Способы формирование толерантности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей
Объект исследования - дети подросткового возраста (13 -15 лет).
Соответственно предметом нашей работы мы считаем определение способов формирования толерантности в подростковом возрасте

Файлы: 1 файл

1.2.docx

— 55.52 Кб (Скачать файл)

В этом случае необходимо требовать  от испытуемого обязательного распределения  отдельно терминальных и инструментальных ценностей по 16 рангам. Оба способа  использования предложенной методики позволяют также установить половые  различия в особенностях формирования ценностных ориентации у учащихся старших  классов.

Приложение № 1.

Бланк I (Т-ценности)

 

Задание 1

Инструкция. Ниже приводится список основных целей, которых люди стремятся достичь в своей  жизни. Какие из них являются лично  для вас ценными (значимыми)?

Значимость для вас  каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где "5" - самый  высокий балл, а "1" - самый низкий (табл.1)

 

Таблица 1.

Список основных целей (к  заданию 1)

 

Содержание целей (ценностей) жизни Балл от 5 до 1

Самостоятельность, как независимость  в суждениях и оценках 

Уверенность в себе (свобода  от внутренних противоречий, сомнений) 

Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений  в жизни) 

Здоровье (физическое и психическое) 

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений) 

Интересная работа 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 

Свобода, как независимость  в поступках и действиях 

Красота (переживание прекрасного  в природе и искусстве) 

Хорошие и верные друзья 

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального  развития) 

Счастливая семейная жизнь 

Творчество (возможность  творческой деятельности) 

Общественное признание(уважение окружающих, коллег) 

Активная, деятельная жизнь 

Равенство (братство, равные возможности для всех) 

 

Задание 2

Инструкция. Ниже приводится список основных качеств личности человека. Какие из них являются для вас  нужными, ценными, значимыми. Значимость для вас каждого пункта этого  списка проставьте в баллах от 5 до 1, где "5" - самый высокий балл, а "1" - самый низкий (табл. 2).

Таблица 2.

Список основных целей (к  заданию 2)

 

Основные качества личности Балл от 5 до 1

Высокие запросы (высокие  притязания) 

Чуткость (заботливость) 

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) 

Жизнерадостность (чувство  юмора) 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 

Смелость в отстаивании  своего мнения, своих взглядов 

Исполнительность (дисциплинированность) 

Непримиримость к недостатка в себе и других 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки) 

Честность (правдивость, искренность) 

Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 

Терпимость (к взглядам и  мнениям других людей, умение прощать  других, их ошибки и заблуждения) 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать  обдуманные решения) 

Ответственность (чувство  долга, умение держать слово) 

 

2. Определение деструктивных  установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко). Данная методика позволяет  выявить такие негативные личностные  характеристики как завуалированная  жестокость в отношении к людям,  в суждениях от них, открытая  жестокость в отношении к людям,  обоснованный негативизм в суждениях  о людях, брюзжание, то есть  склонность делать необоснованные  обобщения негативных фактов  в области взаимоотношения с  партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, а также диагностировать негативный личный опыт общения с окружающими.

Испытуемым раздаются  бланки с опросником и бланки для  ответов. Далее предлагается инструкция (приложение № 2). Исследование может  проводиться как индивидуально, так и в группе.

 

Обработка и интерпретация  данных

Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях  от них

Вернитесь, пожалуйста, к  вопросам, на которые вы отвечали в  самом начале раздела. О завуалированной  жестокости в отношениях к людям  свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается  количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант):1 - да (3); 6 - да (3); 11 - да (7), 16 - нет (3); 21- нет (4).

Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше заработанных баллов, тем отчетливее выражена завуалированная  жестокость в отношении к людям.

 

Открытая жестокость в  отношении к людям

Личность не скрывает и  не смягчает свои негативные оценки и  переживания по поводу большинства  окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 - да (9); 7 - да (8); 12 - да (10); 17 - да (10); 22 - да (8).

 

Обоснованный негативизм в суждениях о людях

Выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах  о некоторых типах людей и  отдельных сторонах взаимодействия.

Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 - да (1); 8 - да (1); 13 - нет (1); 18 - да (1); 23 - да (1). Максимальное число баллов - 5, набрать их не считается  зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют  весьма выраженную жестокость - завуалированную  или открытую, либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят  розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, они не замечают.

 

Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения  с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью

О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют  следующие вопросы из упомянутого  опросника: 4 - да(2); 9 - да (2); 14 - да (2); 19 - да (2); 24 - да (2). Максимальное количество баллов - 10.

Негативные личный опыт общения  с окружающими

Данный компонент установки  показывает, в какой мере вам повезло  в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались  скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют  вопросы: 5 - да (5); 10 - да (5); 15 - да (5); 20 - да (4); 25 - да (1). Максимально возможное  число баллов - 20.

Показатели негативных коммуникативных  установок

 

Показатели  Максимум баллов Полученные вами баллы Процент от максимума баллов

Завуалированная жестокость 20  

Открытая жесткость  45  

Обоснованный негативизм 5  

Брюзжание  10  

Негативный опыт общения 20  

ВСЕГО: 100  

 

 

Приложение № 2.

 

Определение деструктивных  установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко)

Инструкция. Вам надо прочитать  каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или "нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться  листом бумаги, на котором фиксируется  номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений  обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.

Опросник

1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

7. Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.

8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.

9. Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

12. Добро должно быть с кулаками.

13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

16. Я очень доверчивый человек.

17. Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.

18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.

21. Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

22. Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.

23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

24. Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.

25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

3. Диагностика коммуникативной  толерантности (В. В. Бойко). Дает  возможность выявить у подростков  способность принимать или не  принимать индивидуальности встречающихся  им людей, тенденцию оценивать  людей, исходя из собственного "Я", в какой мере категоричны  или неизменны их оценки в  адрес окружающих, в какой степени  они умеют скрывать или сглаживать  неприятные впечатления при столкновении  с некоммуникабельными качествами  людей, есть ли у них склонность  переделывать и перевоспитывать  партнера, в какой степени они  склонны подгонять партнеров  под себя, делать их удобными, в какой степени они терпимы  к дискомфортным состояниям окружающих, каковы их адаптационные способности  во взаимодействии с людьми.

Испытуемым раздают бланки с тестовыми заданиями и читают инструкцию (приложение № 3). После им предлагается оценить свое поведение  в предложенных ситуациях по данной шкале:

0 баллов - совсем неверно,

1 - верно в некоторой  степени (несильно),

2 - верно в значительной  степени (значительно),

3 - верно в высшей степени (очень сильно).

Обработка и интерпретация  данных

Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем признакам, и  сделайте вывод: чем больше балов, тем  ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые  можно заработать - 135, свидетельствует  об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов - свидетельство  терпимости ко всем типам партнёров  во всех ситуациях. В среднем, по нашим  данным, опрошенные набирают:

руководители медицинских  учреждений и подразделений - 40 баллов,

медсестры - 43 балла,

воспитатели - 31 балл.

Сравните свои данные с  приведенными и сделайте вывод о  своей коммуникативной толерантности.

Обратите внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих  признаков у вас высокие суммарные  оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее  вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или  иному поведенческому признаку, тем  выше уровень общей коммуникативной  толерантности по данному аспекту  отношений с партнерами. Разумеется, полученные данные позволяют подметить  лишь Основные тенденции, свойственные вашим взаимодействием с партнерами. В непосредственном, живом общении  личность проявляется ярче и многообразнее.

 

Приложение № 3.

 

Диагностика коммуникативной  толерантности (В. В. Бойко)

Инструкция. Вам предоставляется  возможность совершить экскурс  в многообразие человеческих отношений. С этой целью вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна  первая реакция. Помните, что нет  плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, не пропуская  вопросы. Свои ответы следует проставлять ("V" или "+") в одной из четырех  колонок.

Проверьте себя, насколько  вы способны принимать или не принимать  индивидуальности встречающихся нам  людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению  лично к вам:

0 баллов - совсем неверно,

1 - верно в некоторой  степени (несильно),

2 - верно в значительной  степени (значительно),

4 - верно в высшей степени (очень сильно).

 

Баллы

1 Медлительные люди обычно действуют мне на нервы 

2 Меня раздражают суетливые, непоседливые люди. 

3 Шумные детские игры переношу с трудом. 

4 Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно. 

5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня. 

ВСЕГО: 

 

Проверьте себя: нет ли у  вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного "Я". Меру согласия с суждениями, как и в  предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3.

 

Баллы

1 Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник. 

2 Меня раздражают любители поговорить. 

3 Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу. 

4 Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры. 

5 Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня. 

ВСЕГО: 

 

Проверьте себя: в какой  мере категоричны или неизменны  ваши оценки в адрес окружающих.

 

Баллы

1 Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды). 

2 Так называемые "новые русские" обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством. 

3 Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне. 

4 Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу. 

5 Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем 

ВСЕГО: 

 

Проверьте себя: в какой  степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).

Информация о работе Способы формирование толерантности у подростков