Способы разрешения межличносных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:41, реферат

Описание работы

Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их числе — конфликтология. В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Главные из них уходили своими корнями в условия жизни людей, в способ распределения благ и власти, в сферу удовлетворения потребностей и интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..с.3-5
Глава 1. Теоретические аспекты межличностных конфликтов…...с.6-34

1.1 Понятие и особенности межличностных конфликтов……………………………………………………..с.6-10
1.2 Основные подходы к изучению межличностных конфликтов………………………………….…………………..с.10-14
1.3 Факторы возникновения межличностных конфликтов….с.14-19
1.4 Технологии разрешения межличностных конфликтов…..с.19-33
Глава 2. Практическая часть………………………………………….…..с.34
2.1 Результаты эмпирического исследования………………..c.
Заключение………………………………………………………………..с.
Список литературы………………………………………………………c.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ili.docx

— 206.69 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..с.3-5

Глава 1. Теоретические аспекты межличностных конфликтов…...с.6-34

 

1.1 Понятие и особенности межличностных конфликтов……………………………………………………..с.6-10

1.2 Основные подходы к изучению межличностных конфликтов………………………………….…………………..с.10-14

1.3 Факторы возникновения  межличностных конфликтов….с.14-19

1.4 Технологии разрешения межличностных конфликтов…..с.19-33

Глава 2. Практическая часть………………………………………….…..с.34

                  2.1 Результаты эмпирического исследования………………..c.

Заключение………………………………………………………………..с.

Список литературы………………………………………………………c.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Прогресс социального  знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются  новые, обретая свой предмет и  методы. В их числе — конфликтология. В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Главные из них уходили своими корнями в условия жизни людей, в способ распределения благ и власти, в сферу удовлетворения потребностей и интересов. Конфликты представлялись настолько очевидными, что долгое время не привлекали к себе внимания со стороны обществоведов. Конфликты, особенно массовые, были объектом практической морали, в основе которой лежит борьба добра и зла, и права, преследующего противозаконные поступки граждан.

Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако ими при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков была присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить (М.Хайггедер).

До поры до времени практика обходилась без специального знания о конфликтах. Впервые предметом  научного познания стали конфликты  между государственной властью  и обществом, отдельными социальными  группами, что нашло выражение  в учениях о демократии. Позже  в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Конфликты возникают повсюду. Мы обнаруживаем их в личной жизни, они возникает между родителями и ребенком, между супружескими парами. Мы встречаем их на службе между работодателем и подчиненными, между мужчиной и женщиной. Мы видим, как религия идет против религии, нация против нации. Это глубинная тема всей человеческой истории.

Конфликт - это вечно сложный и многоплановый социально-психологический феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.

Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и психологическим стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация "и хочется и колется" (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или проблема “буриданова осла” (когда приходится избирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).

Часто человек, не находя ответа на волнующие его проблемы, начинает думать, что в этом виноваты другие люди, загнавшие его в затруднительное  положение. В результате он начинает вести себя (действовать, высказываться) неадекватно. Он может выдвигать  к окружающим несправедливые, но кажущиеся  ему справедливыми претензии, приставать к другим людям, предъявлять к  ним неопределенные и неоправданные  требования. Контактирующие с ним люди не очень представляют причины такого, порой совершенно непонятного, поведения, а если оно нару­шает какие-либо их интересы, то вступают с ним в конфликт. Таким образом, внутриличностный конфликт перерастает в межличностный.

Актуальность  курсовой работы: по определению Л.Г. Здравомыслова конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Соответственно, изучение конфликтности и способов разрешения таких ситуацией крайне необходимо в обществе.

Цель курсовой работы: целью данной курсовой работы является анализ литературы, углубленное изучение темы межличностных конфликтов и разработка на основе полученных знаний программы тренинга разрешения конфликтов.

Задачи курсовой работы:

    • Изучить современную литературу по представленной теме
    • Проанализировать взгляды различных авторов на технологии разрешения конфликтов
    • Провести эмпирическое исследование
    • Предоставить результаты

 

Гипотеза исследования:

    • В основе конфликтного взаимодействия межу людьми могут лежать различные стили разрешения конфликтной ситуации.

Глава 1. Теоретические аспекты межличностных конфликтов

 

 

    1. Понятие и особенности межличностных конфликтов.

 

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся  межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к  межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств.

Межличностные конфликты  — это ситуации противостояния, разногласий, столкновений между людьми [8, с.171]. Межличностный конфликт может  быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого  ими (или по крайней мере одним  из них) как значимая психологическая  проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах  обеих или одной из сторон [8, с.171].

В связи с использованием понятия “межличностный” необходимо отметить, что для отечественной  литературы традиционно характерна некоторая двойственность в его употреблении. Одно из его значений приписывает межличностным явлениям статус неформальных: “По главным целям, осуществляемым в ходе общения, выделяются функциональное (ролевое, деловое, формальное) и межличностное”. С другой стороны, оно используется в буквальном, более широком смысле для обозначения происходящих “меж-личностно” явлений. В соответствии с этим  “к межличностному поведению принято относить любое наблюдаемое проявление коммуникативной активности индивида, обусловленное фактом реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей≫. В этом более широком значении понятие “межличностный” тождественно западному термину “интерперсональный”, и в этом смысле мы и будем использовать его, поскольку данное его употребление фактически становится общепринятым. [8, с.172]

 

Межличностные конфликты  имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

1. В межличностных конфликтах  противоборство людей происходит  непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их  личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах  проявляется весь спектр известных  причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты  для субъектов конфликтного взаимодействия  являются своеобразным “полигоном”  проверки характеров, темпераментов,  проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты  отличаются высокой эмоциональностью  и охватом практически всех  сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты  затрагивают интересы не только  конфликтующих, но и тех, с  кем они непосредственно связаны  либо служебными, либо межличностными  отношениями. [18]

Во всяком межличностном конфликте существуют, как минимум, два

участника и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в

которой происходит начальный инцидент и развиваются его последствия. Для выявления причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий

анализ как действий, позиций  и психологических особенностей его

участников, так и обстоятельств, возникающих в ситуации их взаимодействия (рис. 1) [18, с.156].

 

Рис. 1. Взаимосвязь  субъектов конфликтной ситуации

Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и мотивации межличностных конфликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты.

 

  1. Ресурсные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности (материальных средств, территории, времени и т. д.). В организациях, например, нередко возникают межличностные конфликты по поводу распределения премиального фонда между сотрудниками.
  2. Ценностные конфликты разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований и убеждений, оценок и отношений. Примером могут служить встречающиеся в современных условиях конфликты в семьях из-за различных ценностных ориентации у родителей и детей. Конфликты между супругами в семьях часто основаны на половом диморфизме (различиях в восприятии и реагировании) мужчин и женщин.

 

Немалую роль в межличностных конфликтах играет иррациональная

мотивация, которая особенно усиливается в условиях современного

кризисного  развития общества. Иллюстрацией сложности  человеческих

взаимоотношений, порождающих конфликты, причины которых трудно

объяснить на основе обычной логики, являются «игры», описанные в книгах Э. Берна. Играми Берн называет такие формы общения людей, в которых кто-то из участников руководствуется скрытым и даже неосознаваемым мотивом получить какой-то психологический или социальный «выигрыш». По мнению Н. В. Гришиной, причины конфликтов могут быть сведены к трем группам:

  • во-первых, само содержание взаимодействия (совместной деятельности);
  • во-вторых, особенности межличностных отношений;
  • в-третьих, личностные особенности участников. При других основаниях классификации источников конфликтов выделяют ценности взаимодействия, интересы участников, средства реализации целей, потенциал участников, правила взаимодействия и управления. [18, с.158-159]

 

Представляется  целесообразной классификация, выделяющая следующие группы основных причин конфликтов:

  • ограниченность ресурсов — их качественная и количественная сторона;
  • различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания

и другие ресурсы; в приведенном  выше примере — это взаимозависимость в

удовлетворении сексуальных потребностей);

  • различия в целях;
  • различия в представлениях и ценностях;
  • различия в манере поведения и жизненном опыте;
  • неудовлетворительные коммуникации;
  • личностные особенности участников столкновений.

 

Данная классификация хороша тем, что позволяет понять источники конфликтов и ту сферу, где они существуют. [18, с.160]

 

 

    1. Подходы к изучению межличностных конфликтов.

 

  1. Психодинамический подход.

В соответствии с психоаналитической традицией интерперсональные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интерпретируются через его внутренние конфликты. Ключом к пониманию взаимоотношений человека в семье становятся проблемы, когда-то переживавшиеся им в отношениях с собственным родителями.

Так, Хорни в работе “Конфликты материнства” описывает такой “тип конфликтов, в котором отношения матери с родителями находят отражение в ее установке по отношению к детям” (Хорни, 1993). Напоминая исходную посылку психоанализа о том, что ≪детское соперничество и ревность по отношению к родителю того же пола во многом ответственны за конфликты взрослого человека≫, она анализирует случай обратившейся к ней учительницы 35 лет, которую беспокоили ее отношения с учениками. В интерпретации Хорни, в основе возникавших у нее проблем с окружающими лежала “глубокая и страстная любовь” к отцу. [8, с.108]

Информация о работе Способы разрешения межличносных конфликтов