Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение способов устранения конфликтов и условий их применения.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
-ознакомиться с понятием сущности и природы конфликта;
-рассмотреть вопросы управления конфликтными ситуациями в организации;
-изучить применение различных способов устранения конфликтов в организации
Объект - конфликт как одно из состояний отношений людей. Предмет – процессы возникновения, протекания и устранение конфликтов.
Введение 2
Глава 1. Сущность и природа конфликта 4
1.1. Определение конфликта. Типология конфликтов 4
1.2. Причины возникновения конфликтов 9
1.3. Основные стадии протекания конфликта 15
Глава 2. Способы устранения конфликтов и условия их применения 17
2.1. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте 17
2.2. Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений 24
2.3. Управление конфликтными ситуациями 29
Заключение 38
Литература
1) подготовка к переговорам;
2) проведение переговоров;
3) анализ результатов переговоров и следование договоренностям.
Выделяют четыре типа деятельности при проведении переговоров:
а) достижение необходимых результатов;
б) оказание воздействия на силовой баланс;
в) создание конструктивной психологической обстановки;
г) применение гибкой тактики. Оценивая результаты переговоров, важно иметь в виду возможности продолжения сотрудничества. Наиболее предпочтительный результат переговоров - отсутствие односторонних преимуществ, когда в выигрыше оказываются обе участвующие в переговорах стороны. Важная роль в переговорном процессе принадлежит руководителю, который должен следовать цели рационального решения проблемы.
Для предупреждения неконструктивных конфликтов менеджеру необходимо систематически осуществлять в организации мероприятия по профилактике и мониторингу конфликтных ситуаций, основными из которых являются: улучшение условий и организации труда, проведение обоснованной кадровой политики, своевременное реагирование на изменения, совершенствование коммуникаций, разработка эффективной системы мотивации, строгое соблюдение трудового законодательства, следование нормам служебной этики, оздоровление социально-психологического климата, формирование продуктивной корпоративной культуры.
В организационных отношениях важно формировать ассертивное поведение (от англ. assertive - уверенность в себе, своих притязаниях), демонстрирующее способность индивида отстаивать свои права и взгляды, добиваться их воплощения, принимая во внимание и уважая мнение других лиц. При этом необходимо соблюдение принципа толерантности (терпимости) при отсутствии или ослаблении реакции на неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности к их воздействию.
В целом недетерминированность организационного поведения часто приводит к столкновению интересов его участников. Эти противоречия могут играть роль как инструмента, позволяющего выбрать оптимальную модель функционирования, так и деструктивного для организации фактора. Основная задача управления конфликтами на уровне и организационного, и личностного взаимодействия сводится к переводу конфликта в конструктивные формы, позволяющие использовать его позитивный потенциал и минимизировать возможные негативные последствия.
Стороны должны стремиться
к позитивному разрешению конфликта
и действовать соответствующим
Определение взаимоотношений сторон.
Консультант должен ясно представлять себе структуру сторон - участников конфликта. Неясное лидерство, внутренняя силовая борьба, острое соперничество между фракциями и другие факторы могут стать значительным препятствием к разрешению конфликта.
Очень важно познакомиться с формальными и неформальными лидерами и знать не только их мнение, но и степень их готовности к активному соучастию в процессе урегулирования конфликта. Широко распространенным методом при этом является интервью с представителями обеих сторон как способ получения необходимой информации. Интервью обеспечивают консультанта информацией о следующих решающих моментах, рассматриваемых позднее: интенсивность конфликта; уровень симметрии и силовой баланс; природа, характер конфликта (определенные проблемы, обиды, жалобы и поводы для недовольства). Наличие групп, оказывающих поддержку, и интервью представляют консультанту благоприятную возможность разрабатывать индивидуальную программу исследования данной ситуации.
Без определенной симметрии в отношениях между сторонами консультант не сможет выполнять свои обязанности. Собственно приглашение консультанта может явиться свидетельством наличия между сторонами определенного равновесия и желания сторон разрешить противоречия. Консультант должен проявлять активность, прежде всего, при наличии безвыходных ситуаций, в которых стороны более или менее соответствуют друг другу. Важнейшей особенностью взаимодействия сторон в этих условиях является стремление к сохранению силового баланса.
Поддержание "оптимального" уровня интенсивного конфликта.
Высокая интенсивность конфликта сильно осложняет управление им и даже в ряде случаев делает его невозможным. Такое положение обуславливается тем, что ни одна из сторон не проявит готовности общения с другой стороной. Часты случаи, когда оба участника конфликта не видят большого смысла в деятельности консультанта, особенно если она ограничена определенными условиями одной из сторон. Более того, существует и другая опасность. Конфликт, который находится в состоянии очень быстрой эскалации, может оказаться, как показывает практика, вне сферы влияния консультанта. Подобные затяжные конфликты могут представлять гораздо большую трудность для консультанта, чем внезапно возникшие острые кризисы.
Дифференциация вмешательства по 4 видам конфликта.
Если на предыдущих этапах
рассматривались вопросы
Конфронтация может
закончиться и созданием
Конфликт - это процесс развития
взаимодействия субъектов по поводу
различия их интересов и ценностных
ориентации. Он имеет три фазы: конфронтационную,
компромиссную, коммуникативную. Период
нарушения последовательного
Организационная структура любого типа всегда конфликтна по самой своей природе (функциональные и профессиональные различия структурных подразделений, профессиональные и личностные различия сотрудников, наличие корпоративных и личных интересов персонала, которые нельзя запретить).
Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункционалъным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей, но все намного сложнее. Как мы увидели выше, чаще всего причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
У конфликта могут быть функциональные или дисфункционалъные последствия.
Функциональные последствия конфликта:
Проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
Стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Конфликт может также
уменьшить возможности
Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Дисфункционалъные последствия конфликта. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
Меньшая степень сотрудничества в будущем.
Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.
Представление о другой стороне, как о "враге"; представление о своих целях, как о положительных, а о целях другой стороны - как об отрицательных.
Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
Смещение акцента: придание большего значения "победе" в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Важным конфликтогенным фактором является неоптимизированная структура организации.
Универсальные приемы управления конфликтными ситуациями часто рассматривают методом контраста, подразделяя их на негативные и позитивные. Под негативными методами понимаются такие, которые не следует использовать в конфликтной ситуации, если участники хотят ее конструктивного разрешения, особенно в рамках тактик, основанных на принципе «выигрыш — выигрыш».
К числу негативных приемов невербального уровня относятся: нарушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жесты в его адрес и др. Итак, всего этого надо избегать в условиях конфликта. Использование подобных приемов может повести к росту эмоциональной напряженности, к усилению конфликта, даже в условиях, когда его конструктивное разрешение кажется совсем близким.
Совсем иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат не только целям разрешения конфликтных ситуаций, но могут играть и профилактическую роль, предупреждать конфликты, особенно деструктивные.
1. Агеев Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 2010. – 436 с.
2. Бабосов Е.М. Социология конфликтов. Курс лекций. - Мн. 1999. – 458 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2010. – 375 с.
4. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технология соперничества и противоборства. - Белгород. 2004. – 375 с.
5. Дарендор Р. Современный социальный конфликт.// Иностранная литература. 2009. №4. С.14.
6. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 2011. – 385 с.
7. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарика, 2010. – 453 с.
8. Еропкин А.М. Организационное поведение. Конспект лекций. - М.: Издательство ПРИОР, 2008. – 386 с.
9. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2011. – 426 с.
10. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 486 с.
11. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011. – 458 с.
12. Конфликтология, под ред. А.С. Кармина. - СПб., 2012. – 428 с.
13. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию.- М.: Владос, 2012. – 422 с.
14. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М., 2009. – 436 с.
15. Смелзер Н. Дж. Социология. - М., 2004. – 450 с.
16. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., 2006. – 489 с.
17. Хохлова Т.П. Организационное поведение: учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2009. - 509 с.
1 Хохлова Т.П. Организационное поведение: учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2009. С.76.
2 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 2011. С. 96.
3 Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. С. 54.
4 Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2010. С. 54.
5 Козырев Г. И. Введение в конфликтологию.— М.: Владос, 2012. С. 23—24.
6 Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М., 2009. С.76.
7 Козырев Г. И. Введение в конфликтологию.- М.: Владос, 2012. С.54.
8 Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М., 2009. Сэ53э
9 Козырев Г. И. Введение в конфликтологию.- М.: Владос, 2012. С.76.
10 . Бабосов Е.М. Социология конфликтов. Курс лекций. - Мн. 1999. С.175.
11 Конфликтология, под ред. А.С. Кармина. - СПб., 2012. С.28.
12 Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011. С.183.
13 Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011. С.78.
14 Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., 2005. С.65.
15 Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 2011. С.89.
16 Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 2011. С.83.
17 Агеев Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 2010. С.183.
Информация о работе Способы устранения конфликтов и условия их применения