Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа
Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей
Объект исследования - дети подросткового возраста (13 -15 лет).
Соответственно предметом нашей работы мы считаем определение способов формирования толерантности в подростковом возрасте
Замечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.
Упражнение №8. Умение прислушиваться
к своим ощущениям и
1. Игроки делятся на
пары. Партнеры самостоятельно
2. Если А с легкостью
отгадывает буквы, игрок Б
3. В следующем раунде игроки меняются ролями.
4. В конце игры партнеры обсуждают следующие вопросы:
а) Насколько каждый был доволен "художником"?
б) Удалось ли настроиться на совместную работу?
в) Какая роль была проще или доставила больше удовольствия?
Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться "художникам". Игру можно провести, разделив группу на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову "записывается" на спинах игроков.
Упражнение №9. Акклиматизация в группе. "Мастер". 15 мин.
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группы расходятся
по игровому залу. Каждый участник
с закрытыми глазами
2. Тренер стоит с открытыми
глазами и следит за
3. Все члены группы закрывают
глаза и начинают движение
по комнате. Через минуту
4. Все идут с закрытыми
глазами друг мимо друга,
5. Когда два игрока встречаются,
они спрашивают друг друга: "Мастер?".
Они знают, однако, что Мастер
молчит. Поэтому когда какой-нибудь
игрок встречает Мастера и
задает вопрос, Мастер не отвечает.
Игрок, который обнаружил
6. Через некоторое время
за Мастером идет толпа
Упражнение №10. Диагностика достигнутого уровня доверия в группе. "Тест на доверие". 15 мин.
1. На середину круга
ложится какой-либо предмет,
2. Тренер просит участников
поэксперементировать с
3. Когда все найдут свои
места, тренер предлагает всем
оглядеться и оценить
4. Теперь каждый кратко
объяснит, что хотел выразить
своим выбором места. Кроме
того, можно комментировать
5. В заключении можно
подытожить результаты игры: доверие
в группе - не постоянная величина,
а некий процесс. Никто не
может принудить себя испытать
чувство доверия. Никто не
2.2. Диагностика формирования
толерантного поведения
Для диагностики толерантного поведения мы считаем уместным проводить исследование не только с помощью методик, определяющих толерантность, но и методик выявляющих различные составляющие толерантности. Это дало возможность составить батарею тестов, выявляющих толерантное поведение подростков. К ним мы отнесли следующие методики:
1. Изучение особенностей
формирования ценностных
Методика представляет собой два бланка, на которых приводятся списки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей (бланк I и бланк II), каждую из которых испытуемый может оценить по 5-балльной системе (см. приложение №1). В инструкции перед началом работы экспериментатор должен указать, что оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для данного испытуемого.
Указанные в данной методике ценности расположены произвольно, и каждый исследователь может установить свой порядок их расположения. Процедура проведения исследования состоит в следующем. После инструкции, в которой испытуемым кратко формулируются цели работы и объясняются правила заполнения бланков, им раздаются бланки I с терминальными ценностями (приложение № 1).
Испытуемых нужно особо
предупредить, что работа должна вестись
ими индивидуально, без советов
друг с другом, списывания и т. п.
Экспериментатор в процессе работы
все время должен следить за соблюдением
этого правила. Не следует чрезмерно
твердо настаивать на заполнении всех
пунктов бланка методики, особенно
в тех случаях, когда учащийся
действительно не знает, какой балл
ему поставить для той иной
ценности. При выполнении отдельными
учащимися первого задания
Обработка и интерпретации данных. Прежде всего следует определить степень сформированности психологического механизма ЦО, т. е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ЦО, является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности. В случаях, когда учащиеся используют все оценки 5-балльной шкалы, можно говорить о сформированности у них психологического механизма дифференциации. Использование же испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (обычно только "4" и "5") свидетельствует о том, что механизм дифференциации находится на начальной стадии своего формирования. Если испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом или вообще не могут дать оценки, то это означает, что дифференциация психологический механизм ЦО у этих учащихся еще не сформировалась
Таким образом, по степени сформированности этого психологического механизма все испытуемые могут быть распределены на три основные группы: 1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ЦО; 2) учащиеся, у которых дифференцированная струи ЦО начинает формироваться; 3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО еще не сложилась. В соответствии с принятой нами концепцией ЦО как показателя уровня личностного развития, на основе такого анализа результатов ранжирования ценностей можно охарактеризовать особенности этого развития по степени сформированности психологического механизма ЦО.
При анализе данных об умении
учащихся дифференцировать необходимо
учитывать, что для старшего подросткового
и раннего юношеского возраста характерна
более дробная и
Как показали проведенные исследования, для школьников VIII-X классов московских школ типичным может быть такое количественное распределение по выделенным выше группам.
Таблица 1.
Особенности дифференциации системы оценок
Особенности дифференциации Количество учащихся в классе
8 класс 9 класс 10 класс
Высокая 7 40 45
Низкая 28 23 20
Отсутствует 65 37 35
Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей содержания ЦО учащихся нужно исключить тех, у кого отсутствует механизм дифференциации ценностей. ЦО у этих учащихся как устойчивое и действенное личностное образование еще не сформировались. У всех же остальных учащихся обнаруживается разная степень сформированности ЦО, которые могут иметь различия (типы) по своему содержанию (направленность ЦО).
Для определения содержания
ЦО в исследованиях обычно принято
использовать факторный или таксономический
анализ. И хотя оба они (особенно
таксономический) достаточно эффективны,
однако сопряжены со сложной математической
процедурой, предусматривающей применение
достаточно мощной ЭВМ. В условиях практической
работы школьного психолога
В зависимости от "балльного
веса" каждой ценности, она распределяется
по шкале своей значимей для данной
группы испытуемых. При этом возможно,
что некоторые ценности получат
одинаковое значение, свидетельствующее
об их равнозначном месте в иерархической
структуре ЦО учащихся. Как правило,
при такой обработке
На основе предложенной обработки и анализа данных можно получить типологию ценностных ориентации личности учащихся старших класс отличающихся по содержанию системы входящих в них ценностей. Следует при этом иметь в виду, что, как показывают исследования, для группы учащихся с низкой дифференциацией максимальное число типов ЦО равняется двум. Для учащихся же с высокой дифференциацией число таких типов может быть значительно больше.
Устойчивость полученных характеристик ЦО учащихся достигается повторным обследованием тех же школьников по этой же методике, которое нужно провести спустя 2-3 недели. При этом следует изменить порядок расположения ценностей в экспериментальном бланке.
В заключение нужно отметить, что предлагаемая здесь методика дает наибольший эффект при массовом обследовании учащихся. В случае индивидуальной работы с учениками целесообразно использовать специальные карточки с выписанными на каждой из них отдельными ценностями.
Информация о работе Способы формирование толерантности у подростков