Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:41, реферат
Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их числе — конфликтология. В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Главные из них уходили своими корнями в условия жизни людей, в способ распределения благ и власти, в сферу удовлетворения потребностей и интересов.
Введение…………………………………………………………………..с.3-5
Глава 1. Теоретические аспекты межличностных конфликтов…...с.6-34
1.1 Понятие и особенности межличностных конфликтов……………………………………………………..с.6-10
1.2 Основные подходы к изучению межличностных конфликтов………………………………….…………………..с.10-14
1.3 Факторы возникновения межличностных конфликтов….с.14-19
1.4 Технологии разрешения межличностных конфликтов…..с.19-33
Глава 2. Практическая часть………………………………………….…..с.34
2.1 Результаты эмпирического исследования………………..c.
Заключение………………………………………………………………..с.
Список литературы………………………………………………………c.
11. Избегайте попыток доказывать
свою победу начальникам,
12. Перестаньте извиняться
за себя и свое поведение.
Вы не обязаны чувствовать
вину, когда делаете то, что не
нравится другим. Вы должны лишь
учиться на своих ошибках.
13. Если вы обнаружите, что постоянно стремитесь проанализировать все в ваших отношениях с близкими, очень постарайтесь прекратить это. Некоторое время воздержитесь от назойливой необходимости интерпретировать мотивы и поступки. Анализ ради анализа - скорее болезнь, чем полезное средство разрешить проблему [10].
3. Четырехшаговый метод улучшения отношений Д. Дэна.
В основе 4-шагового метода Д. Дэна лежат так называемые “кардинальные правила”:
1. не прерывайте общения ни из-за фрустрации или чувства безнадежности, ни в качестве ответного тактического шага против другого.
2.не применяйте силовых игр, чтобы "выиграть" в борьбе за власть с помощью принуждения, угроз, ультиматумов или физической силы. [14]
Сами этапы описываются Д. Дэной подробно, поскольку в его подходе главное – соблюдать кардинальные правила и безукоризненно следовать направлениям шагов”.
Шаг 1: Найдите время для беседы.
Избегание контакта подтверждает, что конфликт остался неразрешенным. Поэтому первым и наиболее важным требованием является определение времени для разговора. Если оппонент отказывается от обсуждения, вы можете помочь ему осознать, какие из его интересов затронуты конфликтом и подадите надежду на то, что они могут быть удовлетворены.
Убедите оппонента, что не
требуется никаких
Оппонент вовсе не должен быть уверен, что встреча будет успешной и даже что возможно решение, отличное от его первоначальных требований. Он вообще может считать, что проблема как таковая отсутствует. Вы только просите его поговорить с вами, чтобы прийти к соглашению по определенному вопросу. Выбирая время для разговора, вы просите оппонента вместе с вами попытаться прийти к соглашению, руководствуясь кардинальными правилами.
Шаг 2: Подготовьте условия.
Под условиями автор подразумевает время и место, в которых происходит диалог (шаг 3). Для создания условий эффективного общения необходимо тщательно продумать обстановку. Лучше диалога подходит такое место, где вас никто не прерывает, где можно избежать телефонных звонков и вмешательства посторонних. Передвижение людей и предметов также отвлекает внимание участников. Беседовать лучше в отдельной комнате, куда никто не войдет неожиданно. Это должна быть нейтральная территория или место, которое предпочитает оппонент. Неудобства отвлекают. Лучше выбрать мягкие стулья или кресла. Температура воздуха, освещение, жажда также могут мешать общению. Важно, чтобы было достаточно времени для достижения прорыва. Если по истечении оговоренного срока этого не произошло, встреча может оказаться бесполезной. Содержание разговора должно сохраняться в тайне. Сплетни только усилят конфликт и отдалят успех.
Шаг 3: Обсудите проблему.
Встреча состоит из четырех частей: “Вступительная часть”, “Приглашение к разговору”, “Диалог” и “Прорыв”.
Технология Д. Дэна подставляет лицо разрешающее конфликт в качестве мишени для атак оппонента, т.к. Д.Дэна знает, что агрессивность оппонента, в конце концов, иссякнет. Потом, когда оппонент сможет воспринимать то, что ему говорят, можно будет обсуждать выгодное для обоих соглашение.
Лучшей моделью диалога являются переговоры, основанные на четырех основных правилах взаимодействия. Чем полнее мы сможем использовать эти принципы в Диалоге, тем эффективнее 4-шаговый Метод достижения соглашений.
Шаг 4: Заключите договор.
Договор должен быть сбалансирован в любом случае, нашли ли партнеры сходство интересов или пошли на честный компромисс, предполагающий уступки. Это значит, что для каждого участника договор должен быть лично выгоден. Выгода не обязательно будет одинаковой, но договор должен стимулировать каждого выполнять в будущем свою часть соглашения. Несбалансированное соглашение недолговечно. В договоре должно быть четко отражено, кто, что именно, когда, как долго и при каких условиях делает. Если в договоре описано поведение, легко будет определить, как оно выполняется каждой из сторон.
Обычно условия соглашения содержат более сложные формулировки, чем просто "да-нет" и их не так легко запомнить. Если же вдвоем записать условия договора, то в будущем ничто не будет забыто. Каждый должен иметь копию документа. Шаг 4 вообще может быть пропущен, если решается не конкретный вопрос, а надо просто "обсудить проблему", чтобы восстановить доверие и любовь. [14]
Помимо довольно популярной технологии разрешения конфликта доктор психологии Даниэль Дэна ещё разработал структуру развития конфликта:
1-й уровень:
стычки (мелкие неприятности, не
представляющие угрозы для
2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения -расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение жела-ния взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень:
кризис (перерастание столкновений
в кризис - окончательное решение
о разрыве отношений, которые
носят нездоровый характер, в
этом месте эмоциональная
По мнению К. Томаса и Р. Киллмена разрешение конфликта зависит от стиля поведения (стратегии) его участников. Все стратегии в конфликтной ситуации можно свести к пятим основным [19] (рис.2.):
Рис. 2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии (стратегия сотрудничества) [19].
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Выводы: Способ анализа стратегий реагирования в конфликте чем-то схож со всеми предыдущими техниками. В основе каждой из них как минимум можно выделить три позиции:
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.
При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.
Главное — снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту. Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента.
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Результаты эмпирического исследования.
Исследовательская база: Спортивная школа “Выборжанин”.
Объект исследования: спортсмены от 20 до 25 лет.
Предмет исследования: стиль разрешения конфликтной ситуации как психологическая черта личности.
Объём выборки: 15 человек.
Методики:
Опросник разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, а так же при исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов.
Гипотеза исследования: В основе конфликтного взаимодействия межу людьми могут лежать различные стили разрешения конфликтной ситуации.
Тренинг разрешения межличностных конфликтов подразумевает не только информационное просвещение, знания основ и специфики регуляции конфликта, но и некоторые психологические качества личности, категории, которые будут видоизменяться в процессе тренинга:
Заключение.
Представители
ранних школ управления считали, что
конфликт - это признак неэффективной
деятельности организации и плохого
управления. В наше время все чаще
склоняются к той точке зрения,
что некоторые конфликты даже
в самой эффективной
Главную
роль в возникновении
В процессе
конфликтного взаимодействия
Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
В процессе
управления межличностными
Список литературы:
Информация о работе Способы разрешения межличносных конфликтов