Способы устранения конфликтов и условия их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение способов устранения конфликтов и условий их применения.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
-ознакомиться с понятием сущности и природы конфликта;
-рассмотреть вопросы управления конфликтными ситуациями в организации;
-изучить применение различных способов устранения конфликтов в организации
Объект - конфликт как одно из состояний отношений людей. Предмет – процессы возникновения, протекания и устранение конфликтов.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность и природа конфликта 4
1.1. Определение конфликта. Типология конфликтов 4
1.2. Причины возникновения конфликтов 9
1.3. Основные стадии протекания конфликта 15
Глава 2. Способы устранения конфликтов и условия их применения 17
2.1. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте 17
2.2. Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений 24
2.3. Управление конфликтными ситуациями 29
Заключение 38
Литература

Файлы: 1 файл

способы устранения конфликтов.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                 2

Глава 1. Сущность и природа конфликта                                                            4

1.1. Определение конфликта. Типология конфликтов                                       4

1.2. Причины возникновения  конфликтов                                                          9

1.3. Основные стадии протекания конфликта                                                   15

Глава 2. Способы устранения конфликтов и условия их применения           17

2.1. Технологии эффективного общения  и рационального поведения в  конфликте                                                                                                             17

2.2. Подход К. Томаса к изучению  конфликтных явлений                             24

2.3. Управление конфликтными  ситуациями                                                   29

Заключение                                                                                                          38

Литература                                                                                                           41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим вопросом психологии является проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности. И не для кого не секрет, что в любом объединении людей обязательно существуют разногласия, порой, перерастающие в конфликт.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы  человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны, не смотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо.

Конфликт в организации –  это осознанное противоречие между  общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве. В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение конфликтов в организации - актуальная тема.

Конфликтология является одной  из самых молодых отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего – социологии и психологии.

Конфликтология выделилась как  относительно самостоятельное направление  в социологии в конце 50-х годов  XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также А. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов». В этот период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

На протяжении всего процесса конфликта  особая роль принадлежит руководителю. На каждом этапе требуются адекватные действия менеджера. Его задачи состоят в том, чтобы выяснять истинные мотивы поведения конфликтующих сторон, поддерживать постоянные контакты с подчиненными, изучать групповые мнения, анализировать позиции членов коллектива и принимать адекватные решения.

Целью данной работы является рассмотрение способов устранения конфликтов и условий их применения.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

-ознакомиться с понятием сущности и природы конфликта;

-рассмотреть вопросы управления конфликтными ситуациями в организации;

-изучить применение различных способов устранения конфликтов в организации

Объект - конфликт как  одно из состояний отношений людей. Предмет – процессы возникновения, протекания и устранение конфликтов.

Методы исследования:

-на теоретическом  уровне в данной работе использованы  следующие методы: метод теоретического  анализа и синтеза, обобщения,  конкретизации, метод сходства  и различия, изучения первоисточников, сравнения, сопоставления, систематизации, метода скрытого наблюдения.

Глава 1. Сущность и природа конфликта

 

1.1. Определение  конфликта. Типология конфликтов

 

Организационная среда по своей  природе конфликтогенна. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений и позиций субъектов взаимодействия.

Конфликт — это  всегда сложный и многоплановый  социальный феномен. В нем участвуют  самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.

Сегодня в конфликтологической  литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника1.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с  социологической точки зрения, ибо  его сущностью, по мнению автора, выступает  столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта  носит также социологический  характер. Их достоинство состоит  в том, что авторы выделяют различные  необходимые признаки социального  конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:

Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений меду потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями2.

Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт — это явное или скрытое  состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и  тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия  существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству3.

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид  противостояния, при котором стороны  стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны4

Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных  атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ, на наш взгляд, один существенный недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него «места». Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от «борьбы между индивидами» и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт — проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.

Сложившаяся ситуация, возможно, объясняется тем, что, по мнению некоторых  авторов, внутриличностный конфликт не относится к социальному конфликту, а представляет собой лишь психологический  конфликт, не охватываемый объемом понятия «социальный» и не имеющий к социальному конфликту прямого отношения. Но такая точка зрения вызывает возражение, в котором мы солидарны с позицией Г. И. Козырева:

Личность, — пишет  он, — устойчивая система социально  – значимых черт, обусловленных  системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом'. Можно привести и другие определения конфликта. Важнее сформулировать его общее понятие, имеющее методологическое значение5.

Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или  элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики.

Одним из наиболее широких  и очевидных оснований классификации  конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:

1) внутриличностные,

2) межличностные,

3) между личностью  и группой,

4) межгрупповые,

5) межгосударственные (или  между коалициями государств).

Носитель внутриличностного  конфликта — отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

Межличностный конфликт - это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

Конфликт между личностью и группой. Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Межгрупповой конфликт выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Межгосударственный конфликт. Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях — опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами.

Однако приведенная  классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может  быть расширена посредством выделения  других типов конфликтов по самым  разным основаниям.

1. По сферам жизнедеятельности людей:

-бытовые;

-семейные;

-трудовые;

-воинские;

-учебно-педагогические и др.

2. По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:

-ресурсные;

-статусно – ролевые;

-социокультурные;

-идеологические и др.

3. По направленности воздействия и распределения полномочий:

-конфликты «по вертикали» (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация);

-конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами).

Помимо этого, различают  также конфликты:

Информация о работе Способы устранения конфликтов и условия их применения