Специальные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

В отличие от общих, специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и др.). Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, - например, музыкальный слух и память.
В настоящее время широко распространена диагностика специальных способностей, которая успешно применяется в профотборе и профконсультировании. Известно много разнообразных тестов специальных способностей, перечисление и рассмотрение которых заняло бы немало места. Но диагностировать специальные способности можно также при помощи тестовых батарей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……….…2
Глава 1. Теоретический анализ
1.1. История возникновения и современное состояние в
исследованиях специальных способностей ……………………….3
2.1. Виды и диагностика специальных способностей………………….7
Глава 2. Организация и планирование эксперимента
2.1. Цели и задачи исследования …………..………….…………...……24
2.2. Методы исследования …………………………………...……….…..24
2.3. Методы математической статистики……………….……..…………26
Заключение.............................................................................................28
Библиографический список…………………………….…….…………29

Файлы: 1 файл

спецспособности.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Другая очень  известная батарея тестов общих  способностей – GATB – использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим местам.

Современная форма  этой батареи включает 12 тестов, измеряющих 9 способностей. Диагностика общих  умственных способностей осуществляется с помощью трех тестов (запас слов, математическое мышление, пространственное восприятие в трехмерном пространстве). Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов (запас слов). Счетные способности изучаются с помощью двух тестов на вычисления и на математическое мышление. Пространственное восприятие. Восприятие формы представлено двумя тестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические фигуры. Скорость восприятия информации определяется при помощи пар слов, идентичность которых необходимо установить. Моторная координация выявляется с помощью задания делать пометки карандашом в серии квадратов. Ручная ловкость изучается с помощью теста, аналогичного тесту Крауфорда. Пальцевая моторика изучается с помощью двух тестов, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответственно заклепки и шайбы.

Таким образом, GATB в большей степени ориентирована на применение в промышленности, а DAT – в учебных заведениях. Так же обе батареи представляются достаточно пригодными для использования в практике психологической службы. [1]

Советские психологи  достигли определенных успехов в  изучении музыкальных (Б. М. Теплов), математических (В. А. Крутецкий), психомоторных и  других специальных способностей.

Среди работ  Б.М.Теплова его труд "Психология музыкальных способностей" [10] занимает особое место. К изучению проблем психологии музыкальных способностей Б.М.Теплов перешел в 30-е годы, занявшись экспериментальным исследованием слуховой (музыкальной) чувствительности.

Будучи музыкантом, Б.М.Теплов не только глубоко интересовался исследованиями в области музыкальной психологии, проводившимися в России, но и принимал в них самое непосредственное участие.

Большое значение для музыкальной практики имело  экспериментальное доказательство упражняемости человеческого слуха к различению высоты звуков.

 На основании  анализа собственных материалов, а также результатов отечественных  и множества зарубежных исследований  в области музыкальной психологии, блестящего психологического анализа биографических данных, творческого пути, особенностей личности многих выдающихся музыкантов Б.М.Теплов создал учение о музыкальной одаренности; об общих, выходящих за пределы музыки, и специальных, связанных только с музыкальной деятельностью, моментах в музыкальной одаренности. Он ввел содержательное понятие музыкальности, особое внимание уделил анализу двух ее сторон - эмоциональной и слуховой, развил представление о сложном компонентном составе музыкальности как комплексе специальных способностей выдвинул очень важное положение о зависимости ее развития от врожденных задатков, которое преодолевало распространенные в то время фаталистические теории музыкальности. Он поставил проблему музыкальности, прежде всего, как проблему качественную, а не количественную. Это означало, что для решения педагогических вопросов, связанных с музыкальным развитием ребенка, прежде всего, следует обращать внимание на то, какова его музыкальность, а, следовательно, и какова будет стратегия его обучения.

Также некоторые  направления исследований были продолжены под руководством Б.М.Теплова после войны в Научно-исследовательском институте психологии АПН РСФСР. Так, по отделу общей психологии, которым он руководил, велись работы по теме "Психология способностей". Ставилась цель изучить структуру способностей в различных видах деятельности человека, в частности, в его учебной, трудовой и творческой деятельности. Особенное внимание было направлено на исследование путей развития способностей в процессе воспитания и обучения и в условиях конкретной деятельности человека.

Основываясь на представлении С.Л.Рубинштейна о  двух основных планах психологической  характеристики личности - характере  и способностях, - Б.М.Теплов [10] утверждал, что типологические свойства нервной системы имеют прямое отношение не только к темпераменту как динамической составляющей характера, но и "к природной основе способностей, к тому, что обычно называется задатками".

Изучение способностей и индивидуальности, стало осуществляться с позиций комплексного подхода, когда в одном исследовании объединяются и, сопоставляются между собой физиологические, психологические и поведенческие (социально-психологические) характеристики. Исследования музыкальных способностей детей и взрослых с позиций комплексного подхода включали измерения: индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы, компонентов музыкальности, успеваемости общей и по музыкальным дисциплинам, особенностей интеллекта, некоторых личностных качеств.

Поиски природных  предпосылок музыкальности в  контексте типологической концепции, осуществленные в этих исследованиях, дали доказательное экспериментальное подтверждение положения Б.М.Теплова о задатках, как основе развития способностей.

Касаясь вопроса  о развитии музыкальных способностей, Б.М.Теплов подчеркивал, что они начинают проявляться очень рано, уже в младенческом возрасте.[10]

Вместе с  тем "у многих детей музыкальные  способности впервые начинают развиваться  лишь в результате планомерной педагогической работы, и это ни в коем случае не свидетельствует о слабости этих способностей". Возможность раннего проявления музыкальности зависит не только от задатков ребенка, но и от того, насколько была насыщена музыкальными впечатлениями среда, в которой он развивался. Поэтому вопрос о том, каковы природные предпосылки успешного обучения детей музыке на самых первых этапах, тесно связан с поиском наиболее эффективных индивидуальных способов их обучения.

Также было получено немало фактов на разных возрастных выборках, свидетельствующих о том, что  скоростные характеристики высшей нервной деятельности играют немаловажную роль в успешности осуществления музыкальной деятельности.

Выраженность  свойства лабильности нервной системы  является немаловажным природным качеством  для успешности проявлений, относящихся  к нескольким уровням музыкальности: сенсорно-перцептивному (слуховому), эмоциональному, мнемическому, стилевому, собственно творческому. В других психофизиологических исследованиях эмоциональность и память (в основном, непроизвольная) обнаруживают связь с лабильностью не только в контексте изучения музыкальности. Выраженность свойства лабильности способствует успешности осуществления всякого рода учебной деятельности, развитию речи, коммуникативных способностей. Все эти соотношения общепсихологического плана (успешность в учебе, памяти, регуляции эмоциональных состояний) у людей с лабильными свойствами преломляются и отражаются в отношении музыкальной деятельности. Имеет место то переплетение общих и специальных моментов способностей, на которое указывал Б.М.Теплов [11]

Изучения музыкальных  способностей свидетельствуют, с одной  стороны, насколько важна роль природных  факторов в формировании способностей, с другой - что это влияние неоднозначно и опосредовано многими индивидуально-психологическими характеристиками.

Не менее важным является изучение математических способностей. А.Пуанкаре пришел к выводу, что важнейшее место в математических способностях занимает умение логически выстроить цепь операций, которые приведут к решению задачи. Казалось бы, это должно быть доступно любому способному логически мыслить человеку. Однако далеко не каждый оказывается способным оперировать математическими символами с той же легкостью, что и при решении логических задач.

Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. По мнению Пуанкаре, людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода - есть основной элемент математического творчества.[2]

Для того, чтобы  понять, какие качества еще требуются  для достижения успехов в математике, исследователями анализировалась  математическая деятельность: процесс  решения задач, способы доказательств, логические рассуждения, особенности математической памяти. Этот анализ привел к созданию различных вариантов структур математических способностей, сложных по своему компонентному составу. При этом мнения большинства исследователей сходились в одном - что нет и не может быть единственной ярко выраженной математической способности - это совокупная характеристика, в которой отражаются особенности разных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения.

Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются специфическая способность к обобщению математического материала, способность к пространственным представлениям, способность к отвлеченному мышлению. Некоторые исследователи выделяют также в качестве самостоятельного компонента математических способностей математическую память на схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.

Советский психолог, исследовавший  математические способности у школьников, В.А.Крутецкий дает следующее определение математическим способностям: "Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики".[5]

Математические  способности очень сложны и многогранны  по своей структуре. Из анализа полученных результатов исследований выделяют два основных типа людей с их проявлением - это "геометры" и "аналитики". Первые стремятся вычленить в  задачах образные компоненты, а вторые предпочитают аналитические способы решения любых математических задач. В группу "аналитиков" вошли обладатели относительно более слабой нервной системы, по сравнению с группой "геометров". [7]

Был проведен также  сравнительный анализ результатов диагностики личностных особенностей, полученных с помощью вопросника Кэттелла. Статистически значимые различия между группами были установлены по двум факторам - Н и J.

По фактору Н группу "аналитиков" можно в целом характеризовать как относительно более сдержанную, с ограниченным кругом интересов (Н-). Обычно люди с низкими показателями по этому фактору замкнуты, не стремятся к дополнительным контактам с людьми.

Группа "геометров" имеет  по этому личностному фактору  большие величины (Н+) и отличается по нему определенной беззаботностью, общительностью. Такие люди не испытывают трудностей в общении, много и  охотно идут на контакты, не теряются в  неожиданных обстоятельствах. Они артистичны, способны выдерживать значительные эмоциональные нагрузки.

По фактору J, который в  целом характеризует такую черту  личности, как индивидуализм, группа "аналитиков" имеет высокие  среднегрупповые значения. Это означает, что им присущи разумность, рассудительность, упорство. Люди, имеющие высокий вес по этому фактору, уделяют много внимания планированию своего поведения, при этом оставаясь замкнутыми и действуя индивидуально.

В противовес им, ребята, входящие в группу "геометров", энергичны, экспрессивны. Они любят совместные действия, готовы включиться в групповые  интересы и проявить при этом свою активность.

Наметившиеся различия показывают, что исследуемые группы математически  одаренных учащихся наиболее расходятся по двум факторам, которые, с одной  стороны, характеризуют определенную эмоциональную направленность (сдержанность, рассудительность - беззаботность, экспрессивность), с другой, особенности в межличностных отношениях (замкнутость - общительность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация  и планирование эксперимента

2.1. Цели и задачи исследования

Цель: исследование математических способностей у подростков, учащихся в математическом классе и обычном классе

На основе поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

    1. исследование уровня интеллектуального развития у подростков, учащихся в математическом классе;
    2. исследование уровня интеллектуального развития у подростков, учащихся в обычном классе
    3. сравнение уровня интеллекта у подростков, обучающихся в математическом классе с математическими способностями у подростков, обучающихся в обычном классе.

Предмет: особенности интеллектуального развития подростков

Объект: подростки, обучающиеся в математическом классе и подростки, обучающиеся в обычном классе

Н0: уровень интеллекта у подростков, учащихся в математическом классе и уровень интеллекта у подростков, учащихся в обычном классе не отличаются

Н1: уровень интеллекта у подростков, учащихся в математическом классе выше, чем у подростков, учащихся в обычном классе

Исследование  проводится на выборке объемом 50 человек, из которых 20 человек мужского пола и 30 человек женского пола, возраст 14 лет.

2.2. Методы исследования

Прогрессивные матрицы Равена предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Предложены Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Тест позволяет измерить общий фактор интеллекта с помощью выявлений отношений между абстрактными фигурами.

Черно-белые  матрицы предназначены для обследования детей и подростков возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет.

Материал черно-белого варианта теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (A, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов.

Информация о работе Специальные способности