томах, том 2, м. 1983.