Специальные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

В отличие от общих, специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и др.). Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, - например, музыкальный слух и память.
В настоящее время широко распространена диагностика специальных способностей, которая успешно применяется в профотборе и профконсультировании. Известно много разнообразных тестов специальных способностей, перечисление и рассмотрение которых заняло бы немало места. Но диагностировать специальные способности можно также при помощи тестовых батарей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……….…2
Глава 1. Теоретический анализ
1.1. История возникновения и современное состояние в
исследованиях специальных способностей ……………………….3
2.1. Виды и диагностика специальных способностей………………….7
Глава 2. Организация и планирование эксперимента
2.1. Цели и задачи исследования …………..………….…………...……24
2.2. Методы исследования …………………………………...……….…..24
2.3. Методы математической статистики……………….……..…………26
Заключение.............................................................................................28
Библиографический список…………………………….…….…………29

Файлы: 1 файл

спецспособности.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального  образования РФ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Заочное отделение

 

 

Курсовая работа по психодиагностике

 

 

 

 

 

Тема: Специальные способности.  

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

                              

 

                                                                  Выполнила:

                                                                  Проверила:  

 

 

 

 

 

г. Челябинск – 2006

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..……….…2

          Глава 1. Теоретический анализ

     1.1. История возникновения и современное состояние в

          исследованиях специальных способностей ……………………….3

     2.1. Виды и диагностика специальных способностей………………….7

  Глава 2. Организация и планирование эксперимента

     2.1. Цели и задачи исследования …………..………….…………...……24

     2.2. Методы исследования …………………………………...……….…..24

  2.3. Методы математической статистики……………….……..…………26

Заключение.............................................................................................28

Библиографический список…………………………….…….…………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Специальные способности - психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности — музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие способностей специальных опирается на соответствующие задатки, - например, музыкальный слух и память. [9]

Существующее  в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация, неуклонное увеличение числа профессий повышают важность изучения способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей. Такие методы необходимы также для ранней диагностики одаренности детей, выявления у них творческих, музыкальных, художественных и других способностей. Психодиагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом, а, следовательно, и удовлетворенности жизнью в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ

1.1. История возникновения и современное состояние в

исследованиях специальных способностей

Тесты специальных  способностей очень тесно связаны  с диагностикой интеллектуальной сферы, и диагностика специальных способностей возникла сначала как ответвление  диагностики интеллекта, а затем сформировалась в отдельное направление.

20-е годы предыдущего  столетия характеризовались настоящим  тестовым бумом. Быстрое и широкое  распространение тестологии было  обусловлено, прежде всего, направленностью  на оперативное решение практических задач. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.д. [3]

На протяжении первой половины XX века специалистами в области психологической диагностики было создано множество разнообразных тестов. При этом, разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее по истине до высокого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и определенной валидностью. Тем не менее, им свойственны известные недостатки. Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта: необходимая точность прогнозирования на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не достигалась. «Тесты интеллекта не рассчитаны на дифференциальный анализ способностей. Часто сравниваемые субтесты содержат слишком мало заданий, чтобы дать устойчивую или надежную оценку той или иной специальной способности» [1]. Требовалась, помимо знания общего уровня интеллекта дополнительная информация об особенностях психики человека. Возникло новое направление в тестологии – тестирование специальных способностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а в последствии выделилось в самостоятельную область.

Толчком для  развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального  консультирования, а также профессионального  отбора и распределения персонала в промышленности и в военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Одним из основных подходов к изучению способностей является факторный анализ. Данные, полученные с его помощью, показали наличие ряда относительно независимых факторов, или черт. Некоторые из этих черт были в той или иной мере представлены в традиционных тестах интеллекта. Примерами такого вида черт могут служить вербальное понимание и числовое рассуждение. Черты другого вида, такие как пространственные, перцептивные и механические способности, чаще выявлялись не тестами интеллекта, а тестами специальных способностей [1].

Способности делятся  на общие и специальные. Общие  способности обеспечивают овладение  разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Как и любые другие, эти способности зависят от природных задатков и особенностей обучения и воспитания. «Общие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями». Общую способность или совокупность общих способностей называют одаренностью.

В отличие от общих, специальные способности  рассматриваются по отношению к  отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации  по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и др.). Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, - например, музыкальный слух и память.

В психологии соотношение  общих и специальных способностей понимается как соотношение общего и особенного.

Один из главных  практических результатов применения факторного анализа – разработка комплексных батарей способностей, предназначенных для измерения степени выраженности у индивида каждой из входящих в установленный набор черт. «Такие батареи оказались подходящим инструментом для внутрииндивидного анализа, или дифференциальной диагностики, - желанной цели, которую пользователи тестов в течение многих лет пытались реализовать на основе приблизительных и часто ошибочных результатов тестов интеллекта. Кроме этого батареи в составе полной программы тестирования дают значительный объем информации, получаемой ранее только с помощью тестов специальных способностей, поскольку в зону охвата комплексных батарей способностей попадают некоторые черты, обычно не оцениваемые тестами интеллекта» [1].

Комплексные батареи  способностей представляют собой относительно позднее достижение в области тестирования. Почти все они появились после 1945 г. В этой связи следует отметить труд военных психологов во время второй мировой войны. Большинство тестовых исследований, проводившихся в вооруженных силах, основывались на применении факторного анализа, и было нацелено на создание комплексных батарей способностей. В военно-воздушных силах, например, специальные батареи конструировались для пилотов, бомбардиров, радистов, штурманов и многих других военных специалистов. Аналогичным образом был разработан ряд комплексных батарей способностей для использования в гражданской сфере. И они широко применяются в образовательном и профессиональном консультировании, а также при отборе и распределении персонала.

Российскими психологами  заложен прочный теоретический  и методологический фундамент исследований общих и специальных способностей, получен богатый фактический  материал, дана его содержательная интерпретация. Несколько менее  интенсивно разрабатываются собственно диагностические методы. При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методов: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности и др., но по формальным критериям эти методы, как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиагностики. [7]

В настоящее  время в психологической диагностике  выделяют методы изучения как общих, так и специальных способностей. Однако в самих методиках такое  разделение не всегда строго соблюдается.  В батареи тестов отдельных способностей наряду с заданиями, направленными на изучение специальных способностей, включены задания, взятые из тестов интеллекта. В свою очередь, тесты интеллекта предусматривают изучение специальных способностей (технических, математических). Тесты специальных способностей разрабатываются для того, чтобы получить данные о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его. Однако применение факторного анализа показало, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых способностей, таких, как вербальные, математические, пространственные, мнемические.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды и диагностика специальных способностей

В зарубежной литературе, посвященной проблемам психодиагностики, принято классифицировать специальные способности по двум основаниям: в – первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во – вторых, по видам деятельности (технические и профессионализированные, т. е. соответствующие той или иной профессии: конторские, артистические и пр.). В соответствии с этим и основаниями разрабатываются и методы диагностики.

Диагностика моторных (психомоторных или сенсомоторных) способностей находит широкое практическое применение в профотборе и спорте. Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движения, зрительно – моторной и кинестезически – моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Роль моторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности изучается в психологии давно; в частности, простейшие диагностические приемы использовались еще Ф. Гальтоном,  Э. Крепелином и другими. В нашей стране в 30 – е. годы была опубликована фундаментальная работа в этой области М. И. Гуревичем и Н. И. Озерецким.

В отечественной  психологии проблема психомоторного развития человека исследуется достаточно интенсивно, особенно в спортивной психологии; психомоторные тесты включены в  комплексные методы профотбора.

В настоящее  время в зарубежной литературе наиболее часто описываются следующие психомоторные  тесты: тест ловкости пальцев О’Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. Моторные функции, как правило, поддаются быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овладения профессией не одинаков. Надежность моторных тестов колеблется, как правило, от 0,7 до 0,8. Что касается валидности, то она невелика.

Методы диагностики другой группы специальных способностей – сенсорных – «выросли» из экспериментальных исследований восприятия, которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Одной из областей применения сенсорных тестов является клиническое тестирование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций. Однако наиболее широкое применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности водителей разнообразных транспортных средств. Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.  Данные о развитии сенсорики используются для анализа причин травматизма, несчастных случаев и т. д.

Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются в зависимости от того, какие характеристики восприятия они измеряют. Для изучения визуальных способностей применяются тесты на измерение остроты зрения, различительной чувствительности, цветоразличения, восприятия глубины и мышечного баланса глаз. Среди наиболее популярных тестов выделяют: таблицу Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине, тест Орто – Рейтера (аналогичный первому, но обеспечивающий соблюдение стандартных условий проведения эксперимента, таких, как освещение, направление взгляда и др.). Тест «Проверка зрения», «Зрительный тест» и др.

Для изучения восприятия используются тесты на диагностику  остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполненного шумами, адекватной реакции на звуки повышенной громкости, тембра, высоты звуков. Одним из очень распространенных тестов является разработанный для изучения музыкальных способностей тест музыкальной одаренности Сишора. Он содержит серию заданий на изучение восприятия силы, интенсивности и тембра звука. Еще одним распространенным тестом является Массачусетский тест слухового восприятия.

Информация о работе Специальные способности