Специфика педагогического процесса с детьми с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы: в последние годы значительно увеличился рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70--80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Ученые выдвинули группу детей, отличающихся временной задержкой психического развития. По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
I глава Психолого-педагогические основы обучения детей с задержками психического развития
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………..…..4-5
Генезисные типы задержки психического развития детей……………….6-12
Особенности обучения детей в классе ЗПР………………………………13-14
II глава Организация обучения физике детей с задержкой психического развития
2.1. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы…........................................................................................................15-17
2.2. Задачи деятельности учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР……………………………………………………… 18-20
2.3. Формы педагогического общения………………………………………....21-26
2.4. Программа обучения детей с задержкой психического развития на уроках физики……………………………………………………………………………….27-31
2.5. Дифференцированный подход с использованием различных методик обучения на уроках физики…………………………………………………………….32-34
2.6. Полезные советы педагогам в работе с детьми с ЗПР…………………... 35-36
2.7. Приложение 1………………………………………………………………..37-49
2.8. Комбинированный конспект урока по физике 8 класс по теме
«Работа и мощность электрического тока»… ………… …………….50-54
Заключение………………………………………………………,………………...55
Список литературы…………………………,……,…,…,………………………..56

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Программа  обучения детей с задержкой  психического развития на уроках физики

Изучение курса  физики начинается в VII классе (72 ч). На тему Введение отводится 3 ч. Учащиеся знакомятся с кабинетом физики, с учебником, проводится беседа «Учись учиться». При рассмотрении вопроса «Что изучает физика?» внимание учеников заостряется на отличии опыта от наблюдения, на измерении физических величин.

На изучение следующих тем — Первоначальные сведения о строении вещества, Взаимодействие тел, Давление твердых тел, жидкостей и газов, Работа и мощность. Энергия — отводится соответственно 5, 20, 24, 15 ч.

Внутри указанных  тем производится увеличение времени  изучения следующих вопросов: Расчет пути и времени движения (2 ч), Плотность вещества (4 ч), Давление. Единица давления (2 ч), на отработку понятий и решение задач по данной теме дополнительно выделяется 1 ч. Добавляется время на лабораторные работы, на повторение материала, на решение задач. Увеличение часов идет за счет резервного времени.

Значительное  увеличение времени на тему Плотность объясняется тем, что понятия «объем», «масса», «плотность» являются ключевыми для курса физики данного учебного года. Учащиеся постепенно подводятся к осмыслению понятия «плотность вещества», завершается тема соответствующей лабораторной работой.

В ознакомительном  плане рассматриваются следующие темы (вопросы): Расчет массы и объема по плотности (только для более сильных учеников). У школьников с ЗПР вызывает затруднения перевод кубического сантиметра в кубический метр, и наоборот; они путают понятия «масса» и «вес».

Расчет  давления жидкости на дно и стенки сосуда — необходимо, чтобы все учащиеся запомнили только формулу; более сильные ученики могут давать ее объяснение. КПД механизмов — затруднения вызывает усвоение понятий о полной и полезной работе. Лабораторная работа по данному вопросу проводится со всем классом.

Обзорно изучаются  следующие вопросы: Взаимодействие молекул. Существование агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетической теории — усвоение данного материала предполагает значительную степень абстрагирования; Сила упругости. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой — по данной теме опрашиваются более сильные ученики; Графическое изображение сил. Сложение сил — сложности возникают из-за понятия «вектор»;

Измерение атмосферного давления; Барометр-анероид,  Атмосферное  давление на различных высотах, Манометры; Архимедова сила — по данному  вопросу можно   опросить   лишь   некоторых   более сильных учеников;

Момент  силы — трудно усваивается понятие «плечо силы», достаточно введения понятия «плечо для рычага». Для учащихся с ЗПР сложны необходимые геометрические построения.

Из изучения исключаются вопросы: Взаимодействие тел (частично рассматривается при объяснении темы Инерция) и Высота столбов различных жидкостей в сообщающихся сосудах.

VIII класс (64 ч)

На изучение тем Тепловые явления, Электрические явления, Электромагнитные явления, Световые явления отводится соответственно 24, 24, 6, 8 ч.

Увеличивается время на изучение таких вопросов, как Последовательное соединение проводников (2 ч), Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников (2 ч). Отдельно (как самостоятельные уроки) изучаются вопросы Излучение, Напряжение, Измерение напряжения. Особое внимание уделяется вопросу Электродвигатель постоянного тока и проведению соответствующей лабораторной работы.

В ознакомительном  плане рассматриваются следующие  темы (вопросы): объяснение графика  плавления и отвердевания в соответствующей  теме; Электричёское поле; Магнитное поле Земли.

Обзорно изучаются  такие вопросы, как Удельная теплоемкость вещества; Делимость заряда (делается упор на то, что существует самый маленький отрицательный заряд — электрон); Строение атома — подчеркивается связь с аналогичным материалом из курса химии; Электрический ток в металлах; Преломление света — вызывают затруднения как сама тема, так и связанные с ее изучением геометрические построения; Построение изображения в линзах — выполняются построения только для собирающей линзы. Данная тема может быть вынесена на факультативное занятие, и тогда. добавляются построения и для рассеивающей линзы.

На факультативные занятия выносятся вопросы: Кипение (по усмотрению учителя можно совсем исключить из прохождения), Расчет проводника от его параметров, Реостаты, Регулировка тока реостата (лабораторная работа).

IX класс (62 ч)

На изучение тем Основы кинематики, Основы динамики, Законы сохранения, Механические колебания и волны отводится соответственно 24, 24, 6, 8 ч.

Увеличивается время на решение задач по темам Равноускоренное движение, Свободное падение, что способствует более прочному усвоению основных формул; решение задач по первому и второму законам Ньютона (+2 ч); проведение лабораторной работы «Определение жесткости пружины> требует предварительной подготовки из-за ее сложности и объемности; на изучение вопроса Закон сохранения импульса (+1 ч) и на решение соответствующих задач (до 2 ч для детального разбора каждого случая); на изучение темы Закон сохранения полной механической энергии (2 ч).

В ознакомительном  плане изучаются такие темы (вопросы), как Положение тела в пространстве, Система отсчета и Перемещение — по курсу математики к этому времени еще недостаточно отработано понятие «вектор»; Графическое представление движения — из-за затруднений в чтении графиков; Относительность движения — с учетом недостаточности пространственных представлений у учащихся; Сила всемирного тяготения, Постоянная всемирного тяготения — знание формулы Р=γ m1 m2 / v2 обязательно для всех учащихся, сильные ученики должны уметь ее объяснить; Вес тела, движущегося с ускорением вверх, вниз; Работа, совершаемая силами, приложенными к телу, и изменение его скорости; Работа силы трения и механическая энергия; Свободные и затухающие колебания — учащиеся испытывают затруднения в восприятии этого материала, в чтении соответствующих графиков; Период в колебательном движении — лабораторная работа проводится со всем классом.

Изучать обзорно  предлагается следующие вопросы: Перемещение при равноускоренном движении — в целом этот материал объемен и труден для понимания учащихся с ЗПР, особенные сложности связаны с выведением формулы, но ее знание необходимо; Криволинейное движение — школьников затрудняет работа с векторами, они плохо усваивают понятия «период», «частота», однако знакомство с этой темой важно в плане осуществления межпредметных связей с трудовым обучением; Вес тела, Невесомость; Работа силы упругости, Потенциальная энергия упругодеформированного тела — решение задач по данной теме предлагается только сильным ученикам.

Исключены из изучения такие вопросы, как Проекции векторов и действия над ними; Движение тела под действием нескольких сил (здесь сложны и построение, и переход от векторной формы математической записи уравнения движения к скалярной); в теме Энергия тела в колебательном движении исключается весь математический аппарат: формула энергии не рассматривается.

В IX классе по лабораторному практикуму планируется 5 двухчасовых работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Дифференцированный  подход с использованием 

различных методик обучения на уроках физики

У обучающихся  в массовой школе (то есть в условиях, неадаптированных к особенностям психики) учащихся с задержкой психического развития рост основных показателей мышления очень мал. В результате у них к 7-му классу заметно возрастает инертность, пассивность мышления. Они не успевают за предусмотренное программой время без посторонней помощи овладеть необходимым минимумом знаний. Учащиеся с возрастом все меньше и меньше понимают то, что излагается на уроках. Постепенно у них формируется отрицательное отношение к познавательной деятельности. Боязнь ошибиться, получить двойку толкает ребят на списывание, пропуск занятий. Под влиянием постоянных неудач у них складывается пониженная самооценка, формируется ряд отрицательных качеств личности. В коллективе такие дети нередко оказываются изолированными. Формальный подход к оценке знаний слабоуспевающих учеников, условный перевод их из класса в класс в сочетании с эпизодической помощью в виде дополнительных занятий не могут обеспечить им овладение необходимым знаниями. Для слабоуспевающих учеников используют приемы методики В.Ф.Шаталова.

Один из таких  приемов – это использование  опорно-логических схем или конспектов. Знания вводятся крупными блоками (2-3 параграфа  учебника), представляя собой первичное  знакомство ученика с новым материалом с целью раскрытия его сути, показывая связь с уже имеющимися знаниями. Кроме того, в опорных схемах может быть отражена классификация знаний по уровню значимости (красным цветом - самое главное, зеленым – менее существенное). Кстати, учащиеся с задержкой психического развития очень хорошо реагируют на цветовую гамму. Опорная схема облегчает усвоение большого объема сведений, общей логической обработки учебного материала и переводу его в долговременную память.

Для учеников особенно полезно то, что потом происходит вторичное объяснение материала, мы еще раз к нему возвращаемся, но уже дополняем опорный конспект новой информацией из учебника и своими примерами. Поскольку на практике чаще всего ведется устный опрос, используют разнообразные формы: у доски с опорным конспектом, парный взаимоопрос и другие. Все они обеспечивают повторение материала, закрепление знаний. Особенно практикую, когда оценки своим одноклассникам ставят ребята. Это способствует овладению критериями оценивания знаний, и подготавливают ребят к адекватной самооценке. А это еще одно психологическое условие повышения эффективности обучения слабоуспевающих учеников.

Следующий прием, который используют – это систематическая  проверка знаний с помощью диагностических  контрольных работ. Результаты таких  работ не отражаются на оценках таких учеников в журнале, но служат для педагога, показателем их готовности к усвоению следующего материала, и возможность организации помощи отдельным учащимся. 
Для учеников устраивают праздники знаний,  такая форма повторения, обобщения знаний не расслабляет ребят, а наоборот стимулирует интерес к физике. 
Такие уроки могут иметь самые разные формы. Вот один из вариантов урока  повторения: Восхождение на пик Фарадея. 
Замысел урока: две группы альпинистов, образованные из учеников класса, совершают подъем на пик Фарадея (можно использовать любую тему). На каждом привале каждую группу ожидает конверт с заданиями или вопросами. Все задания нужно выполнить и ответить дежурным по привалу. После этого группа получает право продолжить маршрут. Если группа не справилась с заданием, то остается на этом этапе до следующего хода. Побеждает команда, первая достигшая пика. Возможны различные варианты сюжета. (Приложение 1).

Физика –  наука экспериментальная. Много  времени на уроке должны занимать демонстрационные и лабораторные эксперименты. Для слабоуспевающих учащихся демонстрация опытов является сильным раздражителем, привлекающим внимание новизной увиденного и эффектностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Полезные  советы педагогам в работе  с детьми с ЗПР

   1. Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса.

2. Спокойные,  уверенные движения, отсутствие  суетливости, самообладание во  все моменты жизни, например: резкое  столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости.  
3. Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.  
4. Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером.  
5. Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу.  
6. Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение.  
7. Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком.  
8. Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям.  
9. Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми.  
10. Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.

 

 

Меры  педагогического воздействия 

1.  Минимизация внимания:  
• делайте письменные замечания;  
• знак;  
• формулируйте «Я- высказывание». 
2. Делайте неожиданности:  
• включите свет;  
• издайте музыкальный звук любым музыкальным инструментом;  
• начните говорить тихим голосом;  
• измените ваш голос;  
• временно прекратите урок.  
3.  Отвлекайте ученика:  
• задавайте прямые вопросы;  
• попросите об одолжении;  
• измените деятельность.  
4.  Обращайте внимание всего класса на примеры хорошего поведения:  
• благодарите учеников;  
• пишите имена примерных учеников на доске;  
5.  Пересаживайте учеников:  
• меняйте места.  
 
Использование выше перечисленных советов в учебно-воспитательном процессе несомненно принесет положительный результат.

 

 

2.7. Приложение 1

 

Сценарий  урока – обобщения по теме «Магнетизм».

«Восхождение  на пик имени Фарадея» 8 класс.

Информация о работе Специфика педагогического процесса с детьми с ЗПР