Способность управлять собственным эмоциональным состоянием как свойство личности субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение эмоций и чувств, а также подходов к их изучению.
Задачи работы:
1. Рассмотреть эмоции и как психические свойства личности.
2. Выделить их основные функции и виды.
3. Охарактеризовать эмоции как свойство личности.
4. Описать основные подходы к изучению эмоций и чувств.

Файлы: 1 файл

Олеся Сок. курсовая.docx

— 86.65 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Эмоция - это сила, стоящая за процессом индивидуализации, так сказал Юнга. Любое изменение, которое происходит внутри человека, это эмоциональный его компонент. [13]

Изучается такое явление в психологии, оно не похоже на те явления, которые человек может увидеть невооруженным глазом в окружающем его мире и находится внутри сознания человека. Относятся к таким явлениям, как к психическим состояниям. Такие явления имеют большую роль в нашей жизни. [8]

У человека, какое бы ни происходило событие, оно всегда будет окрашено разными видами эмоций.

Даже когда люди вспоминают свою жизнь в прошлом, на первом плане они вспоминают те эмоции и чувства, которые были на тот или иной момент в той жизни, и только после эмоций, мы уже припоминаем, какие происходили действия, события и конечно их последовательность и так далее. С большой уверенностью можно сказать, что если бы человек не мог испытывать эмоций, то его жизнь не имела бы красок. была тусклой, которая совсем бы не отличалась от какого-нибудь робота, который запрограммирован, либо обладает ограниченной степенью свободы и больше ничего. [1]

Именно чувство, эмоции и разум правят нами в жизни. Иногда воздействуют на нас согласованно эмоции и разум, в одном и том-же направлении, но и бывает - порознь. Наши различные достижения целей непосредственно сопровождают нас эмоциями, но так же имеют характер быть помехой или противником. [2]

Разрушить наше здоровье могут и отрицательные эмоции, которые также снижают защитные свойства организма. Одна из важных составляющих это не допустить эмоции к разрухе в организме. Изучать их необходимо для того, чтобы можно было ими управлять.

Когда человек выражает свои эмоции это показатель, который характеризует личность. Познаем состояние человека мы при помощи эмоционального изучения. Существует много причин, по которым можно распознавать эмоции. Данная тема об эмоциях и чувствах является ояень актуальной для тех, кто изучает психологию. [4]

Объект: эмоции и эмоциональные состояния.

Предмет: виды, формы эмоций.

Цель работы - изучение эмоций и чувств, а также подходов к их изучению.

Задачи работы:

1. Рассмотреть эмоции и как  психические свойства личности.

2. Выделить их основные функции  и виды.

3. Охарактеризовать эмоции как  свойство личности.

4. Описать основные подходы к  изучению эмоций и чувств.

Гипотеза: изучение способности управлять собственными эмоциональными состояниями, как свойство личности субъекта. [13]

Существуют во многих учебниках и пособиях в психологии и разъяснения об эмоциях. Когда выполнялась курсовая работа использовались литературные источники таких известных психологов, как Барташев А.В., Немов Р.С, Экман П., Гипᴨенрейтер Ю.Б., Эванс Д. Также используется учебник "Основы общей психологии", автором которого известный классик психологии Рубинштейн Л.С. [3]

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА КАК ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1.1 Понятие эмоций, их функции

«Эмоция» (лат. emoveo – потрясаю, волную). Общепсихологическое определение - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. [22]

Петр Кузьмич Анохин - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Сергей Леонидович Рубинштейн - в отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. [27]

Евгений Павлович Ильин - рефлекторная психовегетативная реакция, связанная с проявлением субъективного, т.е. пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу или событию, и способствующая организации целесообразного поведения в этой ситуации.

Признаки эмоций:

1) Это когда человек способен оценить ситуацию, которая создается каким-либо раздражителем, и способна реагировать эмоциями на данную ситуацию, но не на раздражитель, т.е. это реакции на ситуацию.

2) Это оценка и ее реакция на ситуацию бывают заблаговременные; эмоция способно и предвидеть ту или другую ситуацию, подготавливае к ней свои эмоции.

3) Это дифференцированная  оценка разных ситуаций.

4) Это адекватная и заблаговременная подготовка и механизм к любой из ситуаций за счет мобилизации физической и психической энергии. 5) Это механизм закрепления отрицательного и конечно положительного опыта. [14]

Существуют такие функции эмоций:

1) Мотивационно-регулирующая - эмоции могут побуждать, регулировать и направлять, также участвуют в мотивации поведения человека.

2) Коммуникативная - данная эмоция несет в себе информацию о физическом и психическом состоянии человека.

3) Сигнальная - эмоционально-выразительные  движения (пантомимика, мимика, жесты), они сигнализируют о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

4) Защитная - возникает очень быстро, практически мгновенно и защищает человека. [30]

Для достижения цели, поставленной в теме курсовой работы – выявить какую функцию и значимость несут за собой эмоции в жизни человека, для этого определения необходимо узнать что же все-таки эмоции.

Следует, что эмоция - это состояние, которое напрямую связанно с оценкой значимости для человека действующего на его факторы и выражаемые, прежде всего в форме переживаний неудовлетворения или удовлетворения его актуальных потребностей. Психическое проявление от какой-либо ситуации в жизни и явлений, страха, проявляется соответственно большим  смыслом переживания, которые возникают в связи с их объективных свойств к потребностям человека. Непременные компоненты жизнедеятельности -это могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. Одним из основных регуляторов деятельности в данной теории и определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву деятельности. В мотиве возникают две деятельности: положительные эмоции - успешная деятельность и отрицательные - неуспешная. [23]

В связи с такими результатами действий или событиями, которые связаны с мотивами возникают эмоции. Когда затрагивают мотивы человека, имеет место быть тому, что его что-то волнует. Эмоции значительно важный показатель именно поэтому это - ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Необходимо замечать, по какому поводу возникли эмоции, и какого они свойства. В ходе эволюции эмоции возникли как средство, которое позволяет живым организмам выяснять биологическую значимость внешних воздействий и состояний организма.

В случае приобретения индивидуального опыта вызванного сигналами и ситуациями, предшествующими прямыми вызывающими эмоциями воздействиями, это позволяет заблаговременно к ним приготовиться. Когда у человека возникают эмоции, происходит изменения в организме человека, такие, как органы пищеварения, дыхания, желез внутренней секреции, системы сердечно-сосудистой, гладкой и скелетной мускулатуры и пр. [27]

Относятся эмоции к процессам человека внутренней регуляции поведения. Огромная их особенность в том, что в общественно-историческая практика была выработана особым эмоциональным языком, он способен передаваться как общепринятое описание. Устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям Высший продукт развития эмоций человека - это сильное чувство, которое доминирует и называется страстью. События, которые сигнализируют о различных изменениях в жизни человека, в связи с особенными эмоциями вызывают изменения общего эмоционального фона, который несет за собой название настроение.

Эмоции выражают оценочное отношение в жизни человека и наполнены многими разными содержаниями: [14]

1) страх и гнев относятся к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности;

2) радость и огорчение - к конкретным достижениям в ней;

3) к возможным или сложившимся ситуациям и пр.

Динамика и характер эмоций ситуативных являются, как объективными событиями, так и чувствами, они имеют смысл развиваться; так, из любви может развиться огорчение из-за его неудач, гордость любимым человеком, ревность и пр. [22]

Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено:

1) в качественных характеристиках эмоций относится: а) модальность - удивление, печаль, радость, тревога, отвращение, негодование и пр.; b) знак - отрицательный, положительный;

2) в динамике протекания  самих эмоций - интенсивность, длительность и пр.;

3) эмоциональной экспрессии - в мимике, речи, пантомимике - в динамике внешнего выражения эмоций.

Также эмоции могут различаться, как степень осознанности. Конфликт произошедший между неосознанными и осознанными эмоциями встречаются в основе неврозов. В онтогенезе выражается развитие эмоций:

1) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;

2) в дифференциации качеств эмоций;

3) в развитии способности  их внешнее выражение и урегулировка эмоций.

Опыт эмоциональный обогащается и изменяется в результате развития личности в сопереживании (- эмпатия), она возникает когда происходит общениес разными людьми, под влиянием средств массовой информации и при восприятии произведений искусства. Отчетливо поставил Э. Клапаред задачу изучить функциональное значение эмоций и показал в итоге ее реализацию односторонности как «периферической» так и классической, интерпретацией условий с возникновенией эмоционального процесса и создал примиряющую их схему. [27]

Имеются функции оценки

Н. Грот в исторической части его работы (1879—1880), сделал анализ скрупулезных взглядов на природу эмоций, проведенный, точно как и положения современных концепций, которые позволяют заключить, что эмоции достаточно единодушно признаются выполняющими функцию оценки. [14]

Главный вывод, можно сделать из всех характеристик, которые приводились выше, является тем, что эмоции не выявлены опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов.

Функция побуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационный компонент

Споры вокруг вопроса, которые являются продолжительными и продолжающиеся о мотивирующей роли эмоций — о выполняемой ими функции побуждения. В дальнейшем эмоции могут стимулировать начатую деятельность по нормализации потребности (мотивируя ее), но и могут тормозить деятельность. Эмоции контролируют. изменяют и направляют на поведение людей от разных моментов друг к другу.

В одно время уже существующие разные потребности возбуждают различные эмоции, и самая сильная эмоция решает направление действий человека. [30]

Другие, более специфические их функции тоже говорят о способности эмоций побуждать действия. Даже когда происходит критическая ситуация, в которой не удается найти выход из нее, либо  травмирующих и опасных, развивается особенный вид эмоциональных процессов он называется аффектом. Как уже знаем и другие ситуативные эмоции, такие как гордость, возмущение, ревность, обида, также могут заставить человека выполнять определенные поступки, даже в тех случаях, когда их делать не стоит. Можно сделать вывод, что данная функция свойственна более широкому классу эмоциональных явлений и что к эмоциональному разрешению ситуаций приводят не только аффекты (Вилюнас, 1976). [27]

Оно заставляет человека совершать стереотипный выход из сложившейся ситуации, доставшийся нам в наследство от животного мира и закрепившийся эволюционно. Аффект проявляться также как и оцепенение, паника. Реакции аффекта оправдывают себя лишь в некоторых стандартных ситуациях.

Эмоции организма могут переходить как переход из состояния покоя в состояние активности, так и наоборот – в благоприятных условиях подготавливая организм на демобилизацию – накопление и восстановление сил. [22]

Дезорганизационная функция

Данная функция способна нарушать целенаправленную деятельность и зародилась в основе теорий, которые подчеркивают дезорганизационную функцию эмоций (Э. Клапаред; Pieron, 1928 и др.). Также эта характеристика эмоций должна быть принята если будут определенные оговорки. Эмоции, прежде всего, организуют различную деятельность, тратя на нее внимание и силы, и это естествено, что может мешать обычному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности, так показали приведенные примеры. С данными примерами видно, что нарушение деятельности не прямое, а побочное проявление эмоций, по другому говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций правды столько же, сколько, и в утверждении, что праздничная демонстрация может выполнять функцию задержки автотранспорта. [23]

Следообразующая функция

Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления — торможения (П. К. Анохин), следообразования (Л. Н. Леонтьев), подкрепления (П. В. Симонов), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, они и были возбудителями. Особенно хорошо видна следообразующая функция в экстремальных эмоциональных состояниях (см. работы Я. М. Калашника и Л. Р. Лурия).

Эвристическая и предвосхищающая функция

Значительную роль играют в актуализации закрепленного опыта и эмоции, что подчеркивает предвосхищающая функция. Эти функции эмоций, также, как и в отношении других, нужно подчеркивать, что, выводя определенное проявление эмоций, они строго ставят задачу выяснения того, как все-таки эмоции это делают, выяснения психологического механизма, лежащего в главе этих проявлений. [30]

Информация о работе Способность управлять собственным эмоциональным состоянием как свойство личности субъекта