Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:24, курсовая работа
В отличие от общих, специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и др.). Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, - например, музыкальный слух и память.
В настоящее время широко распространена диагностика специальных способностей, которая успешно применяется в профотборе и профконсультировании. Известно много разнообразных тестов специальных способностей, перечисление и рассмотрение которых заняло бы немало места. Но диагностировать специальные способности можно также при помощи тестовых батарей.
Введение…………………………………………………………..……….…2
Глава 1. Теоретический анализ
1.1. История возникновения и современное состояние в
исследованиях специальных способностей ……………………….3
2.1. Виды и диагностика специальных способностей………………….7
Глава 2. Организация и планирование эксперимента
2.1. Цели и задачи исследования …………..………….…………...……24
2.2. Методы исследования …………………………………...……….…..24
2.3. Методы математической статистики……………….……..…………26
Заключение.............................................................................................28
Библиографический список…………………………….…….…………29
Следующая группа тестов специальных способностей представлена тестами технических способностей. Эти методы были разработаны одними из первых среди методов диагностики специальных способностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточены на изучении в основном «абстрактных» функций, возникла потребность в методах изучения более конкретных, практических способностей. В значительной степени эта потребность была удовлетворена за счет разработки тестов технических способностей.
Зарубежные
исследователи понимают технические
способности как способности, проявляющиеся
в работе с оборудованием или
его частями. В целом технические
способности рассматриваются
Из серии тестов на определение профессиональных способностей наиболее часто применяются тесты так называемых конторских способностей, задания из этих тестов включены в очень многие батареи тестов общих и специальных способностей. По мнению ряда авторов, наиболее валидным относительно успешности канцелярской работы является тест на скорость восприятия информации. Примером является Миннесотский конторский тест.
Один из важных моментов в процессе диагностики обучения и воспитания — вопрос о периодах сенситивных, благоприятствующих становлению определенных способностей. Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, необходимых для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей — тесты (это тест достижений, тест интеллекта, тест креативности).
Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. При определении структуры способностей как свойств личности всегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те свойства нервных процессов, кои непосредственно сказываются на динамике развития процессов психических и их свойств. Но нужно учитывать, что способности не выступают изолированно от развития всех других систем, входящих в личность как составляющие.
В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки.
В основе психологических возможностей, отличающих конкретного человека от других, лежат индивидуальные характеристики, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии полушарий больших мозга и прочее. Именно это своеобразие индивидных характеристик выступает как природные задатки, но еще не определяют развития способностей как индивидуальных психологических возможностей. Успех деятельности зависит от взаимодействия трех компонентов знаний, умений и мотивации. Но знания и умения могут усваиваться упорным трудом при отсутствии способностей в этой области, поэтому их еще нельзя назвать способностями. Сущность способностей составляют качества процессов психических, лежащие в основе овладения знаниями и умениями.
Структуру конкретной способности составляет совокупность качеств психических, необходимых для успешного выполнения соответствующей деятельности. Личность как носитель определенных качеств имеет потенции для развития способностей. Эти потенции превращаются в реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря коей достигается успех деятельности. Способности очень динамичны, подвижны; взаимодействие разных психических качеств при выполнении различных видов деятельности может выявлять и формировать новые для данной личности способности. Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. [2]
Нередко человек
вынужден заниматься некоторой деятельностью,
не имея способностей к ней. При этом
он сознательно или неосознанно
будет компенсировать недостаток способностей,
опираясь на сильные стороны своей
личности. Компенсация может осуществлять
Один из самых
сложных вопросов: врожденны способности,
или они формируются
Основные из
них таковы. 1) обычно считается, что
доказательством врожденности способностей
служит их раннее проявление у ребенка;
так, у Моцарта способности
Для обсуждения вопросов о том, как велика роль генотипических предпосылок способностей и насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно рассмотреть противоположные факты, показывающие действие внешних условий, а также воспитания и обучения. А они таковы: 1) к менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности выдающихся педагогов; известно множество случаев, когда в разных областях деятельности вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения законов статистики; 2) более точные доказательства представляют факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур; так, звуковысотный слух, основа музыкального слуха, оказывается много менее развитым у испытуемых русской национальности, чем у вьетнамской (здесь нужно заметить, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличающую функцию, тогда как в русском языке этого нет); считается, что этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнения в формировании способностей, 3) достаточно убедительны доказательства, полученные в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; выращивание отобранных поколений "умных" крыс в условиях обедненной впечатлениями среды и поколений "глупых" крыс в условиях обогащенной среды выяснило, что показатели последних оказались выше. [1]
В итоге можно сделать вывод, что ни один из полярных ответов о происхождении способностей неверен. Мнение о генетической предопределенности способностей по существу говорит о том, что они "появляются" — без процесса развития. Мнение о том, что всему можно научить или научиться, приложив старание, содержит ошибку неразличения увлекательного труда-игры, порождаемого сильной потребностью, и труда-обязанности, нельзя научить человека, если нет его собственной активности, желания и увлеченности.
Итак, существуют природные предпосылки способностей — их задатки. Но насколько проявятся задатки, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития невозможно сказать, каков был вклад задатка; способов определения меры участия генотипического фактора пока тоже нет. Становление и развитие способностей, видимо, связано с прохождением ребенка через различные периоды сенситивные с возможным научением в эти периоды по типу запечатления. Неотъемлемая компонента способностей — повышенная мотивация, обеспечивающая интенсивную и одновременно "естественно" организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.
Проблема выявления механизмов формирования и развития способностей стоит очень остро. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некоторые сведения имеются. Прежде всего это — данные о периодах сенситивных формирования функций. Применительно специальных способностей можно предположить, что их функциональные структуры тоже имеют свои периоды сенситивные.
Существенно важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальный интерес – это интерес к содержанию определенной области человеческой деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности. [6]
Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда вызывает нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания - трату ребенком энергии на неконструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, — погасить спонтанную активность ребенка, "засушить" способность.
Еще до создания комплексных батарей способностей многие специалисты осознавали, что тесты интеллекта охватывают далеко не все человеческие способности, и вскоре были предприняты попытки заполнить основные пробелы с помощью тестов специальных способностей, предназначенных для измерения более конкретных и практических способностей, наподобие механических. [1]
Так как термин «специальные способности» возник в то время, когда главное место в тестировании отводилось измерению общего интеллекта. Технические, музыкальные и другие специальные способности рассматривались, таким образом, лишь как дополнение к IQ при характеристике конкретного человека. Однако с появлением факторного анализа пришло постепенное осознание того, что сам интеллект состоит из ряда относительно независимых способностей, таких как вербальное понимание, числовое рассуждение, оперирование пространственными образами и т. д. Более того, ряд способностей, традиционно рассматриваемых как специальные, например механические и канцелярские, теперь включаются в некоторые комплексные батареи способностей.
Экспериментально – теоретической основой для построения комплексных батарей способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними – факторного анализа. Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать специальные способности. [2]
Английский психолог Чарльз Спирмен в статье 1904 г. пришел к выводу, что положительная корреляция между тестами на различные способности (например, математические и литературные) выявляет некоторый общий Генеральный фактор. Он обозначил его буквой G. Помимо фактора, общего для всех видов деятельности, в каждом из них при его осуществлении обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности («S – фактор»).
Одним из первых разработал и применил многофакторный анализ тестовых данных американский психолог Л. Л. Терстоун. С помощью разработанного им центроидного метода факторного анализа, основываясь на обширном статистическом материале, он выделил 12 факторов, которые он обозначил как «первичные умственные способности». Дальнейшие исследования привели к увеличению факторов. Число когнитивных факторов, описанных на сегодняшний день, превышает 120.
На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей.
Существуют батареи тестов для диагностики совершенно определенных профессиональных способностей и батареи тестов общих и различных способностей, наиболее известными из которых являются DAT и GATB. Первая из этих батарей тестов создавалась для нужд средней школы и нашла применение в выявлении профессиональной ориентации учащихся. Создатели батареи пришли к выводу о том, что проверяемые этими тестами способности (наиболее валидными для всех предметов оказались три теста: «словесное мышление», «счетные способности», «пунктуация и стилистика»), являются основными для успешного обучения в школе и вузе.