Специфика педагогического процесса с детьми с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы: в последние годы значительно увеличился рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70--80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Ученые выдвинули группу детей, отличающихся временной задержкой психического развития. По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
I глава Психолого-педагогические основы обучения детей с задержками психического развития
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………..…..4-5
Генезисные типы задержки психического развития детей……………….6-12
Особенности обучения детей в классе ЗПР………………………………13-14
II глава Организация обучения физике детей с задержкой психического развития
2.1. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы…........................................................................................................15-17
2.2. Задачи деятельности учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР……………………………………………………… 18-20
2.3. Формы педагогического общения………………………………………....21-26
2.4. Программа обучения детей с задержкой психического развития на уроках физики……………………………………………………………………………….27-31
2.5. Дифференцированный подход с использованием различных методик обучения на уроках физики…………………………………………………………….32-34
2.6. Полезные советы педагогам в работе с детьми с ЗПР…………………... 35-36
2.7. Приложение 1………………………………………………………………..37-49
2.8. Комбинированный конспект урока по физике 8 класс по теме
«Работа и мощность электрического тока»… ………… …………….50-54
Заключение………………………………………………………,………………...55
Список литературы…………………………,……,…,…,………………………..56

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

I глава Психолого-педагогические основы обучения детей с задержками психического развития

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………..…..4-5
    2. Генезисные типы задержки психического развития детей……………….6-12
    3. Особенности обучения детей в классе ЗПР………………………………13-14

II  глава   Организация обучения физике детей с задержкой психического развития

2.1.  Организация  интегрированного обучения детей  с задержкой психического                                                                              развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы…........................................................................................................15-17

2.2.   Задачи  деятельности учителя, работающего  в условиях интегрированного  обучения детей с ЗПР………………………………………………………  18-20

2.3.    Формы педагогического общения………………………………………....21-26

2.4.  Программа  обучения детей с задержкой  психического развития на уроках физики……………………………………………………………………………….27-31

  2.5.  Дифференцированный  подход с использованием различных  методик обучения на уроках  физики…………………………………………………………….32-34

2.6.    Полезные  советы педагогам в работе  с детьми с ЗПР…………………...  35-36

2.7.    Приложение 1………………………………………………………………..37-49

2.8.   Комбинированный конспект урока по физике 8 класс по теме

   «Работа и мощность  электрического тока»… ………… …………….50-54

Заключение………………………………………………………,………………...55

Список литературы…………………………,……,…,…,………………………..56

Введение

         Актуальность  темы работы: в последние годы значительно увеличился рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70--80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Ученые выдвинули группу детей, отличающихся временной задержкой психического развития. По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

         Цель:  определить сущность и специфику педагогического процесса с детьми с задержкой психического развития

         Задачи:

1. Дать общую характеристику  задержки психического развития (ЗПР);

2. Раскрыть особенности организации педагогического процесса с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения;

3. Рассмотреть формы  педагогического общения.

 

 

 

Глава I    Психолого-педагогические основы обучения детей с задержками психического развития

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

        Одной из основных причин труднообучаемости  и трудновоспитуемости учащихся  является особое по сравнению  с нормой состояние психического  развития личности, которое в  дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

        В самом общем виде сущность  ЗПР состоит в следующем: развитие  мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы  личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.

        Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

        Детям с ЗПР целесообразно  оказывать комплексную психолого-педагогическую  помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с сурдопедагогом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.

        Учебные трудности школьника,  как правило, сопровождаются отклонениями  в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

    

 

1.2. Генезисные  типы задержки психического развития детей

   Клинические  и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С.  Певзнер, К.С. Лебединской и  др., позволили выделить четыре  генезисных типа задержки психического  развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

                     ЗПР конституционального происхождения.

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.

        Ребёнок с первых месяцев обучения  в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.

        Для конституциональной ЗПР характерен  благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю.

Юле К. по окончании  дошкольного учреждения для детей  с недостатками слуха было рекомендовано  обучение в первом классе. Но Юля была не готова в 7 лет просиживать 5 уроков в день по 45 минут и не могла со всей ответственностью относиться к учёбе. Ей больше нравилось крутиться перед зеркалом, играть в куклы на уроках, рисовать. Девочку решено было перевести в подготовительный класс. Проучившись год по щадящей программе, в следующем учебном году Юля уже серьёзнее относилась и к оценкам и к требованиям педагогов. Девочка успешно закончила школу по общеобразовательной программе.

            ЗПР соматогенного происхождения.

        Дети этой группы рождаются  у здоровых родителей. Задержка  развития – следствие перенесённых  в раннем детстве заболеваний,  влияющих на развитие мозговых  функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Несмотря на то. Что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий.

        В школе дети данной категории  прежде всего испытывают большие  трудности в адаптации к новой  сфере. Они долго не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблема данных детей в школе – трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать.

        Нарастающая при утомлении головная  боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используется такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую - либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное.

        Дети с соматогенной ЗПР нуждаются  в систематической лечебно-педагогической  помощи. Наиболее целесообразно  помещать такого ребёнка в  школы санаторного типа, при их  отсутствии – необходимо создать  в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим.

Диана С.  родилась недоношенной, была подвержена частым простудным заболеваниям. По характеру  девочка очень скромная, тихая, исполнительная и замкнутая. Педагоги класса постоянно  сталкивались с такой проблемой – Диана никогда не жаловалась, когда чувствовала себя плохо, когда у неё болела голова, было недомогание, терпела. Учебную программу ей усваивать было крайне сложно, к оценкам девочка относилась критично, её очень расстраивали любые незначительные замечания. И это при том, что девочка была любимицей всех педагогов за свой кроткий нрав. Диана была представлена на ПМПК для решения вопроса о продолжении обучения по программе для детей с ЗПР. Но папа Дианы категорически этому воспротивился и комиссия уступила: Диана продолжила обучение по общеобразовательной программе, что, конечно, отрицательно отразилось и на учёбе Дианы, и на её физическом состоянии.

                     

 ЗПР психогенного происхождения.

        Дети этой группы имеют нормальное  физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором – неблагоприятными условиями воспитания. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка; как результат – снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.

        Нередко очагом формирования  данной детской аномалии являются  неблагополучные семьи: асоциально-попустительские  и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании с вседозволенностью. Родители своим образом жизни стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции), непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная атмосфера ребёнка пропитана ссорами, конфликтами между взрослыми. Основная форма родительского воздействия – подавление и наказание систематически травмирует психику ребёнка. В ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности.

Информация о работе Специфика педагогического процесса с детьми с ЗПР