Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:35, курсовая работа
Цель: теоретически проанализировать возможности формирования творческой самореализации учащихся в процессе обучения
Объект: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет: творческая самореализация учащихся в процессе обучения.
Задачи:
1. Проанализировать философскую, психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие самореализации личности.
3. Раскрыть сущность творческой самореализации личности.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие самореализации личности………………………………………………………………………….5
2.Сущность творческой самореализации личности…………………………………………………………………………12
3. Средства формирования творческой самореализации личности…………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………...…25
Список использованных источников………………………………………….27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие самореализации
личности…………………………………………………………
2.Сущность творческой
самореализации личности…………………
3. Средства формирования
творческой самореализации личности…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….27
Введение
В сфере образования наиболее ярко выделяют позиции субъектной значимости человека – ученика или учителя, уточняются его более активные начала, индивидуальный потенциал, резервы развития и его личный опыт и многое другое. Именно поэтому субъектные возможности и способности человека все более используются в осуществлении различных научных исследований.
Вследствие этого человек, осознавая свои реальные достижения и недостатки, испытывает потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности с помощью активной деятельности.
Знание о закономерностях осуществления развивающего влияния воспитуемого на себя преобразовалось на рубеже XX и XXI вв. как самостоятельное направление педагогической науки - педагогика саморазвития. Ключевой категорией педагогики саморазвития является творческая самореализация, а мерилом ее эффективности - достижения личности и степень удовлетворенности ими. В рамках педагогики саморазвития сформировалось понимание творческой самореализации как процесса, основывающегося на креативности субъекта в проявлении себя, предполагающего посредством приложения своих творческих сил (потенциала) создание и получение творческих продуктов деятельности и результатов, в том числе изменения в себе.
Обеспечение самореализации учащихся является одной из приоритетных педагогических задач.
Изучение зарубежных и отечественных концепций, посвященных теме актуализации личностных потенций субъекта в реально меняющихся жизненных условиях, выявило противоречие в толковании понятия "самореализация". Это обусловило необходимость уточнения сущности исследуемого феномена, выявления и обоснования педагогических условий для ее осуществления учащимся.
Формировать творческую самореализацию необходимо в современной школе, но не все учителя знают, что из себя представляет этот процесс и как это применить на практике. Из противоречия вытекает проблема нашего исследования: рассмотреть теоретические возможности формирования творческой самореализации учащихся в процессе обучения.
Цель: теоретически проанализировать возможности формирования творческой самореализации учащихся в процессе обучения
Объект: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет: творческая самореализация учащихся в процессе обучения.
Задачи:
1. Проанализировать философскую, психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие самореализации личности.
3. Раскрыть сущность творческой самореализации личности.
4. Выявить средства формирования
творческой самореализации
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1.Понятие самореализации личности
Проблема самореализации
человека как личности поднималась
на всех этапах развития общества, сегодня
она достигла наибольшей актуальности,
так как коллективный разум XXI века
возвысил человека над его индивидуальным
опытом, открыл перед ним новые
перспективы и горизонты
В последние годы исследовательский
интерес к проблеме самореализации
личности резко возрос как в отечественной,
так и зарубежной педагогике и
психологии. Изучением самореализации
личности занимались представители
различных научных школ. Однако до
сих пор не существует единой концепции
самореализации. Методологическая сторона
проблемы изучения самореализации личности
состоит в недостаточной
Отмечая полифункциональный характер исследований по проблеме самореализации, выделим специфический интерес к ней многих наук о человеке: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики и др.
И это вполне понятно, поскольку для глубокого проникновения в суть интересующей нас проблемы необходим междисциплинарный синтез знаний о человеке и его взаимодействии с окружающим миром.
Учитывая глубинные истоки возникновения данной проблемы, необходимо рассмотреть ее социально-философский аспект, предварив его психологическому и педагогическому направлениям исследования.
Идея самореализации
имеет древнюю историю в
На Западе учение о самореализации восходит к Аристотелю и отчасти к Платону, «представляя собой не только анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов самоосуществления» [27].
Проблема самореализации наиболее подробно изучена с позиции социальной философии.
Сложность рассмотрения проблемы самореализации личности, по мнению многих философов, в том, что она является междисциплинарной и межпарадигмальной проблемой. В настоящее время не существует единой парадигмы представления о самореализации личности.
Рассмотрим подробнее некоторые точки зрения.
И. Ведин говорит о самореализации как о реализации личности в мире, реализации ее творческих возможностей силами самой личности [4].
По мнению И.А. Идинова, самореализация представляет собой выделение из себя всего накопленного в процессе саморазвития (энергии, умений, навыков, способностей) самим человеком для демонстрации своего Я [8].
В продолжение исследования отметим, что в ряде работ философского содержания (М.А. Недашковской, В.И. Муляра и др.) отражена попытка создания целостной концепции самореализации как явления, связывающего индивидуальное, социальное и культурное начала в жизни конкретного человека.
По мнению В.И.
Муляра, данный процесс раскрывается через
комплекс понятий: индивидуальность, опредмечивание-
Проанализировав различные подходы к феномену самореализации в отечественной философии, мы можем выделить ключевые, объединяющие их моменты.
• Во - первых, ключевым понятием в определении самореализации является понятие сущностных сил самой личности.
Характеризуя сущностные силы личности, укажем, разделяя позицию Л.А. Цыреновой, что проблема самореализации «касается не только возможностей реализации или активизации разнообразных человеческих способностей, задатков, склонностей или социальных черт в тех или иных видах деятельности, но затрагивает сами основы индивидуального существования, предполагая смысложизненное самоопределение, отношение к миру и к самому себе» [27].
• Во-вторых, ключевым также является понятие опредмечивания (выделения, практического осуществления) сущностных сил.
Это связано, на наш взгляд, прежде всего с тем, что реализовать себя человек может только в процессе той или иной социальной деятельности.
• В-третьих, самодеятельность, так как самореализация возможна лишь тогда, когда деятельность инициируется самой личностью.
Путь от деятельности к самодеятельности и затем к самореализации в общих чертах описывается Н.Н. Михайловым. Для начала им выделяется мысль о том, что раскрытие способностей человека возможно лишь в деятельности. При этом акцентируется внимание на том, что осуществление этой деятельности должно детерминироваться не только извне (обществом, коллективом и т.д.), но и «изнутри» - потребностями самой личности. Именно в этом случае, по мнению Н.Н. Михайлова, «деятельность становится самодеятельностью», а реализация способностей личности в данной деятельности «приобретает характер самореализации» [15]. Позиция этого автора относительно самореализации личности расценивается нами как позиция реализации способностей личности, осуществляемой в ее самодеятельности.
Наиболее сложной проблемой самореализации личности является проблема сочетания внутренних стимулов и внешних условий. В связи с этим, мы рассмотрим определения самореализации, выделенные авторами в контексте освещения ее условий, что во многом способствует пониманию ее механизма.
Так, Н.Л. Кулик отмечает, что понятие «самореализация» подчеркивает определенную сторону процесса реализации возможностей, заложенных в субъектной личности, а именно — реализации их в соответствии с волей личности, а не в результате стихийного воздействия обстоятельств» [10]. Поясняя данное положение, отметим, что в деятельности человеку так или иначе приходится сталкиваться с разного рода трудностями. При этом существование одних предполагается самим человеком, другие возникают случайно, по обстоятельствам и потому не могут быть им запрограммированы заранее. Но преодоление препятствий необходимо для достижения успешного результата деятельности, что непременно требует усилий физических или умственных в зависимости от рода деятельности субъекта и сложившейся ситуации. В таком понимании проявления волевого компонента личности считаем сопутствующими успешной самореализации человека.
Таким образом, представленный анализ по проблеме самореализации в ее социально-философском понимании дает нам не только сведения об уровне ее разработанности на сегодняшний день, но и делает возможным ее рассмотрение в онтогенезе, что непременно является базой для психологических и педагогических исследований.
Для целостного освещения интересующей нас проблемы представим ее в психологическом аспекте изучения.
Представления о самореализации в зарубежной и отечественной психологии различны. В зарубежных психологических теориях понятие самореализации рассматривается в аспекте гуманистического познания.
Понятие самореализации начал использовать в своих работах А. Адлер. По Адлеру, люди, прежде всего, стремятся к превосходству, что есть фундаментальный закон человеческой жизни. Такое стремление А. Адлер считал врожденным, потому что это и есть сама жизнь. Иными словами «это нечто, без чего жизнь человека невозможно представить» [2]. А. Адлер делает акцент на социальных детерминантах личности, рассматривая индивида как творческое и самоопределяющееся целое, с учетом его индивидуальной субъективности. Адлер не давал собственного определения самореализации, ограничиваясь философским подходом, но признавал, что человек обладает самосознанием и способен планировать свои действия, управлять ими, осознавая значение собственных действий для собственной самореализации. По А. Адлеру, человек сам творит свою личность. Обладая креативным Я, он сам ставит перед собой цель и определяет пути ее достижения.
Понятие самореализации (чаще самоактуализации) используется и в работах таких зарубежных психологов, как К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу. Они, как и А. Адлер, опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ данных психологических теорий позволяет выделить ряд сущностных особенностей, вкладываемых в понятие самореализации, и получить представление о возможных движущих силах.
Представления о самореализации содержатся в работах Э. Фромма. По его мнению, самореализация присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности. «Понимание человеческой души должно основываться на понимании человеческих потребностей, вырастающих из условий существования» [26]. В качестве таких потребностей Э. Фромм называет: потребность в установлении связей, в трансцендентности, в корнях, в идентичности, в системе ориентации.
Всестороннее описание данного процесса представлено в работах А. Маслоу. Он соединил все, что было позитивного, с его точки зрения, в бихевиоризме и психоанализе, и сделал акцент на положительном в человеке, на уникальности каждой личности: «...научиться высвобождать подавленное, познать собственное «Я», прислушиваться к «голосу импульса», раскрывать свою величественную природу, достигать понимания, проникновения, постигать истину» - в этом состоит процесс актуализации в понимании А. Маслоу [14].
Все теории зарубежных психологов, основанные на гуманистическом подходе, носят описательный характер. Всем им свойственно понимание самореализации (самоактуализации) как врожденного свойства человека.
Информация о работе Средства формирования творческой самореализации личности