Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:52, курсовая работа
Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Именно сознание является ее отличительным.
Психические явления человека включают два взаимодействующих уровня: сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний) и бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное — неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций). Кроме того, часто выделяют в психике человека третью составляющую сознания: подсознательный уровень (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень).
Введение
Глава 1 Понятие о сознании как структуре в психике человека . . . .
Глава 2 Научные исследования сознания в XVII-XVIII веках . . . . ..
2.1. Философские учения о сознании
2.2. Естественники о сознании
2.3. Психологическая теория Джона Локка
Глава 3 Психологические концепции сознания в XIX в
3.1. Экспериментальные исследования В.Вундта
3.2. Программа В.Вундта
3.3. Основные положения динамической психологии сознания
3.4. Титченнер
Глава 4 Критика методов исследования сознания XIX в. . . . . . . . .
4.1. Другие варианты метода интроспекции
4.2. Концепции бихевиоризма
Глава 5 Самосознание
5.1 Понятие и сущность самосознания
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.
Другими важными его открытиями были учение об ассоциациях как специфическом способе связи переживаний сознания и учение о разных типах внутренней рефлексии сознания. Оно (сознание) способно воспринимать само себя в абсолютно адекватной форме, не искаженной восприятиями внешнего мира. Благодаря последним открытиям в современной психологии активно применяется метод интроспекции (самонаблюдения), с помощью которого субъект имеет возможность получать адекватные данные о процессах своей собственной психики и строить на этой основе теоретические умозаключения всеобщего характера.
Глава 2. Психологические концепции сознания в XIX веке.
Отделение психологии
от философии и других наук было
подготовлено развитием эмпирических
и экспериментальных
Вундт применил к исследованию психических элементов один из первых экспериментальных методов психологии, а именно метод интроспекции (метод непосредственного наблюдения и описания субъектом своих ощущений и восприятий). С помощью этого метода он исследовал такие зрительные феномены как световая слепота, оптические иллюзии, визуальные контрасты. Изучение этих феноменов было достаточно актуальным. Например, световой тест был одним из первых психодиагностических тестов, определяющих эмоциональное состояние делового партнера.
Он считал, что психология как наука о сознании должна решать следующие задачи: 1) описание свойств сознания, 2) выделение структурных составляющих сознания (элементов ), 3) установление связей между элементами, 4) нахождение законов психической жизни. Для решения этих задач он использовал эксперимент.
2.1. Экспериментальные исследования В. Вундта
В качестве экспериментального прибора он использовал хорошо известный музыкантам метроном. В. Вундт установил ряд свойств сознания, используя самонаблюдение испытуемого, который должен был описывать субъективные переживания, возникающие у него при слушании звуков метронома. Он обратил внимание на то, что трудно слышать удары маятника метронома одинаковыми по силе, что условно может быть передано словами «тик-так» или «так-тик». В результате этого эксперимента В. Вундт сделал вывод, что сознание ритмично по своей природе.
В другом эксперименте он определил так называемый объем сознания. Испытуемому предъявлялся ряд ударов метронома, следовавших друг за другом с интервалом в 1 - 1,5 с., спустя очень небольшое время после него, - новый ряд ударов. Испытуемый должен был по непосредственному впечатлению сказать, одинаковы данные ряды или какой-либо из них длиннее. Как правило, если число ударов в каждом из рядов не превышает шестнадцати звуков, тождество или различие рядов по длине замечается испытуемым. При большей величине рядов испытуемый затрудняется с определением равенства или неравенства рядов по длине. Значит, констатировал В. Вундт, мы измерили объем сознания, равный количеству элементов, которые субъект может осознавать как единое целое за один акт перцепции. В упомянутых экспериментах этот объем был равен восьми парам звуков. Если «укрупнить» единицы сознания при некотором усилии со стороны субъекта, то общее количество звуков, осознаваемое как единое целое, увеличивается до 40.
В. Вундт установил, что содержащиеся в сознании элементы не осознаются одинаково: одни из них воспринимаются более ясно и отчетливо, чем другие. Ясность впечатления означает его «субъективную» силу, отчетливость - отличие от других. Если слушать подряд удары метронома, то можно заметить, что наиболее ясно воспринимается только что прозвучавший удар, менее ясно и отчетливо - предыдущие удары. Некоторые из них прозвучали настолько давно, что впечатление от них уже исчезло из сознания испытуемого. Используя результаты, полученные другими исследователями, в том числе Г.Т. Фехнером, В.Вундт говорил о том, что впечатление стало неотчетливым и «погрузилось под порог сознания».
Такой феномен как «отчетливость впечатления» на этом примере трудно продемонстрировать, поскольку звуки метронома объективно ничем друг от друга не отличаются. Но применение такие объективных раздражителей, которые имели бы различия, позволило бы дифференцировать соответствующие им субъективные впечатления по степени их отчетливости. С этой целью В.Вундт использовал прибор под названием тахистоскоп (от греч. Tachiste - как можно скорее и scopeo - смотрю). С помощью его испытуемому предъявлялась табличка из букв на очень короткое время. Сначала испытуемый смотрел на белую ширму, в середине которой была точка, на которой испытуемый должен был сосредоточить свое внимание. Затем на очень короткое время ширма сдвигалась. Внимание испытуемого направлялось на табличку из букв, а затем ширма вновь закрывала эту табличку. Сколько букв может различить данный индивид при одном акте апперцепции? Оказалось, что количество букв, которые субъект может воспринять так, чтобы при этом каждая из них осознавалась ясно и отчетливо, довольно небольшое и постоянное. Их число не поднималось выше шести.
С помощью данной процедуры В. Вундт определил также объем внимания, который оказался гораздо меньшим, чем объем сознания. Анализируя далее такое свойство как внимание, он констатировал, что фиксационная точка внимания (т.е. точка максимального сосредоточения его) не совпадает с точкой фиксации взора. Таким образом, человек может смотреть на одну точку или букву, а обращать внимание на другую.
Все эти моменты
находят отражение в предложенн
В подобной модели сознание предстает в виде сцены, которая имеет круглую форму и в целом освещена (в центре в большей степени, чем по ее краям). На эту сцену поднимаются и с нее сходят различные содержания сознания — элементы сознания и более сложные образования, составленные из элементов. Попадая в более освещенное поле, содержания сознания попадают в поле внимания, т.е. становятся воспринимаемыми субъектом более ясно и отчетливо, чем другие содержания сознания. Элементами сознания В. Вундт считал ощущения и простейшие чувствования — так он называл элементарные эмоциональные явления (удовольствие - неудовольствие, напряжение - разрядка, возбуждение — успокоение). Каждый элемент имеет два свойства: качество и интенсивность.
Рис. 1 . Модель сознания по В. Вундту
Существует или можно определить три цели программы Вундта:
1. Расчленение сознания на элементы, далее не делимые.
2. Выяснение того, в каких взаимоотношениях находятся эти элементы.
3. Формулировка на этой основе общих законов душевной жизни.
1. Элементы сознания разделяются на объективные и субъективные. К объективным (пришедшим извне, от объекта) относятся простые впечатления, ощущения и представления. Они имеют следующие свойства: качество, интенсивность. .Титченер добавил еще два, а именно протяженность во времени, протяженность в пространстве. Субъективные элементы связаны с испытуемым, это его внутренние переживания – чувства, эмоции. Выделяют три параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.
2. Законы связи этих элементов. К ним относятся принципы градации, цельности и ассоциации.
1) Принцип градации элементов (простые чувства в более сложных образованиях)
Ц Ц - цельное
чувство
Ч Ч Ч - частичные
П П П П П П П П П - простые
2) Принцип цельности (целостности). Цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части. Это не сумма, добавляется эмоциональная ценность.
Отношения между элементами определяются по принципу ассоциаций. Так, по Юму - это по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинность; по Герберту - это слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация – соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некоторое целостное образование.
3) По теории Вундта выделяются следующие законы душевной жизни:
Закон психических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом и друг от друга зависят.
Закон контраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаются отчетливо.
Закон творческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям.
Гетерогония (разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной.
В некоторых областях психологии (физиологическая психология) теория Вундта работает до сих пор.
2.3. Основные положения динамической психологии сознания.
Помимо структуралистов,
существует динамическая
В.Вундт |
В.Джеймс |
Предмет психологии |
|
Сознание как сумма сложных образований, составленных из элементов, соединенных по определенным законам |
Сознание как процессы, целенаправленные, непрерывные изменчивые, связанные с Я |
Задачи |
|
Изучение элементов и состояний сознания и законов связывающих эти элементы |
Изучение законов организации и протекания психических процессов. |
Метафоры |
|
Поле зрения |
Поток сознания |
Выделяются следующие основные свойства ипроцессы сознания:
1) Ограниченность
(оно вмещает ограниченное
2) Неоднородность: две области:
область смутного сознания и
ясного сознания и точка
3) Ритмичность.
Отдельные элементы сознания
имеют тенденцию к образованию
групп элементов, связанных
К процессам сознания относят перцепцию (процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания) и апперцепцию. Последняя связана с областью ясного видения - сосредоточения сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. когда содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., то есть объединение мелких единиц сознания в крупные).
Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим. Свойства потока сознания :
1. Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания (сознание принадлежит кому-то).
2. В границах личного сознания его состояния изменчивы (состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения).
3. Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений
(а) мы сознаем
душевные состояния,
б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко. Например, гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина. Сознание неделимо на элементы.
4. Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом. Жизнь человека это непрерывная постановка задач и их решение. Психика человека функциональна, она служит для решения этих задач.