Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа
Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей
Объект исследования - дети подросткового возраста (13 -15 лет).
Соответственно предметом нашей работы мы считаем определение способов формирования толерантности в подростковом возрасте
Все это приводит к тому,
что у детей формируются
Часто в этом возрасте подросток
идет по пути наименьшего сопротивления
- становится членом какого-либо религиозного
течения, любительского клуба, ищет
себе кумира для подражания. Это
дает возможность достаточно быстро
получить целостную мировоззренческую
картину с соответствующими целями
и способами их достижения. К сожалению,
в настоящее время многие подобные
организации действуют
Исходя из всего вышесказанного,
мы считаем своей целью создание
комплекса тренинговых
Как отмечает Щеколдина С. Д.: "Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу) ".
Нами было разработано два тренинговых комплекса, направленных на формирование толерантности, мы исходили из того, что подростковый возраст является промежуточным между детством и взрослостью. Соответственно, с одной стороны подросток имеет многие характеристики ребенка, в частности склонен к игре и игровым ситуациям. С другой стороны ведущая деятельность подростка - общение. В связи с этим мы разработали два тренинговых комплекса: один основан на игре, другой - на дискуссиях и обсуждениях. Мы постарались выявить наиболее эффективный тренинг толерантности с целью его практического применения в педагогической и психологической работе.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Тренинг толерантности.
Перед началом тренинга следует сообщить детям следующие правила :
1. уважительное отношение к участникам игр;
2. уважение к говорящему;
3. обращение друг к другу по именам.
Упражнение №1. Знакомство. Приветствие. "Поздоровайся локтями". 10 мин.
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.
1. Попросите участников встать в круг.
2. Предложите всем рассчитаться на "один-четыре" и сделать следующее:
" каждый "номер первый" складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
" каждый "номер второй" упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
" каждый "номер третий" кладет левую руку на левое бедро, правую руку - на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;
" каждый "номер четвертый" держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).
3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
4. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.
Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.
Упражнение №2. Оценка сплоченности группы. "Считаем до двадцати". 10-20 мин.
1. Участники расходятся
по помещению. Они должны
2. Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до десяти). При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.
3. Если игра никак не
ладится, надо подбадривать
4. Игра продолжается до
тех пор, пока участники
На первый взгляд задание не кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразу удавалось дойти по крайней мере до десяти. После каждого провала проходит обсуждение итогов: участники могут снять напряжение и подумать о том, кок решить проблему.
Упражнение №3. Соглашение с инициативой других. "Воображаемый мяч". 15 мин.
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.
1. Ознакомление участников
с целями игры. Объяснение, что
это типичная командная игра,
успех которой зависит от того,
насколько игроки смогут
2. Из участников группы
назначается игрок № 1. Дается
следующая инструкция: "Чтобы
начать игру, игрок № 1 перебрасывает
кому-нибудь воображаемый мяч.
Так как настоящего мяча у
нас нет, игрок № 1 должен
представить, о каком мяче
3. Второй игрок ловит
мяч так, как если бы он
был настоящим, и готовится
бросать (передавать) сам. Он должен
изменить вид предмета. Может
быть у второго игрока
4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.
5. После игры обсуждаются следующим вопросы:
а) Как идет в группе совместная работа?
б) Все ли участники были задействованы в этой игре?
в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?
г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?
д) Чей "язык тела" был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?
е) Все ли игроки старались одинаково?
ж) Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?
з) Как можно улучшить совместную работу?
Упражнение №4. Наблюдение за собой и другими. "Я тоже". 15 мин.
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группы произвольно
рассаживаются на полу или
садятся в кружок. В центре
комнаты должно оставаться
2. Ведущий внимательно
наблюдает за сидящими вокруг
него людьми. Он должен какую-то
присущую некоторым игрокам (и
бросающуюся в глаза) общую
деталь, но не называть ее вслух,
а произнести лишь имена людей,
3. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.
4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.
5. Игру можно проводить несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.
Замечания: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т. д.
Упражнение №5. Повышение самооценки. "Мой вклад". 30 мин.
Материалы: разноцветные нитки. Количество цветов из расчета - один цвет на четыре человека. От каждого цвета надо отрезать по четыре куска длинной 50 см. таким образом каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.
1. Членам группы раздаются
отрезанные куски ниток.
а) Какой опыт принес я с собой в группу?
б) Что я умею делать?
в) Как я могу способствовать общей работе?
Постепенно из отдельных нитей образуется длинная "лента". На выполнение задания отводится 10 минут.
2. Когда отрезки нитей
в маленьких группах уже
3. Теперь каждый участник
рассказывает группе о том,
что он хочет внести как
свою долю в общую работу. Предложения
могут выглядеть таким образом:
"Я внесу в общую работу
мое лояльное отношение к
4. В заключении тренер
обходит круг и отрезает для
каждого игрока нить таким
образом, чтобы в каждом
Упражнение №6. Настройка на группу. "Передача ритма".10 мин.
1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.
2. Участники легко держат друг друга за руки.
3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
4. Дается инструкция: "Сжатые
руки - сигнал, который мы будем
использовать в игре. Игра начинается,
когда я пожму руку своего
соседа справа. Когда он почувствует
пожатие, то должен передать
направо своему соседу. Так рукопожатие
проходит слева направо по
кругу, пока не вернется ко
мне. В первый раз мы можем
работать медленно и спокойно.
Вы можете не торопиться
5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.
6. В заключении участники
должны сильно сжать руки
Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.
Упражнение №7. Уважительное отношение к другим. "Круг доверия". 10 мин.
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Группа выстраивается
в большой круг. Участникам предлагается
закрыть глаза, а руки держать
на уровне груди ладонями
2. Участники должны одновременно
медленно перейти с одной
3. Когда группа успешно
справится с заданием, участники
могут повторить эксперимент,
попытавшись двигаться немного
быстрее. Чем быстрее они идут,
тем осторожнее приходится
Информация о работе Способы формирование толерантности у подростков