Способность управлять собственным эмоциональным состоянием как свойство личности субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение эмоций и чувств, а также подходов к их изучению.
Задачи работы:
1. Рассмотреть эмоции и как психические свойства личности.
2. Выделить их основные функции и виды.
3. Охарактеризовать эмоции как свойство личности.
4. Описать основные подходы к изучению эмоций и чувств.

Файлы: 1 файл

Олеся Сок. курсовая.docx

— 86.65 Кб (Скачать файл)

Синтезирующая функция. Интеграция эмоций с когнитивными процессами

Огромный интерес в теории вызывает функция эмоций, ясно намеченная в работах В. Вундта и играет роль организации субъективного образа и эмоциональных переживаний в становлении. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых непосредственно друг за другом или одновременно, становится по определенным законам во все общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (представления и ощущения и т.п.). Отсюда следует, что ипереживания вызванные эмоциями бывают синтезирующей основой образа, которая обеспечивает возможность структурированного и целостного отражения мозаичного фактически разных действующих раздражений. [30]

Эмоции способны производить моментальную интеграцию всех функциях организма.

Эмоции также могут участвовать в процессах накопления и обучения опыта. Яркие эмоциональные события очень хорошо запоминаются. Положительные эмоции то что происходило раньше становятся намного привлекательными в дальнейшем способствуют закреплению навыков. Отрицательные эмоции дают возможность в будущем уклоняться от ранее знакомых неблагоприятных ситуаций. Яркие эмоции являются, такими фактороми. которые определяют непроизвольное запоминание и внимание. Особо выраженные эмоции могут исказить процессы восприятия. Эмоции также влияют на фантазию и воображение. [24]

Особым примером эмоциональных синтезов, проявляющихся на уровне сложнейщих когнитивных образований, были так называемые аффективные комплексы, экспериментальное исследование которых, начатое К.Г. Юнгом, в советской психологии было развито А.Р. Лурия.

Данные исследования доказали, что такая совокупность этих образов, напрямую и наоборот связанные с ситуацией, породившей большое эмоциональное переживание, которое оставляет в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, незамедлительное «введение» в сознание разных его элементов. Нельзя отказать в убедительности и тем многим примерам, которые приводит Вундт. [22]

Экспрессивная функция. Влияние эмоциональной сферы на коммуникацию человека

Отдельные эмоциональные состояния наряду с общей подготовкой организма к действию. сопровождаются особенными изменениями в мимике, пантомимике, звуковыми реакциями. Не утеряла своего значения и членораздельная речь даже после того, как в историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией. Экспрессивная функция эмоций усовершенствовавшись благодаря грубым врожденным формам выражения стали дополняться более тонкими конвенциональными усваиваемыми в онтогенезе нормами,  эмоциональная экспрессия остается одним из основных факторов, обеспечивающих невербальную коммуникацию. [27]

Возможное, допустимое выражение эмоций (экспрессия) регулируется социально, поэтому язык жестов может значительно различаться у разных народов.

Нередко люди как бы носят на лице «маски», изображающие определенные эмоции, подобно нашим далеким предкам, которые одевали ритуальные маски на различного рода праздники, обряды. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формы эмоциональных  процессов

Есть качества, которые охарактеризовывают все конкретные эмоциональные реакции, и способны сочетаться разными образами. это дает разнообразие выразительных форм. Чувственный тон, ситуативная эмоция, страсть, аффект, настроение и стресс, чувство - основные формы выражения эмоций[6, с.172].

Многие ощущения человека имеют определенную эмоциональную окраску это проявляется чувственным тоном. Не спроста все люди чувствуют различные вкусы, но при этом можем определить приятный ли он или нет. Ощущая на себе холод или тепло, мы с уверенностью можем определить нравится нам это или нет. Одинаково окрашены эмоциями память, образы восприятия, мышление, воображения. А.Н. Леонтьев называл этот феномен «пристрастностью» отражения мира и выделял его самой существенной особенностью человеческого познания [10, с. 532].

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека намного чаще других эмоциональных реакций. Самые главные характеристики приходится считать кратковременность, относительно небольшую силу, малую выраженность внешних проявлений, быструю смену эмоций.

Когда человек выходит из дома, радуется теплой погоде, затем огорчается, что не успевает на транспорт, в предшествующем транспорте оказывается тесно, в связи с этим надо стоять не удобно и это вызывает раздражение и недовольство, после на рабочем месте столкнулся с сотрудниками, улыбнулся, поздоровался и вообщем-то так происходит весь день. Такие эмоции на человека не оказывают большого влияния, так как это все повседневные мелочи. которые постоянно встают у нас на пути. В то же время при заметном преобладании в течение длительного периода положительных или отрицательных эмоций они способны изменить его настроение, повысить или снизить работоспособность.

Если происходящие события имеют для человека очень высокую значимость, а ситуация для него слишком сложна и он не справляется с ней, его эмоциональная реакция может выразиться в форме аффекта. [18]

Аффект – это эмоция, отличающаяся бурным протеканием, ярко выраженными поведенческими реакциями и вегетативными симптомами [8, с.334]. Аффекты характеризуются кратковременностью, большой силой как переживания, так и внешних проявлений – двигательных и вегетативных. Аффект полностью захватывает психику человека, так как обладает свойствами доминанты, тормозит все другие процессы. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие этих изменений, неадекватное поведение [8, с. 335].

При сильном страхе, например, из-за того, что он не в состоянии объективно проанализировать ситуацию, человек принимает неправильное решение и совершает нецелесообразные действия. В состоянии гнева многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них часто переходит в агрессию. Человек краснеет, кричит, размахивает руками, может ударить противника. Справиться с аффектом, управлять в этом состоянии своим поведением очень трудно. Когда аффект проходит, человек не всегда способен вспомнить все, что с ним происходило и, как правило, осуждает себя за невыдержанность, поведенческий и эмоциональный срыв. [25]

Почти все пережитые аффекты запоминаются. Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта. Человек в своей памяти как бы заново его переживает.Изучив механизм" следового аффекта, А.Р. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи [10, с. 533]. Его действие основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек проявляет (неосознанно) комплекс вегетативных и двигательных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса. В настоящее время в отечественной криминалистике он не применяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недостоверную информацию, так как однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях [10, с.533].

Выражение эмоций в форме аффекта не желательно ни в семье, ни в трудовом коллективе, ни в других жизненных ситуациях. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответствен за свои действия, совершенные в состоянии аффекта [10, с.534].

Существуют специальные приемы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный «дежурный образ» приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его» [10, с. 535].

Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры производственных и межличностных отношений.

Страсти – это сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие высокую активность личности, направленную на достижение своей цели или предмета страсти [7, с. 273]. Вызвать страсть может другой человек, идея, деньги, вещи и др. Так же как и аффекты, страсти характеризуются большой силой и доминантностью, но в отличие от аффектов это не кратковременные, а длительные эмоциональные состояния. Иногда человек обуреваем какой-либо страстью в течение всей жизни [7, с. 274].

Выбор предмета страсти, форма проявления, степень подчинения ей человека, средства, которые он использует ради ее удовлетворения, во многом зависят от и всей направленности психического облика личности. Одних людей страсть делает сильными, способными на достижение великих целей, а других подчиняет себе, побуждает к безнравственным, а иногда и преступным действиям.

Подвижническая жизнь матери Терезы – пример страстного стремления служить людям. Одна, но пламенная страсть к свободе определила жизнь и судьбу Мцыри. Страсть Плюшкина к накопительству, Германа из «Пиковой дамы» А.С. Пушкина к игре — примеры темных человеческих страстей. [18]

Справиться со своей страстью так же трудно, как и с аффектом. Страсти подвластны только сильным, волевым людям. Важную роль в управлении страстями играет осознание своих главных жизненных целей и ценностей и соотнесение с ними конкретной ценности предмета страсти [10, с. 536].

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека – это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение [4, с. 160].

Чувства формируются в условиях жизни человека в обществе. Чувства, отвечающие высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами [10, с. 540]. Любовь к Родине, своему городу, своему народу, к другим людям – это примеры таких чувств. Они характеризуются сложностью строения большой силой и продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретной ситуации и от состояния организма. Любовь матери к своему ребенку – высшее чувство, не зависящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мама может рассердиться на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным. Сложность высших чувств определяется их комплексным строением [7, с. 275].

Они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристализуются на определенном предмете. Например, влюбленность – менее сложное чувство, чем любовь, поскольку кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и многие другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены основные виды высших чувств: моральные, практические, интеллектуальные и эстетические [7, с.275].

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе. Это, например, чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть регулирующие межличностные отношения. То, какие моральные чувства присущи человеку, во многом зависит от условий его жизни в обществе, взаимоотношений с другими людьми, воспитания. Эти факторы определяют место духовных потребностей и ценностно-смысловых установок в структуре направленности личности. Чувство любви к Родине складывается, когда понятие «Родина» наполняется личностным смыслом. Для этого важно знать историю своей страны, ее достопримечательности, памятники культуры, знакомиться с выдающимися произведениями искусства, с жизнью и деятельностью выдающихся людей, принимать активное участие в общественной и культурной жизни. [17]

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются практическими [7, с. 276]. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или неуспешностью, при наличии трудностей и их преодолении, при завершении работы. К позитивным практическим чувствам относятся трудолюбие, чувство увлеченности работой, приятная усталость, удовлетворенность от выполненного дела. Они способствуют достижению целей трудовой деятельности и формированию отношения к труду как к ценности. При преобладании негативных практических чувств человек воспринимает труд как каторгу. Это влияет на его общее мироощущение, препятствует развитию и самореализации личности.

Многие виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной работы. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями [7, с. 277].

Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение. Интеллектуальные чувства способствуют развитию учебных интересов и повышению эффективности учебной деятельности школьников.

Чувства, которые человек испытывает при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими [7, с. 278]. Человек испытывает эстетическое наслаждение, воспринимая красоту природы, произведений искусства, других людей, чувствуя гармонию линий и цветов, слов и звуков. Эстетические чувства детей воспитываются через их приобщение к природе, совместное любование лесом, рекой, солнцем, каждой травинкой. С ранних лет детям полезно заниматься рисованием, музыкой, танцами и другими видами художественной деятельности, постигая законы красоты и гармонии.

Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов. Большое значение в жизни человека имеет то, какие настроения преобладают в его эмоциональной сфере. [31]

Настроение – это целостное жизнеощущение, сохраняющееся в течение относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение человека [8, с. 194]. В хорошем, приподнятом настроении жизнь воспринимается в розовом свете, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При плохом, угрюмом настроении все представляется в серых тонах. Та же самая работа становится тяжелой и невыносимой.

Настроения как форма выражения эмоций характеризуются относительно небольшой силой, недолгой продолжительностью они влияют на поведение в целом и на другие эмоции [8, с. 195].

Настроение возникает под воздействием комплекса причин – внутренних и внешних. К внутренним причинам относятся: физическое самочувствие, хронические заболевания, различные процессы в организме, свойства нервной системы, темперамента и характера. Внешние причины в основном связаны с соотношением успеха и неудач в жизнедеятельности человека, с характером межличностных отношений, которые его связывают с другими людьми, с тем, насколько человека принимают или отвергают. Отдельные воздействия также могут изменить настроение человека, например хорошая оценка его улучшает, плохая – ухудшает.

Информация о работе Способность управлять собственным эмоциональным состоянием как свойство личности субъекта