Специальные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

В отличие от общих, специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и др.). Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, - например, музыкальный слух и память.
В настоящее время широко распространена диагностика специальных способностей, которая успешно применяется в профотборе и профконсультировании. Известно много разнообразных тестов специальных способностей, перечисление и рассмотрение которых заняло бы немало места. Но диагностировать специальные способности можно также при помощи тестовых батарей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……….…2
Глава 1. Теоретический анализ
1.1. История возникновения и современное состояние в
исследованиях специальных способностей ……………………….3
2.1. Виды и диагностика специальных способностей………………….7
Глава 2. Организация и планирование эксперимента
2.1. Цели и задачи исследования …………..………….…………...……24
2.2. Методы исследования …………………………………...……….…..24
2.3. Методы математической статистики……………….……..…………26
Заключение.............................................................................................28
Библиографический список…………………………….…….…………29

Файлы: 1 файл

спецспособности.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Каждая серия  заданий составлена по определенным принципам.

Серия А. От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы; а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

      Серия В. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур, Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

Серия С. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.

Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборке» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

Обработка полученных результатов: каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитываются общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки переводятся в IQ-показатель.

Существенным  этапом количественной обработки результатов обследования  является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой пяти серии.  Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Табличное распределение сравнивают с полученным в конкретном случае, разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является «индексом вариабельности». Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критического значения (7 и более) данные теста считаются недостоверными.

Данные, полученные с прогрессивных матриц Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. Так, коэффициенты корреляции между результатами теста и  шкалой интеллекта для детей Векслера составляют 0,70-0,74; для испытуемых в возрасте 9-10 лет — 0,91; шкалы умственного развития Стенфорд-Бине — 0,66; Выготского - Сахарова тест — 0,64. Наиболее высока корреляция оценок с группой арифметических тестов (0,74-0,82).

Коэффициент надежности теста, по данным различных исследований, варьирует от 0,70 до 0,89. [3]

 

2.3.  Методы математической обработки:

Для доказательства гипотезы исследования применяется t-критерий Стьюдента, эмпирическое значение которого вычисляется по формуле:


 t =      М1 – М2        ,                                            


                                                 m1 + m2

где  М1 –  среднее в выборке испытуемых из математической школы,

М2 – среднее  в выборке испытуемых из музыкальной  школы;

m1, m2 – ошибки средних величин, вычисленные по формуле:

  m  =  d     ,


                                                          n 

где n – объем каждой отд. выборки; d - среднеквадратическое отклонение.

Число степеней свободы определяется по формуле:

fd = n1 + n2 – 2,

где n1 – объем выборки испытуемых из математической школы;

n2 – объем выборки испытуемых из музыкальной школы.

       По таблице уровней значимости t – распределения Стьюдента находим, что при 40 степенях свободы t 0,01 = 2,70. Данный уровень значимости говорит о том, что полученный результат может повториться в 99%  таких же экспериментов (т.е.  вероятность ошибки 1 %).

 Сравниваем  это значение с полученным t – критерием при исследовании и если он больше 2,70  (t > tкр), то мы принимаем гипотезу о том, что уровень интеллекта у подростков, учащихся в математическом классе выше, чем у подростков, учащихся в обычном классе.

     Существенно  различные уровни  интеллектуального  развития среди учащихся математического и обычного класса можно объяснить спецификой способностей и особенностями обучения в классах разного типа.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

История возникновения диагностики специальных способностей уходит в диагностику общих способностей, интеллектуального развития. Диагностика специальных способностей возникла сначала как ответвление диагностики интеллекта, а затем сформировалась в отдельное направление, поскольку тесты интеллекта не были рассчитаны на дифференциальный анализ способностей. Часто сравниваемые субтесты содержали слишком мало заданий, чтобы дать устойчивую или надежную оценку той или иной специальной способности.

В результате последующей разработки и усовершенствования методов диагностики специальных способностей сложилась группа методов, получивших название факторного анализа. Сначала существовали тесты отдельных специальных способностей, но затем стали создаваться комплексные батареи тестов, которые включали в себя как диагностику общего интеллектуального развития, так тесты специальных способностей.

Специальные способности  принято разделять по двум основаниям: по видам психических функций (моторные, сенсорные) и по видам деятельности (технические и профессиональные, то есть соответствующие той или иной профессии: конторские, артистические и пр.).

В настоящее  время широко распространена диагностика  специальных способностей, которая  успешно применяется в профотборе и профконсультировании. Известно много разнообразных тестов специальных способностей, перечисление и рассмотрение которых заняло бы немало места. Но диагностировать специальные способности можно также при помощи тестовых батарей.

 

 

 

Библиографический список

  1. Анастази А. , Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб: «Речь», 2000. – 440 с.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: «Питер», 2001. – 688 с.
  4. Григорьев В.. «Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны». Клайпеда, 1985г.
  5. Крутецкий В.А.. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология, М, «Академия», 2002. – 512 с.
  7. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. Гуревича К.М.. М.: Пс. – соц. институт, 1981. – 368с.
  8. Сидоренко Е.В.. Методы математической обработки в психологии. СПб.: «Речь», 2006. – 350 с.
  9. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск: «Харвест», 1997. – 800 с.
  10. Б. М. Теплов. Психология музыкальных способностей. М.,1947г.
  11. Б. М. Теплов. «Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений». Вопросы психологии, 1957г., №5.

 

 




Информация о работе Специальные способности