Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа
Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей
Объект исследования - дети подросткового возраста (13 -15 лет).
Соответственно предметом нашей работы мы считаем определение способов формирования толерантности в подростковом возрасте
Курсовая работа
по теме:
Способы формирование толерантности у подростков
Введение.
В последнее время проблема
толерантности стала широко освещаться
в средствах массовой информации,
на государственном и
Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей
Объект исследования - дети подросткового возраста (13 -15 лет).
Соответственно предметом нашей работы мы считаем определение способов формирования толерантности в подростковом возрасте
Гипотеза: 1. формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через игру;
2. формирование толерантности
у подростков наиболее
В ходе нашей работы мы собираемся решить следующие задачи:
1. раскрыть подходы к
пониманию толерантности и
2. создать эффективный
тренинг формирования
3. поиск способов диагностики толерантности.
Для решения данных задач мы используем следующие исследовательские методы: анализ литературы, наблюдение, тестирование, опрос, тренинговые упражнения.
Структура нашей работы выглядит
следующим образом: введение, две
главы (теоретическая и практическая)
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у подростков как фактора предупреждения конфликтов.
1.1. Проблема толерантности и путей ее формирования.
Проблема толерантности
достаточно молода как в России,
так и в зарубежных исследованиях.
Первые работы по этой теме появляются
лишь в середине 90-х годов. Их авторами
были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt
W. Paul, Wandberg Robert, а также некоторые
университеты. Важным фактором мирового
признания необходимости
Из нее следует, что "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.
Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение. "
В России проблема толерантности также очень молода, однако ее появление на наш взгляд связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: "Век толерантности". В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так Щеколдина С. Д. опубликовала книгу под названием "Тренинг толерантности", в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов.
Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".
Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из "определений толерантности на ведущих языках мира:
- tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным;
- to tolerance (англ.) - быть терпимым,
позволять существование
- tolerance (фр.) - убежденность
в том, что другие могут
- tolerencia (исп.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- kuan rong (кит.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
- tasamul' (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
- толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо. "
Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская - снисходительность, китайское - великодушие, русское - умение терпеть.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В соответствии с вышесказанным есть необходимость конкретизировать качества толерантной личности. Это даст возможность для лучшей диагностики и составлению тренинга толерантности. Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:
- "ориентация на себя
(толерантный человек больше
- потребность в определенности
(признает многообразен, готов выслушать
любую точку зрения и
- меньшая приверженность
к порядку (толерантный
- способность к эмпатии
(склонность давать более
- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);
- знание самого себя (толерантный
человек хорошо осведомлен о
своих достоинствах и
- ответственность (развито
чувство ответственности, не
- защищенность (ощущение
собственной безопасности и
Щеколдина также выделяет критерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения), эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).
Выделяется несколько уровней толерантности:
1. Цивилизационный - отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;
2. Международный - условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;
3. Этнический - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям , традициям, нравам, мнениям и идеям.
4. Социальный - партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;
5. Индивидуальный - уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.
Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.
Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.
Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Как отмечает Щеколдина: "В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих ".
Человек с высоким уровнем
толерантности обладает характерным
комплексом поведения, характеризующееся
пониженной агрессивностью. Он менее
конфликтен. Преобладает тенденция
к продуктивному ведению и
разрешению конфликтов. Одновременно
человек приобретает позитивное
отношение к жизни, что увеличивает
его стрессоустойчивость и
Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному., толерантному взаимодействию.
1.3. Формирование толерантности
у подростков в условиях
Как уже отмечалось ранее вопрос о формировании толерантность стоит достаточно остро, что отмечено и на государственном уровне. Так когда же имеет смысл формировать данное качество личности и на что следует делать акцент.
Учитывая, что толерантность
во многом определяется сформированностью
социальных норм и правил поведения,
то можно сделать вывод о
Информация о работе Способы формирование толерантности у подростков