Способность управлять собственным эмоциональным состоянием как свойство личности субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение эмоций и чувств, а также подходов к их изучению.
Задачи работы:
1. Рассмотреть эмоции и как психические свойства личности.
2. Выделить их основные функции и виды.
3. Охарактеризовать эмоции как свойство личности.
4. Описать основные подходы к изучению эмоций и чувств.

Файлы: 1 файл

Олеся Сок. курсовая.docx

— 86.65 Кб (Скачать файл)

Путь к управлению своим настроением лежит через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции [8, с.196].

В трудных, напряженных условиях, в конфликтных ситуациях или при экстремальных воздействиях эмоции могут переходить в стресс.

Формы проявления эмоций также весьма разнообразны и могут быть представлены в следующей классификации.

1. Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля субъекта за своими действиями. Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. 2. Собственно эмоции – более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям. [26]

3. Чувство – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций – становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение устойчивых и ситуативных эмоций и переживаний получило в психологии наименование амбивалентность чувств. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, «захваченность» ими.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к разным людям, семье, Родине, самому себе.

Познавательные отношения человека к окружающему его миру это интеллектуальные (познавательные) чувства. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его итог. К интеллектуальным чувствам относят любознательность, интерес, удивления, ощущение тайны. [31]

Любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств - способность руководствоваться воспринимаемых явлений окружающей действительности понятиями прекрасного. Эстетические чувства проявляются в художественных вкусах и оценках.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.

4. Настроение – устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни и характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия). [31]

5. Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единую цель. Страсть захватывает всего человека, она может быть пагубной, а может быть великой.

6. Стресс возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Первоначально понятие стресса (от англ. stress – давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма («общего адаптационного синдрома», физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие среды.

Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. [17]

Основатель учения о стрессе Г. Селье выделил три стадии развития стресса:

1) во время которой мобилизуются защитные силы организма «реакцию тревоги»,;

2) полную адаптацию к стрессу – стадию сопротивления;

3) стадию истощения, возникающую  в случае, когда стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.

Стресс является не простым нервным напряжением, а комплексной приспособительной реакцией всего организма. В связи со стрессовой реакцией, не играет роли, неприятна или приятна ситуация, с которой сталкивается человек. [18]

Типичными тяжелыми стрессорами бывают боевые действия, транспортные и природные катастрофы, изнасилование, присутствие при насильственной смерти других, несчастный случай, пытки, разбойное нападение, пожар. Посттравматические стрессовые расстройства называются болезненные психические реакции на воздействие тяжелых стрессоров.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio – «расстройство», «обман», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при субъективных или объективных трудностях, испытываемых человеком на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой плохих эмоций (подавленностью, озлобленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать сознание и поведение человека. [31]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Подходы к  изучению эмоций

 

Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают достоверные и надежные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые имеют и получают люди в повседневной, обычной жизни, представляются достаточно точными и проверяемыми. Предпоследнее значит, что актуальность научных знаний возможно еще раз рассмотреть в специальном исследовании, если оно проводится и организовано в соответствии с правилами науки. К данным правилам, в частности, следование которым позволяет получать достоверные знания, присоединяются законы строгой логики мышления. [10, с.141]

В любой науке имеются определенные методы познания, которые соответствуют природе тех явлений, уже которые изучаются в данной науке. Но с этим, в разных науках используются похожие методы исследования. Такое как, эксперимент и наблюдение.

Каким образом можно изучать эмоции? Эмоции можно изучить благодаря своей наблюдательности, их можно увидеть и по одним эмоциям можно также все понять, можно описывать эмоции и оценивать их в таком виде, в котором они и есть в ощущениях человека. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях. Он не позволяет изучать те явления, которые человеком не полностью осознаются. Но все равно это остается один из методов. благодаря которому психические явления можно оценить и наблюдать за ними. [4, с. 332].

Грубо говоря за эмоциями можно следить и только сделать вывод по тому, как они проявляются. Эмоции - это какое-либо действие человека телом, руками и другими частями тела, по котором уже следует судить его поступки и речь как таковую. Подобный метод изучения психических явлений называют объективным, имея в виду то, что о психических явлениях в данном случае судят по внешним, отчетливо наблюдаемым признакам. Данный метод также далеко не всегда позволяет получать абсолютно точные и вполне достоверные знания о психических явлениях, так как между психическими явлениями, телесными изменениями, словесными реакциями и поведением человека нет однозначной связи. [5,с. 201]

Можно судить и психические явления, но только в том случае, когда человек может и сам про них сказать или объяснить. Данный метод изучения таких психических явлений можно назвать опросом или самоотчетом. Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этот метод исследования психических явлений получил название эксперимента. Он был заимствован психологами из других, более развитых, чем психология, наук и способствовал тому, что психология стала признанной, современной наукой.

В художественной литературе описано немало случаев (особенно в детективах), когда экспериментатор специально моделирует ситуацию, а испытуемый в этой ситуации проявляет те или иные эмоции, свидетельствующие о причастности его к преступлению. Об эмоциональном состоянии творческого человека можно судить по его произведению. Однако художественное произведение не всегда точно отражает эмоциональное состояние автора. В данном случае примешивается степень "вхождения в роль". Самую точную оценку об эмоциях человека, можно увидеть в личных дневниках человека. В такой сфере самонаписания о себе и своих переживаниях, обычно человек описывает не только свои эмоции, но и то что он пережил в тот или иной момент. [8, с.11]

Также заметить и выяснить что за эмоции и чувства у человека, можно прочитав его письма, которые он сам пишет, в таком варианте, человек описывает свои эмоции более глубоко.

Проводя психологические тесты можно дать общую оценку его эмоциям в определенной из проблем, так как человек, с помощью различных ответов и скрытых эмоций и переживаний, может дать ответы, которые будут видны уже по результатам подсчетов теста. Психологические тесты являются стандартизированными в указанном выше смысле слова методами научного исследования, их нельзя произвольно изменять и необходимо применять точно так, как описано в соответствующей инструкции. Тесты составляют основную группу современных методов изучения психических явлений, в том числе и психических.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ

2.1 Взаимосвязь  между эмоциями и свойствами  личности

Эмоции в соответствии с их главными характеристиками присоединяются к каждому из трех типов психических явлений: психическим состояниям, психическим процессам и психическим свойствам личности [4, с. 182].

Эмоции похожи на психический процесс, который характеризуются динамичностью и кратковременностью, имеют достаточно явно выраженные конец и начало. К эмоциональным процессам относятся, такие как: ситуативные эмоции, чувственный тон. Эмоции как психическое состояние различают достаточная продолжительность и относительное постоянство. Эмоции уже имеются, как единство поведения и переживания человека. К эмоциональным состояниям относятся настроения, стрессы. www.pguides.ru

Аффекты, которые являются кратковременными эмоциональными реакциями, тоже приписываются к психическим состояниям, ввиду того что они выявляют целостный синдром поведенческих и эмоциональных реакций и имеют длительное последействие. Если эмоциональные состояния и процессы часто однотипно переживаются и возникают в схожих ситуациях, то закрепляются в структуре личности и приобретают устойчивость, являются эмоциональными свойствами личности [4, с. 189].

Как и все явления эмоций, они характеризуются знаком, силой и модальностью. Бывают такие свойства, как оптимизм, сдержанность или пессимизм, жизнерадостность, бесчувственность, чувствительность, раздражительность и др. Встречаются и такие эмоциональные свойства, которые в частности вспыльчивость, уравновешенность, обидчивость, зависят от свойств темперамента и нервной системы [4, с. 190].

В основном же эмоциональные свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяющихся эмоциональных состояний. Например, при выполнении некоторой деятельности ребенок терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции – огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации взрослые поддержат ребенка, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся преходящим эпизодом в его жизни. Если неудачи повторяются (вспомним известную картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка») и ребенка при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у него обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации. Это выражается в длительных, негативных переживаниях, в потере интереса к данной деятельности, ее дезорганизации и еще большем ухудшении результатов. Если сложившаяся система отношений сохраняется в течение длительного времени, фрустрация становится устойчивым способом реагирования на неудачи и превращается в свойство личности – фрустрированность [10, с. 437].

Теперь уже каждый свой неуспех ребенок считает закономерным, он теряет уверенность в себе, у него формируется заниженная самооценка, снижается уровень притязаний. Психологическая коррекция проявлений фрустрированности представляет значительные трудности, хотя и возможна при правильной организации деятельности ребенка с учетом его интересов и способностей, при изменении условий жизни и системы взаимоотношений с окружающими людьми.

Между эмоциональными процессами, состояниями и свойствами личности существует взаимозависимость. Эмоциональные свойства личности формируются как закрепление эмоциональных состояний. Впоследствии они становятся важным фактором, определяющим протекание всех эмоциональных процессов и состояний.

В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность – это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств [10, с.433].

Эмоциональность проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникновения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть другим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др. [10, с.434].

Информация о работе Способность управлять собственным эмоциональным состоянием как свойство личности субъекта