Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:41, реферат
Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их числе — конфликтология. В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Главные из них уходили своими корнями в условия жизни людей, в способ распределения благ и власти, в сферу удовлетворения потребностей и интересов.
Введение…………………………………………………………………..с.3-5
Глава 1. Теоретические аспекты межличностных конфликтов…...с.6-34
1.1 Понятие и особенности межличностных конфликтов……………………………………………………..с.6-10
1.2 Основные подходы к изучению межличностных конфликтов………………………………….…………………..с.10-14
1.3 Факторы возникновения межличностных конфликтов….с.14-19
1.4 Технологии разрешения межличностных конфликтов…..с.19-33
Глава 2. Практическая часть………………………………………….…..с.34
2.1 Результаты эмпирического исследования………………..c.
Заключение………………………………………………………………..с.
Список литературы………………………………………………………c.
Той же логике
следует интерпретация
Левин был первым психологом, исследовавшим конфликт как таковой. Это относится и к его описаниям конфликта в теории поля, и к его изучению проблем интерперсональных отношений в американский период его деятельности, и к его работам, обобщенным в книге «Разрешение социальных конфликтов» (1948), которую по праву можно считать первым исследованием в психологии конфликтов, да и в конфликтологии в целом. В теории поля Левина конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины» (Lewin, 1935).
К межличностным конфликтам в концептуальных описаниях
Левина относится случай, который он обозначает как ≪конфликт между собственными и вынуждающими силами≫, т. е. противоречие между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой.
Анализируя, в частности, положение ребенка, оказывающегося в такой ситуации, Левин пишет: ≪Сила, побуждающая ребенка С со стороны человека Р, может быть представлена как результат поля власти этого человека над ребенком≫ (Field Theory, 1963) которая означает не что иное, как то, что “Р в состоянии создавать побуждающие или ограничивающие силы...”. Как уже отмечалось, по мнению Левина, законы развития конфликта едины для всех его разновидностей, однако случай конфликта между собственными и внешне вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти. [8, с.109]
На основании проведенных экспериментальных исследований К. Левин считает наиболее важным фактором частоты возникновения конфликтов общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа.
Общий вопрос адаптации индивида к группе, в том числе и семейной, может быть, по Левину, сформулирован следующим образом: как может индивид найти достаточное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы? [там же]. Этот вопрос и в современном мире остаётся одним из насущных и почти уже стал риторическим.
В рамках
ситуационного подхода
1. Кооперация — конкуренция {cooperation — competition)1. Такие отношения, как ≪близкие друзья≫ или ≪коллеги≫, относятся к кооперативному полюсу измерения, такие как ≪политические оппоненты≫, ≪личные враги≫ или ≪разводящаяся пара≫ — к конкурентному.
2. Распределение власти (равное или неравное). Также обозначается как
≪доминантность — подчиненность≫, ≪автономия — контроль≫ и т. д. ≪Бизнес-партнеры≫, ≪близкие друзья≫ или ≪бизнес-соперники≫ находятся
на равном полюсе, ≪хозяин — слуга≫, ≪родитель — ребенок≫, ≪учитель — ученик≫ — на неравном.
3. Ориентация на задачу — социально-эмоциональная ориентация. ≪Близкие друзья≫, ≪муж и жена≫ — социально ориентированы, ≪интервьюер и поступающий на работу≫, ≪бизнес-соперники≫ — ориентированы на задачу.
4. Формальный — неформальный характер отношений. Дойч отмечает,
что в неформальных отношениях определение действий, времени и перемещений остается за их участниками, тогда как в формально регулируемых отношениях взаимодействие участников детерминируется главным образом социальными нормами и правилами. Отношения внутри организации имеют тенденцию быть более формальными, а в клубе —неформальными, отношения между равными чаще имеют неформальный характер, чем отношения между неравными.
5. Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер отношений и связан со степень взаимозависимости их участников. Отношения в парах ≪кузины≫, ≪продавец и покупатель≫ имеют поверхностный характер, в парах ≪ребенок и родитель≫ и ≪психотерапевт и пациент≫ — интенсивный [8, с.110].
Таким образом, в теории Дойча конфликтная феноменология описывается как следствие объективного столкновения интересов. Признание концепции Дойча было обеспечено ее созвучностью идеям своего времени, равно как и богатейшими эмпирическими данными, полученными автором. Эти данные прежде всего относятся к стратегиям взаимодействия в конфликте и факторам, которые их определяют.
Межличностные
конфликты исследователи
Объективные
факторы, по мнению Н.В. Гришиной, создают
потенциальную возможность для
возникновения конфликта. Например,
появившаяся вакантная
Субъективные
факторы в межличностном
Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента.
Нередко
причинами межличностных
Взаимодействуя с людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.
В межличностном взаимодействии, отмечает Е.Н. Иванова, важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т.д.
Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнёров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия [17, с.36].
Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.
У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов.
1) Информационный фактор
— это та информация, которая
приемлема для одной стороны
и неприемлема для другой. Это
может быть: неполная, неточная информация
одной из сторон; нежелательное
обнародование; недооценка
2) Структурный фактор — формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения".
3) Ценностный фактор —
те принципы, которые провозглашаются
или отвергаются; которым
— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
— групповые системы верований и поведения;
— системы верований и поведения общества;
— ценности всего человечества;
— профессиональные ценности;
— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4) Фактор отношения —
удовлетворение от
— основа отношений (добровольные или принудительные);
— сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
— ожидания от взаимоотношений;
— важность взаимоотношений;
— ценность взаимоотношений;
— длительность взаимоотношений;
— совместимость людей в процессе взаимоотношений;
— вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
Майерс говорит о том, что важна еще и история отношений. "Слишком часто мы пытаемся понять конфликт в изоляции от его исторических корней... Когда кто-то в конфликте указывает на нас пальцем, наша реакция основывается на содержании происходящего в данный момент, но также мы реагируем на все те разы, когда этот жест был использован по отношению к нам со злобой в прошлом".
5) Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу). [17]
В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов.
С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:
1. Конфликт целей. Ситуация
характеризуется тем, что
2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
3. Конфликт чувств, когда
у участников различны чувства
и эмоции, лежащие в основе
их отношений друг с другом
как личностей. Люди просто
вызывают друг у друга
Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:
1. Недостатки в организации
производственных процессов,
2. Неправильные действия
руководителя из-за отсутствия
у него опыта (неумение
Информация о работе Способы разрешения межличносных конфликтов