Сравнительный анализ памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного и среднего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования и развития памяти, как в общем, так и у детей младшего школьного и среднего школьного возраста;
2.Провести диагностику процессов памяти у детей младшего школьного и среднего школьного возраста.

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретические основы сравнительного анализа памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста 4
1.1. Память как психический процесс 4
1.1.1.Общая характеристика памяти 4
1.1.2. Понятие и процессы памяти 7
1.1.3. Виды памяти 11
Выводы 15
1.2. Развитие детей младшего школьного и среднего школьного возраста 16
1.2.1.Особенности развития 16
1.2.2. Особенности памяти детей младшего школьного возраста и среднего школьного возраста 20
2.Эмпирическое исследование анализа памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста 23
2.1. Программа эмпирического исследования 23
2.2.Результаты исследования памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста 24
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение 33

Файлы: 1 файл

ВАЛИЕВА курсовая.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

САРАТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

 

Гуманитарный факультет

 

Кафедра педагогики и  психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

Сравнительный анализ памяти детей  младшего и среднего школьного возроста

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы

Студентка 2 курса, 5 группы Гуманитарного  факультета, направления подготовки «Психология»

_________________________И. В. Валиева

 

Руководитель курсовой работы, кандидат педагогических наук, доцент кафедры  педагогики и психологии

__________________________Т.Г. Неруш


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Саратов

2012г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости  и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть ни что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Развитие основных познавательных процессов ребенка в детстве может идти активно и пассивно, организованно и хаотично, и уровень интеллекта ребенка существенно зависит от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в образовательных учреждениях.

В младшем школьном возрасте запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения каким либо функциям, являются преимущественно непроизвольными. Но обучаясь в школе происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Возможности для улучшения  и развития памяти ребенка в младшем  школьном возрасте очень широкие. Ее совершенствование у детей может  идти сразу по нескольким направлениям.

Под влиянием новых видов  деятельности, которыми овладевает школьник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Объект исследования: дети младшего школьного и среднего школьного возраста.

Предмет исследования: сравнительный анализ памяти детей среднего школьного и младшего школьного возраста.

Цель: изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного и среднего школьного возраста.

Задачи:

  1. Изучить теоретические вопросы формирования и развития памяти, как в общем, так и у детей младшего школьного и среднего школьного возраста;

   2.Провести диагностику процессов памяти у детей младшего школьного и среднего школьного возраста.

Для  исследования сравнительного анализа памяти детей младшего школьного м среднего школьного возраста существует различное множество методик. Для данного эмпирического исследования выбраны  методики «запомни рисунки», и «выучи слова» . Исследование проводилось на базе 21 школьников Новоузенской МОУ СОШ.

 

1.Теоретические основы сравнительного анализа памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста

1.1. Память как психический процесс

1.1.1.Общая характеристика памяти

Каждое наше переживание, впечатление, движения, и реакция, остаются в нашей памяти, и каждое из них  оставляет там свой след, который  может находиться в памяти достаточно долгое время, и при определенных условиях, проявляться вновь и становиться предметом сознания. Психическое развитие возможно потому, что человек в состоянии сохранять и накапливать различную информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.[1]

Память позволяет нам держать связь с нашим прошлым настоящим и будущим. Помимо этого, память является практически самой важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе обучения и развития.

Память позволяет нам, то есть людям накапливать и впоследствии использовать наш личный жизненный опыт, в нашей памяти  хранятся знания, навыки, и опыт.

Еще одно определение  памяти: память – это основа психической деятельности, без которой невозможно понять основы формирования мышления, поведения, сознания, подсознания и т.д. Следует также отметить, что память находится на определенном уровне среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как “сквозной” процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Физиологической основой  памяти является пластичность нервной системы, которая выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет след, который изменяет дальнейший характер процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.2. Понятие и процессы памяти

 

Память — это сложный  психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие “память”.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Любой процесс, происходящий в коре мозга в результате воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя определенные следы, хотя уровень их прочности бывают различны. Лучше и быстрее всего запоминается то, что у человека вызывает жизненно важное значение: все, что связано с его целями, интересами потребностями и задачами его деятельности.

С помощью воспроизведение и узнавание, осуществляется извлечение информации из памяти. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринятого человеком ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии явлений и предметов.

Узнавание какого-то объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором уже сложилось у человека или на основе своих личных впечатлений , или на основе словесных описаний.

Еще один психический процесс, это забывание. Забывание заключается в том, что человек уже имеющуюся, воспринятую ранее информацию, не может восстановить в своей памяти. Некоторые виды кратковременного торможения являются основой забывания, которые в свою очередь мешают актуализации временных нервных связей, т.е. можно сказать происходит угасательное торможение, которое в свою очередь проявляется при отсутствии подкрепления.

В настоящее время  известны несколько факторов, влияющие на скорость протекания процессов забывания. Так например забывание протекает быстрее, если материал недостаточно ясен человеку. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал увлекателен для человека, не связан непосредственно с его практическими нуждами. Этим объясняется то, что взрослый человек лучше помнит что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а дети в частности младшие и средние школьники хорошо помнят материал, который их заинтересовывает, и быстро забывают то, что их не интересует.

Скорость забывания  также зависит от количества материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем информации или чем она труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Еще одним фактором, ускоряющим процесс забывания, является негативное влияние деятельности, следующей сразу после заучивания. Это явление называют ретроактивным торможением.

Данную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной деятельности детей. Особое внимание нужно уделить перерывам между занятиями, так же чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия, например предметы трудные для усвоения ребенка, ставить раньше, чем легкие.

Существует еще несколько факторов, которые оказывают влияющим на скорость забывания, это возраст, т.е. чем человек старше, тем хуже его функции памяти, он с трудом запоминает информацию, а процесс забывания - ускоряется. Так же есть ряд причин не являющимися среднестатистическими: умственное или физическое утомление, болезни нервной системы, сильные физические (травмы при которых человек терял сознание) и психические травмы (эмоциональные травмы),и действие посторонних раздражителей, из-за которых человеку трудно сосредоточится (раздражающие предметы или звуки.

Для уменьшения забывания  необходимо:

1. Осмысленное понимание информации (механически выученная информация не усваивается, и быстро забывается);

2. Повторение. Для запоминания какой-либо информации, необходимо повторять ее в первые несколько дней после заучивания, потому что в этот период, вероятность забывания велика.

Например: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Память, как и другие познавательные психические процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, точность воспроизведения, быстрота запечатления,.

Объем памяти — это характеристика памяти, определяющая количество информации, которая может быть извлечена из нее по прошествии определенного времени после момента запоминания. Объем кратковременной памяти равен числу Миллера — это 7 +/- 2. Это тот набор слов или количество цифр, которые среднестатистический человек способен удержать в памяти.

Точность воспроизведения – это способность человека которая позволяет ему точно сохранять, и точно воспроизводить запечатленную им информацию в памяти. Например если человек сталкивается с необходимостью решить проблему, или задачу, он обращается к той информации, которая хранится в его памяти.

 Скорость запоминания – это время, которое человек в среднем затратил на запоминание одной единицы информации. Например если человек запомнил 30 чисел за 3 минуты, то его скорость запоминания равна 6-ти секундам на одно двузначное число, которое запоминается как один образ.

 

 

 

1.1.3. Виды памяти

 

Виды памяти различают  в зависимости от того, как, что  и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится.

Отдельные виды памяти определяются в соответствии с тремя основными критериями: 1.По способу активности

                               2.По характеру психической активности, преобладающей в деятельности

                                 3.По продолжительности закрепления и сохранения материала.

Теперь рассмотрим каждый из трех критериев более подробно. По способу активности память делят  на: произвольную и непроизвольную.

Произвольная память -  ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. Эффективность произвольной памяти зависит: 1.От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

Информация о работе Сравнительный анализ памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста