Сравнительный анализ памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного и среднего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования и развития памяти, как в общем, так и у детей младшего школьного и среднего школьного возраста;
2.Провести диагностику процессов памяти у детей младшего школьного и среднего школьного возраста.

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретические основы сравнительного анализа памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста 4
1.1. Память как психический процесс 4
1.1.1.Общая характеристика памяти 4
1.1.2. Понятие и процессы памяти 7
1.1.3. Виды памяти 11
Выводы 15
1.2. Развитие детей младшего школьного и среднего школьного возраста 16
1.2.1.Особенности развития 16
1.2.2. Особенности памяти детей младшего школьного возраста и среднего школьного возраста 20
2.Эмпирическое исследование анализа памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста 23
2.1. Программа эмпирического исследования 23
2.2.Результаты исследования памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста 24
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение 33

Файлы: 1 файл

ВАЛИЕВА курсовая.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2.2. Особенности памяти детей младшего школьного возраста и среднего школьного возраста

 

Ребенок в возрасте 7 лет, пытается любым образом продемонстрировать свое мнение, избирательность, школьную жизнь, т.е. стремится показать взрослым, что он с ними наравне. Именно в этот период ребенок начинает осмысливать свое «я», свои возможности, свою индивидуальность. Память здесь не должна являться исключением из правил. Все свои возможности, и способности к запоминанию ребенок должен развивать, а родители, воспитатели, и взрослые в общем, должны ему в этом помогать. В начале обучения в школе память ребенка является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, а по мере взросления ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, в каком направлении, и как  будет развиваться память. Для ребенка 7—8 лет намного легче заучить или вызубрить какой-либо материал, нежели его осмыслить. Бывают такие ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии, нежели запоминание без него. Как правило к завершению младшего школьного возраста, а это 10-11 лет, продуктивность опосредованной памяти стабильно выше заучивания. Всё-таки, существует некоторая разница между запоминанием мальчиков и девочек. Первые более изобретательны, и успешнее овладевают запоминанием, и придумыванием, а девочки в свою очередь охотнее запоминают любой материал и умеют себя заставить это сделать, и могут настроить себя на запоминание, поэтому у девочек результаты выше, чем у мальчиков.

Объем непосредственной памяти младшего школьника колеблется около 5 единиц, но его можно увеличить вдвое, если использовать опосредованное запоминание, к примеру с помощью ассоциаций.

Известен один эксперимент с младшими школьниками, в котором испытуемому предъявлялось 15 слов, которые он мог запомнить непосредственно, но мог, при желании, воспользоваться картинками.

Были получены следующие результаты:

Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, составлять мнемический план. При  этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку удовольствие. Взрослые должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому «Почему?» и «зачем?», способствовать самостоятельному поиску ответов на все вопросы.

Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания, стимулирующую развитие памяти ребенка.

А сейчас рассмотрим особенности  памяти подростков. Память подростка может удивить силой и слабостью одновременно. Удивить силой, потому что возможности памяти в этот период принципе безграничны. Подросток может с легкостью запоминать тексты с большим объемом, стихи, и сложные математические формулы, так же мелкие детали и цифры, слова и картинки. Это происходит благодаря развитию в этом возрасте абстрактного мышления. Ребенок с радостью рассуждает на множество разных тем. Для этого рода рассуждений, нужна определенная пища, т.е. самостоятельное развитие. Пищу эту и должна поставлять сильная память.

В подростковом возрасте в 12-13 лет наступает период, когда непосредственная память и опосредованная начинают сливаться воедино, начинают функционировать в режиме взаимодействия. В результате бывает сложно разобраться, благодаря какой памяти ребенок запомнил тот или иной материал.

Количество информации, которую подросток может запомнить непроизвольно, может достигать 7—8 единиц. Нужно заметить, что объем памяти постоянно увеличивается в течение подросткового периода.

Наряду с этим, нет такого родителя или учителя, который бы не жаловался на рассеянность или плохую память ребенка в подростковом возрасте и не боролся с ней. С одной стороны, память сильна как никогда, а с другой —человек часто совершает ошибки, быстро забывает, с трудом что-то запоминает. Объяснение этому явлению довольно простое. Всему виной новые бурные переживания подростка. Сознание молодого человека полностью сконцентрировано на них. Это приводит к тому, что подросток с трудом управляет своей памятью, над ним властвуют новые появившиеся переживания. Это состояние и есть рассеянностью. При этом все то, что связано с интересами подростка, будет запоминаться им быстро, легко, точно и в большом объеме.

Среди разнообразных  методических приемов есть одно, почти  магическое, правило: чтобы у человека к чему-то возник стабильный интерес, он должен ощутить успех в этой деятельности. Человек получает удовольствие от выполнения той деятельности, которая у него получается. Занятия, которые увлекают, дают ощущения движения вперед, и уверенности в себе.

А положительные эмоции от процесса обучения в школе возможны только в том если у ребенка в достаточной степени развиты способности, необходимые для выполнения этой деятельности, в частности, способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

 

 

 

 

 

2.Эмпирическое исследование анализа памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста

2.1. Программа эмпирического исследования

 

В данной работе исследование проводилось с помощью двух методик, а именно «запомни рисунки» и «выучи слова».

Сначала дети 1 группы (младшие  школьники) методику «выучи слова», для этого они получали две инструкции, 1инструкция: «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову ряд слов, которые вы постарайтесь запомнить и, когда я кончу, сразу назовите их в том порядке, в котором они Вам вспоминаются. Внимание! Начинаем!».  Вторая инструкция предоставляется в том случае, если испытуемые назвал не все слова, тогда 2 инструкция: «Я прочитаю еще раз. Постарайтесь запомнить больше слов, и назвать их мне в любом порядке».

Затем эта же группа приступает к следующей методике «запомни рисунки»,  для нее они получают инструкцию: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся их запомнить, а потом узнать на другой картинке. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть фигур, которые ты не видел на первой картинке. Попытайся найти и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

 

 

2.2.Результаты исследования памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста

 

Методика «Выучи слова» направлена на определение динамики процесса заучивания.

Во время проведения данной методики детям предлагалось запомнить за 6 прочтений ряд знакомых и известных им слов (12 слов), после чего дети должны запомнить и произвести эти слова не меняя их форму. По результатом, т.е. по количеству названых слов ребенком, выставляются  баллы.

Результаты данной методики представлены в таблице 1, и таблице 2

Таблица 1. Результаты методики «Выучи слова» младших школьников (1 группа)

 

Испытуемый       

Количество запомненных слов

Оценка результата

Уровень развития

1 испытуемый

8 слов

6 баллов

Средний уровень

2 испытуемый

7 слов

5 баллов

Средний уровень

3 испытуемый

12 слов

10 баллов

Очень высокий уровень

4 испытуемый

6 слов

4 балла

Средний уровень

5 испытуемый

9 слов

7 баллов

Средний уровень

6 испытуемый

11 слова

9 баллов

Высокий уровень

7 испытуемый

6 слов

4 баллов

Средний уровень

8 испытуемый

3 слов

1 балл

Очень низкий уровень

9 испытуемый

5 слов

3 балла

Низкий уровень

10 испытуемый

10 слов

8 баллов

Высокий уровень

         

По приведенным данным в таблице 1, можно сказать, что  у 30 % детей уровень развития высокий  и очень высокий, это говорит  о том, что у этих детей развита  способность к заучиванию слов, следовательно  они обладают высоким уровнем  образной и слуховой памяти. У 50 % детей уровень развития – средний. А у остальных 20% из испытуемых детей уровень развития низкий и очень низкий, можно предположить, что с этими детьми не достаточно занимаются, для развития их как образной, так и слуховой памяти.

Все дети использовали все 6 попыток, но только один ребенок смог воспроизвести все слова. В ходе эксперимента было выяснено, что данный ребенок помимо школьной программы, изучает еще 2 иностранных языка, возможно, это и повлияло на его  результат.

Во время эксперимента многие дети из приведенных слов воспроизводили только первые и последние слова из этой цепочки.

У некоторых детей, в  основном с низким уровнем наблюдалось  «угадывание», эти испытуемые называли предметы своего окружения, либо предметы к которым они не равнодушны, т.е. свои любимые предметы, возможно игрушки.

Так же во время воспроизведения  слов практически все дети повторяли  уже названые слова, или искажали их, называя слова схожие по смыслу, или произношению, например вместо слова дерево называли либо определенное дерево (яблоня), либо говорили слово куст, или трава, и т.п.

Можно сказать, что во время проведения данной методики, нарушений процессов заучивания на слух у испытуемых детей не было обнаружено, большая их часть показали хороший результат.

Таблица 2. Результаты методики «Выучи слова» детей среднего школьного возраста (2 группа)

Имя ребенка       

Количество запомненных  слов

Оценка результата

Уровень развития

1 испытуемый

9 слов

7 баллов

Средний уровень

2 испытуемый

10 слов

8 баллов

Высокий уровень

3 испытуемый

11 слов

9 баллов

Высокий уровень

4 испытуемый

12 слов

10 баллов

Очень высокий уровень

5 испытуемый

8 слова

6 баллов

Средний уровень

6 испытуемый

6 слов

4 балла

Средний уровень

7 испытуемый

12 слов

10 баллов

Очень высокий уровень

8 испытуемый

11 слов

9 баллов

Высокий уровень

9 испытуемый

5 слов

3 балла

Низкий уровень

10 испытуемый

11 слов

9 баллов

Высокий уровень

11 испытуемый

10 слов

8 баллов

Высокий уровень


Из данных приведенных  в таблице 2 видно, что у 45% испытуемых уровень развития высокий, что свидетельствует о способности заучивания слов. А у 18% испытуемых уровень развития очень высокий, что говорит о развитой способности к заучивания. У 27% детей, из той же группы испытуемых, средний уровень развития, и лишь у 9% испытуемых низкий уровень развития. Следует заметить, что очень низкого уровня развития в данной группе испытуемых не наблюдается, что свидетельствует, в целом о не плохом результате данной группы.

Здесь не все испытуемые воспользовались 6 попытками, и многие показали хороший результат, что подтверждается по данным из таблицы 2.

В этой группе, как и  в предыдущей (младшие школьники), практически все дети воспроизводили с начала только первые и последние  слова, но вскоре исправлялись, и практически все называли весь ряд слов.

Так же мною были отмечены изменения слов по принципу их схожести, или по схожести назначений этих предметов. К примеру называли вместо слова  стакан – чашка, птица – воробей, или дерево – бревно, и т.п.

Можно сказать, что в среднем испытуемые этой группы показали достаточно высокий уровень своего развития, что является нормой в данном возрасте.

Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Испытуемые получают картинки в  качестве стимульного материала (см. приложение). Они получают инструкцию в которой говорится, что сначала они должны запомнить фигуры на первой картинке, а затем узнать их в расширенном перечне второй картинки.

Время экспозиции стимульного  материала составляет 30 сек. После чего первую картинку забирают из поля зрения испытуемого, и дают ему вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

При обработке результатов учитывалось количество показанных верно рисунков. В зависимости от чего испытуемому выставлялись баллы и определялся уровень развития кратковременной зрительной памяти:

Для того, чтобы методика была достоверна, изображения на рисунке должны быть максимально четкими, и яркими.

Ниже, в Таблице 3, и таблице 4 представлены результаты проведенного исследования.

Таблица 3. Результаты обследования кратковременной зрительной памяти по методике «Запомни рисунки» младших школьников.

 

Испытуемый

Количество узнанных рисунков

Время узнавания

Количество баллов

Уровень развития

1 испытуемый

         7

90сек

       8

Высокий

2 испытуемый

         5

90сек

       6

Средний

3 испытуемый

         9

62сек

       10

Очень высокий

4 испытуемый

         7

90сек

       8

Высокий

5 испытуемый

         8

90сек

       9

Высокий

6 испытуемый

         5

90сек

       6

Средний

7 испытуемый

         9

79сек

       10

Очень высокий

8 испытуемый

         4

90сек

       5

Средний

9 испытуемый

         6

90сек

       7

Средний

10 испытуемый

         8

90сек

       9

Высокий


Из таблицы 3 можно наблюдать, что  результаты группы испытуемых по данной методики показали неплохой результат, и их можно назвать хорошими. У 20% испытуемых наблюдается очень высокий уровень развития кратковременной памяти; остальная часть испытуемой группы, в равных соотношениях наблюдался высокий, и средний уровень развития, по 40%.

Большинство детей, для  того что бы запомнить фигуры, пытались вырисовывать их в воздухе, некоторые  ассоциировали их с более знакомыми  для себя предметами.

Данная методика дала возможность выявить, что зрительное узнавание, и кратковременная зрительная память у данной группы испытуемых находится на достаточно высоком  уровне.

Таблица 4. Результаты обследования кратковременной зрительной памяти по методике «Запомни рисунки» детей среднего школьного возраста.

 

Испытуемый

Количество узнанных рисунков

Время узнавания

Количество баллов

Уровень развития

1 испытуемый

         8

90сек

       9

Высокий

2 испытуемый

         9

57сек

       10

Очень высокий

3 испытуемый

         9

64сек

       10

Очень высокий

4 испытуемый

         8

90сек

       9

Высокий

5 испытуемый

         6

90сек

       7

Средний

6 испытуемый

         8

90сек

       9

Высокий

7 испытуемый

         9

47сек

       10

Очень высокий

8 испытуемый

         7

90сек

       8

Высокий

9 испытуемый

         5

90сек

       6

Средний

10 испытуемый

         9

38сек

       10

Очень высокий

11 испытуемый

         9

74сек

       10

Очень высокий



Из таблицы видно, что  у испытуемых 2 группы результаты оказались  намного лучше, чем у первой, т.к. это группа школьников старше предыдущей. У данной группы преобладает часть  детей с очень высоким уровнем  развития, а  именно 54%, также практически  все остальные дети оказались с высоким уровнем развития – 36%, и лишь у 9% в данной группе средних школьников уровень развития средний, что тоже очень не плохо.

Эта группа при запоминании  использовала не столько много приемов  запоминания, что на мой взгляд возможно было из-за стеснения, и смущения перед незнакомым человеком. Но все же было замечено, что во время запоминания многие визуально вырисовывали фигуры с первой картинки пальцем на столе, возможно многие из испытуемых второй группы тоже использовали ассоциации при работе с второй картинкой но лишь три человека проговаривали это вслух, остальные предпочитали молчать, либо не пользовались этим способом запоминания.

Результаты второй группы по методике «Запомни рисунки», оказался намного выше первой группы, в силу того что возраст детей второй группы старше на несколько лет, и в силу своего возраста, зрительное узнавание, и кратковременная зрительная память развита у них намного лучше.

Заключение

 

 

На основе изложенного  в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.

Человеческая память играет огромную роль в функционировании его психики и связана со всеми  психическими процессами. Человек лучше  запоминает то, что он может выразить словами, а не просто воспринять на слух. Еще лучше запоминается материал, являющийся результатом осмысления.

В развитии памяти человека большую роль играет период младшего школьного возраста. Для детей в этом плане очень важны слуховые, зрительные и двигательные впечатления.

Чем младше ребенок, тем  более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько иной, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.

Память ребенка особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино  слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, детали.

В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. У дошкольников преобладает наглядно-образная память. Но на протяжении дошкольного и младшего школьного периода возникает и развивается память словесно-логическая.

Основная задача взрослых, и родителей. И педагогов, - ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти у детей. Большую помощь в этом оказывают современные диагностические методики, которые позволяют определить уровень развития памяти у детей, и различные методические игры и упражнения, развивающие различные виды памяти.

В подростковом возрасте память играет важную роль. В этом возрасте ребенку приходится значительно  больше запоминать информации. Не все  способны запоминать одинаковое количество материала. Память у всех различается: у кого-то преобладает образная, у других слуховая или зрительная и т.д. В подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Все эти различия в памяти делают ее актуальной для изучения. Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001.

2.Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. 2001

4.Леонтьев А.Н. [электронный ресурс]

5.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979.

6.Выготский Л.С. Собрание сочинений.  М., 1983.

7.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2003.

8.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды с 72-75

9. Немов Р.С. Психология. [электронный ресурс]

10. Базан И. Кризис 7 лет. [электронный ресурс]

11.Крайг Г. Психология  развития. СПб: 2000

12. Кулагина И.Ю. Возростная  психология. М.: 2008

13.Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.

 

Приложение

 

Методика «Выучи слова»

Данная методика определяет динамику процесса заучивания. Испытуемому  нужно за шесть попыток выучить  наизусть ряд слов, и постараться  безошибочно его воспроизвести. Этот ряд состоит из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Информация о работе Сравнительный анализ памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста