Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:24, курсовая работа
В отличие от общих, специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и др.). Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, - например, музыкальный слух и память.
В настоящее время широко распространена диагностика специальных способностей, которая успешно применяется в профотборе и профконсультировании. Известно много разнообразных тестов специальных способностей, перечисление и рассмотрение которых заняло бы немало места. Но диагностировать специальные способности можно также при помощи тестовых батарей.
Введение…………………………………………………………..……….…2
Глава 1. Теоретический анализ
1.1. История возникновения и современное состояние в
исследованиях специальных способностей ……………………….3
2.1. Виды и диагностика специальных способностей………………….7
Глава 2. Организация и планирование эксперимента
2.1. Цели и задачи исследования …………..………….…………...……24
2.2. Методы исследования …………………………………...……….…..24
2.3. Методы математической статистики……………….……..…………26
Заключение.............................................................................................28
Библиографический список…………………………….…….…………29
Другая очень известная батарея тестов общих способностей – GATB – использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим местам.
Современная форма этой батареи включает 12 тестов, измеряющих 9 способностей. Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех тестов (запас слов, математическое мышление, пространственное восприятие в трехмерном пространстве). Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов (запас слов). Счетные способности изучаются с помощью двух тестов на вычисления и на математическое мышление. Пространственное восприятие. Восприятие формы представлено двумя тестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические фигуры. Скорость восприятия информации определяется при помощи пар слов, идентичность которых необходимо установить. Моторная координация выявляется с помощью задания делать пометки карандашом в серии квадратов. Ручная ловкость изучается с помощью теста, аналогичного тесту Крауфорда. Пальцевая моторика изучается с помощью двух тестов, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответственно заклепки и шайбы.
Таким образом, GATB в большей степени ориентирована на применение в промышленности, а DAT – в учебных заведениях. Так же обе батареи представляются достаточно пригодными для использования в практике психологической службы. [1]
Советские психологи достигли определенных успехов в изучении музыкальных (Б. М. Теплов), математических (В. А. Крутецкий), психомоторных и других специальных способностей.
Среди работ Б.М.Теплова его труд "Психология музыкальных способностей" [10] занимает особое место. К изучению проблем психологии музыкальных способностей Б.М.Теплов перешел в 30-е годы, занявшись экспериментальным исследованием слуховой (музыкальной) чувствительности.
Будучи музыкантом, Б.М.Теплов не только глубоко интересовался исследованиями в области музыкальной психологии, проводившимися в России, но и принимал в них самое непосредственное участие.
Большое значение
для музыкальной практики имело
экспериментальное доказательст
На основании
анализа собственных
Также некоторые направления исследований были продолжены под руководством Б.М.Теплова после войны в Научно-исследовательском институте психологии АПН РСФСР. Так, по отделу общей психологии, которым он руководил, велись работы по теме "Психология способностей". Ставилась цель изучить структуру способностей в различных видах деятельности человека, в частности, в его учебной, трудовой и творческой деятельности. Особенное внимание было направлено на исследование путей развития способностей в процессе воспитания и обучения и в условиях конкретной деятельности человека.
Основываясь на
представлении С.Л.Рубинштейна
Изучение способностей и индивидуальности, стало осуществляться с позиций комплексного подхода, когда в одном исследовании объединяются и, сопоставляются между собой физиологические, психологические и поведенческие (социально-психологические) характеристики. Исследования музыкальных способностей детей и взрослых с позиций комплексного подхода включали измерения: индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы, компонентов музыкальности, успеваемости общей и по музыкальным дисциплинам, особенностей интеллекта, некоторых личностных качеств.
Поиски природных предпосылок музыкальности в контексте типологической концепции, осуществленные в этих исследованиях, дали доказательное экспериментальное подтверждение положения Б.М.Теплова о задатках, как основе развития способностей.
Касаясь вопроса о развитии музыкальных способностей, Б.М.Теплов подчеркивал, что они начинают проявляться очень рано, уже в младенческом возрасте.[10]
Вместе с тем "у многих детей музыкальные способности впервые начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, и это ни в коем случае не свидетельствует о слабости этих способностей". Возможность раннего проявления музыкальности зависит не только от задатков ребенка, но и от того, насколько была насыщена музыкальными впечатлениями среда, в которой он развивался. Поэтому вопрос о том, каковы природные предпосылки успешного обучения детей музыке на самых первых этапах, тесно связан с поиском наиболее эффективных индивидуальных способов их обучения.
Также было получено немало фактов на разных возрастных выборках, свидетельствующих о том, что скоростные характеристики высшей нервной деятельности играют немаловажную роль в успешности осуществления музыкальной деятельности.
Выраженность свойства лабильности нервной системы является немаловажным природным качеством для успешности проявлений, относящихся к нескольким уровням музыкальности: сенсорно-перцептивному (слуховому), эмоциональному, мнемическому, стилевому, собственно творческому. В других психофизиологических исследованиях эмоциональность и память (в основном, непроизвольная) обнаруживают связь с лабильностью не только в контексте изучения музыкальности. Выраженность свойства лабильности способствует успешности осуществления всякого рода учебной деятельности, развитию речи, коммуникативных способностей. Все эти соотношения общепсихологического плана (успешность в учебе, памяти, регуляции эмоциональных состояний) у людей с лабильными свойствами преломляются и отражаются в отношении музыкальной деятельности. Имеет место то переплетение общих и специальных моментов способностей, на которое указывал Б.М.Теплов [11]
Изучения музыкальных
способностей свидетельствуют, с одной
стороны, насколько важна роль природных
факторов в формировании способностей,
с другой - что это влияние неоднозначно
и опосредовано многими индивидуально-
Не менее важным является изучение математических способностей. А.Пуанкаре пришел к выводу, что важнейшее место в математических способностях занимает умение логически выстроить цепь операций, которые приведут к решению задачи. Казалось бы, это должно быть доступно любому способному логически мыслить человеку. Однако далеко не каждый оказывается способным оперировать математическими символами с той же легкостью, что и при решении логических задач.
Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. По мнению Пуанкаре, людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода - есть основной элемент математического творчества.[2]
Для того, чтобы
понять, какие качества еще требуются
для достижения успехов в математике,
исследователями
Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются специфическая способность к обобщению математического материала, способность к пространственным представлениям, способность к отвлеченному мышлению. Некоторые исследователи выделяют также в качестве самостоятельного компонента математических способностей математическую память на схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.
Советский психолог, исследовавший математические способности у школьников, В.А.Крутецкий дает следующее определение математическим способностям: "Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики".[5]
Математические способности очень сложны и многогранны по своей структуре. Из анализа полученных результатов исследований выделяют два основных типа людей с их проявлением - это "геометры" и "аналитики". Первые стремятся вычленить в задачах образные компоненты, а вторые предпочитают аналитические способы решения любых математических задач. В группу "аналитиков" вошли обладатели относительно более слабой нервной системы, по сравнению с группой "геометров". [7]
Был проведен также сравнительный анализ результатов диагностики личностных особенностей, полученных с помощью вопросника Кэттелла. Статистически значимые различия между группами были установлены по двум факторам - Н и J.
По фактору Н группу "аналитиков" можно в целом характеризовать как относительно более сдержанную, с ограниченным кругом интересов (Н-). Обычно люди с низкими показателями по этому фактору замкнуты, не стремятся к дополнительным контактам с людьми.
Группа "геометров" имеет по этому личностному фактору большие величины (Н+) и отличается по нему определенной беззаботностью, общительностью. Такие люди не испытывают трудностей в общении, много и охотно идут на контакты, не теряются в неожиданных обстоятельствах. Они артистичны, способны выдерживать значительные эмоциональные нагрузки.
По фактору J, который в
целом характеризует такую
В противовес им, ребята, входящие в группу "геометров", энергичны, экспрессивны. Они любят совместные действия, готовы включиться в групповые интересы и проявить при этом свою активность.
Наметившиеся различия показывают, что исследуемые группы математически одаренных учащихся наиболее расходятся по двум факторам, которые, с одной стороны, характеризуют определенную эмоциональную направленность (сдержанность, рассудительность - беззаботность, экспрессивность), с другой, особенности в межличностных отношениях (замкнутость - общительность).
Глава 2. Организация и планирование эксперимента
2.1. Цели и задачи исследования
Цель: исследование математических способностей у подростков, учащихся в математическом классе и обычном классе
На основе поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
Предмет: особенности интеллектуального развития подростков
Объект: подростки, обучающиеся в математическом классе и подростки, обучающиеся в обычном классе
Н0: уровень интеллекта у подростков, учащихся в математическом классе и уровень интеллекта у подростков, учащихся в обычном классе не отличаются
Н1: уровень интеллекта у подростков, учащихся в математическом классе выше, чем у подростков, учащихся в обычном классе
Исследование проводится на выборке объемом 50 человек, из которых 20 человек мужского пола и 30 человек женского пола, возраст 14 лет.
2.2. Методы исследования
Прогрессивные матрицы Равена предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Предложены Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Тест позволяет измерить общий фактор интеллекта с помощью выявлений отношений между абстрактными фигурами.
Черно-белые
матрицы предназначены для
Материал черно-белого варианта теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (A, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов.