Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:17, курсовая работа
Актуальность темы работы: в последние годы значительно увеличился рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70--80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Ученые выдвинули группу детей, отличающихся временной задержкой психического развития. По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Введение………………………………………………………………………………..3
I глава Психолого-педагогические основы обучения детей с задержками психического развития
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………..…..4-5
Генезисные типы задержки психического развития детей……………….6-12
Особенности обучения детей в классе ЗПР………………………………13-14
II глава Организация обучения физике детей с задержкой психического развития
2.1. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы…........................................................................................................15-17
2.2. Задачи деятельности учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР……………………………………………………… 18-20
2.3. Формы педагогического общения………………………………………....21-26
2.4. Программа обучения детей с задержкой психического развития на уроках физики……………………………………………………………………………….27-31
2.5. Дифференцированный подход с использованием различных методик обучения на уроках физики…………………………………………………………….32-34
2.6. Полезные советы педагогам в работе с детьми с ЗПР…………………... 35-36
2.7. Приложение 1………………………………………………………………..37-49
2.8. Комбинированный конспект урока по физике 8 класс по теме
«Работа и мощность электрического тока»… ………… …………….50-54
Заключение………………………………………………………,………………...55
Список литературы…………………………,……,…,…,………………………..56
- индивидуальная
траектория образования в
- в планировании
индивидуальных и групповых
При составлении
календарно-тематического
3) отслеживание динамики развития ребенка:
- регулярное
изучение учащихся с целью
выявления индивидуальных
- фиксация динамики
развития обучающихся с ЗПР
в диагностических документах (дневник
наблюдения, характеристика), плане
коррекционных занятий с
При отсутствии положительной динамики развития детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для решения вопроса о форме дальнейшего обучения;
4) взаимодействие со специалистами и родителями:
- изучение педагогом
класса, специалистами условий семейног
- знакомство
специалистов с данными
- предоставление родителям учащихся с ЗПР в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;
- проведение
психолого-медико-
- участие имеющихся
узких специалистов
- ведение педагогической
документации, обеспечивающей взаимосвязь
в работе специалистов (тетради
взаимосвязи логопеда, психолога,
дефектолога с педагогом,
- работа с
родителями обычных детей,
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;
6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки. Но есть и общие моменты, которые относятся к разряду методических требований, необходимых к выполнению педагогом, обучающим детей с ЗПР в классе «нормы».
2.3. Формы педагогического общения
Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Как определить коррекционно-развивающую цель? Педагог, планируя занятие, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы по материалам Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в ГНУ «ИКП РАО»:
1. Совершенствование
движений и сенсомоторного
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция
отдельных сторон психической
деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений
ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений,
формирование звукового анализа.
3. Развитие основных
мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации
(на базе овладения основными родовыми
понятиями);
- умения работать по словесной и письменной
инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных
видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления
(умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция
нарушений в развитии
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем
мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов
в знаниях.
Пример постановки коррекционно-развивающей цели: 1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении; 2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.
С точки
зрения коррекционной
Каждый урок должен состоять из нескольких этапов, в ходе которых педагог решает учебную задачу, подчиненную общей цели занятия: актуализировать прошлый опыт, ввести в тему через определение личностных смыслов изучаемого материала, закрепить умения на основе применения и т.п.
В поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в общеобразовательном классе массовой школы, важно отдельно отразить план деятельности на уроке (занятии) для каждого интегрированного ребенка. Рекомендуется составление общего плана для класса с включением в него блоков-заданий для детей с ЗПР, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. На уроке целесообразно проводить дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, давать разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале (тема урока записывается общая). С точки зрения дифференциации, выделяя в одном классе различные группы, к которым предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения, необходимо помнить, что в результате все дети, в данном случае с ЗПР, должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР, находящихся в классе с детьми «нормы».
На основании
рекомендаций автора программ коррекционного
обучения детей с ЗПР С.Г.Шевченко
выделим в вышеназванном
- развитие до
необходимого уровня
- артикуляционного аппарата,
- фонематического слуха,
- мелких мышц руки,
- оптико-пространственной ориентации,
- зрительно-моторной координации и др.;
- обогащение
кругозора детей, формирование
отчетливых, разносторонних представлений
о предметах и явлениях
- введение, в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения, в состав содержания образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);
- приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
- формирование
умений и навыков, необходимых
для деятельности любого вида:
ориентироваться в задании,
- усиление роли
общеучебных и
- расширение
содержания учебной
- обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться;
- адаптация
содержания учебного материала,
- отбор, комбинация
методов и приемов обучения
с целью смены видов
- взаимообучение, диалогические методики;
- оптимальность
темпа с позиции полного
- обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.
Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе. К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика. Более подробно возможности создания благоприятных условий для коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР раскрыты в Методических рекомендациях ХК ИППК ПК за 2006 год.
Информация о работе Специфика педагогического процесса с детьми с ЗПР