Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:07, курсовая работа
Цель: изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного и среднего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования и развития памяти, как в общем, так и у детей младшего школьного и среднего школьного возраста;
2.Провести диагностику процессов памяти у детей младшего школьного и среднего школьного возраста.
Введение 2
1.Теоретические основы сравнительного анализа памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста 4
1.1. Память как психический процесс 4
1.1.1.Общая характеристика памяти 4
1.1.2. Понятие и процессы памяти 7
1.1.3. Виды памяти 11
Выводы 15
1.2. Развитие детей младшего школьного и среднего школьного возраста 16
1.2.1.Особенности развития 16
1.2.2. Особенности памяти детей младшего школьного возраста и среднего школьного возраста 20
2.Эмпирическое исследование анализа памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста 23
2.1. Программа эмпирического исследования 23
2.2.Результаты исследования памяти детей младшего школьного и среднего школьного возраста 24
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение 33
2.От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
- логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами;
- образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память;
- мнемотехнические приемы
запоминания (специальные прием
Непроизвольная память – это память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания.
По характеру психической активности память делят на: эмоциональную, образную, двигательную, и словесно-активную.
Эмоциональная память – эта память несет ответственность за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами, т.е. воспоминания о пережитых чувствах, таких как любовь, радость, страдания, на протяжении всей его жизни. Также можно заметить, что события, которые несут положительные эмоции, легко запоминаются индивидом, и наоборот.
Образная память – это способность человека запоминать воспринятую информацию посредством образов, звуков, запахов, вкусов, а так же представлений и переживаний. Суть данной памяти заключается в том, что воспринятая ранее информация, воспроизводится нами в форме представлений. Так же стоит отметить, что большинство исследователей в этой области, разделяют образную память на: осязательную, обонятельную, слуховую, вкусовую, и зрительную.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы или письма. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием двигательной памяти над другими. К примеру, один психолог признался, что совершенно неспособен воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу, может воспроизвести как пантомиму. К тому же можно сказать, что некоторые профессии (балерины, танцоры, акробаты) находятся в прямой зависимости от хорошей двигательной памяти, которая позволяет им с детальной точностью повторить какие-либо движения.
Словестно-логическая память - Это память на понятия, формулы, знаки, и выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической
По продолжительности запоминания и сохранения материала различают следующие виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная.
Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.
Долговременная память – это вид памяти, благодаря которому человек способен длительное время сохранять и воспроизводить полученную им информацию. В долговременной памяти, может храниться только та информация, которая когда-то находилась кратковременной памяти. В долговременную память информация попадает путем частого повторения материала, который нужно запомнить.
Оперативная память – это та часть памяти индивида, с помощью которой он анализируем поступающую информацию. Преимуществом оперативной памяти является включение анализа необходимости информации, определять, нужно ли запоминать данную информацию, или нет, а без этого не может быть никакого запоминания ни оперативного, ни долговременного. К недостаткам данной части памяти можно отнести кратковременность хранения информации. В зависимости от степени активизации и сосредоточенности человека информация хранится от 5 часов до 3-х месяцев, следовательно – в дальнейшем она забывается. Если обучение, производится только благодаря оперативной памяти, например математические операции, то постоянно возникает необходимость повторять или изучать заново эту информацию, а именно каждые 2-3 месяца.
Память в жизни человека является очень значимым психическим явлением, об этом свидетельствует тот факт, что память и психология, это науки которые можно назвать ровесницами. Аристотель, даже посвятил памяти свой тракта «О памяти и воспоминании».[5].В настоящее время памяти также уделяется особое внимание со стороны таких ученых как И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, И.П. Павлов и др. Они подчеркивали чрезвычайное значение этого явления для человека.
К изучению памяти подходят с разных точек зрения: существуют различные классификации памяти, одна из которых представлена в данной курсовой работе, но ученые пока не пришли к единому мнению.
Память это сложный психический процесс, состоящий из целого ряда операций, каждая из которых играет свою роль в функционировании памяти. Вопрос об индивидуальных особенностях развития памяти также пока остается открытым. На индивидуальную память влияет множество факторов, и деятельность памяти зависит от наследственности, степени тренированности, уровня влияния эмоционального состояния, интенсивности предъявляемых раздражителей, повторения эмоциональной окраски запоминаемого, богатства ассоциативных связей, способа запоминания, способа предъявления и распределения материала, режима питания и т.д.
Особый интерес для изучения представляют те закономерности, которым подчиняется психическая сфера.
Поступление ребенка в начальную школу, это не только переход позновательных процессов на новый уровень, но и встреча с многочисленными трудностями, которые ребенку необходимо преодолевать, а именно, это освоение школьного пространства, которое является для него новым; вхождение в новый режим дня; знакомство со своим классом, зачастую не знакомым; установление взаимоотношений с преподавателем; знакомство с множеством установок и правил, которые регламентируют поведение. Родители в свою очередь должны оказывать поддержку и помогать ребенку справится со всеми этими правилами.
Так же есть ряд благоприятных и
не благоприятных факторов влияющих
на адаптацию ребенка в школе.
Благоприятные: 1. Отсутствие конфликтов
в семье
2. Положительный статус ребенка в его классе
3. Адекватная самооценка своего положения в группе
4.Правильная методика
Неблагоприятные: 1. Неготовность ребенка к школе
Ведущей деятельностью младшего школьного возраста, становится учебная деятельность.
Учебная деятельность – это деятельность непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человеком.
Ведущая роль учебной деятельности определяет всю систему отношений ребенка с обществом. Здесь формируются личность школьника в целом, и отдельные психические качества.
Структура учебной деятельности состоит из: социальных мотивов, учебных задач, учебных действий, действий контроля, и действий оценки.
Социальные мотивы –
это то что отвечает потребностям
ребенка в взаимодействиях с др
Учебные задачи – это представление о том, что нужно освоить, и чем овладеть.
Учебные действия – это приемы учебной работы общего и предметно-специфичного характера.
Действия контроля – это указание на правильность выполнения.
Действия оценки – это действия связанные с определением того, достигнут ли результат, и насколько успешно выполнена учебная деятельность.
Основные психические
новообразования ребенка в
Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство. [7]
Младший школьный возраст, как и все возраста,
является критическим, или переломным,
периодом, который был описан в литературе
раньше остальных как кризис семи лет.
Кризис семи лет называют
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через так называемый кризис семи лет. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации.[12] Так же важно, то как ребенок переживает систему отношений, в которой он находится.
Теперь рассмотрим средний школьный возраст, т.е. подростковый возраст.
В этом возрасте подростка настигает следующий кризис – пубертатный, который иногда называют затянувшимся кризисом. Этот период связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Границы этого периода очень размыты, некоторые дети вступают в него в возрасте 11 лет, некоторые в 13 лет. Весь подростковый период, начиная с самого кризиса, чаще всего протекает очень трудно как для ребенка так и для его родителей.
Симптоматика кризиса:
отрицательное отношение к
Подростковый период – это период вырастания
из детства, переходный период от детства
к взрослости (от 10-11 до 14-15 лет.) В этом
периоде подросток начинает себя чувствовать
взрослым, и пытается сделать все окружающие
это признавали.
Основными психологическими потребностями в этом возрасте для подростка являются: 1. Стремление к независимости и самостоятельности
2. Стремление к общению со
3. стремление к признанию своих прав среди других людей
4. Стремление к эмансипации от взрослых
Чувство взрослости в этом периоде является психологическим симптомом начала подросткового возраста. Переходность подросткового возраста включает биологический аспект – это период полового созревания, которое расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты с новой силой появляются вновь.
Что касается ведущей деятельности, подросток продолжает оставаться школьником, его учебная деятельность сохраняется, но в психологическом отношении отступает на задний план. Главное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками.[8] Именно в начале этого возраста деятельность сознательного экспериментирования с собственными отношениями, и общение с другими людьми , т.е. поиски новой компании и друзей, конфликты, ссоры и примирения, все это подводит подростка к относительно самостоятельной жизни. Главная целью этого периода – это найти свое место в обществе, быть нужным, пытается реализоваться в обществе сверстников.
У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12—13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14—15 лет).
В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики.