Средства формирования творческой самореализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически проанализировать возможности формирования творческой самореализации учащихся в процессе обучения
Объект: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет: творческая самореализация учащихся в процессе обучения.
Задачи:
1. Проанализировать философскую, психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие самореализации личности.
3. Раскрыть сущность творческой самореализации личности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие самореализации личности………………………………………………………………………….5
2.Сущность творческой самореализации личности…………………………………………………………………………12
3. Средства формирования творческой самореализации личности…………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………...…25
Список использованных источников………………………………………….27

Файлы: 1 файл

курсовая_Жернакова.docx

— 58.97 Кб (Скачать файл)

В выводах, полученных гуманистическими психологами, значимыми  для нашего исследования являются, в первую очередь, опора на природные  особенности и индивидуальность человека с учетом его внутренних потребностей и ценностных ориентиров, а также ориентация на идеи развития личности и ее потенциала.

В отечественной  психологической литературе термин «самореализация» начал употребляться сравнительно недавно. «Можно больше говорить об истоках понятия самореализации, чем о стройной теории» [9].

Интересным для  нашего исследования является представление  и описание самореализации человека в работах С.Л. Рубинштейна. Сущностную сторону процесса мы просматриваем в следующих рассуждениях: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проверяется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть». По мнению С.Л. Рубинштейна, «самореализация - это один из важнейших мотивов человеческой деятельности, стремление «испытать и выявить свои силы и способности» [19].Мы разделяем точку зрения исследователя на то, что данный мотив выступает чаще всего сопутствующим в деятельности, ведущей к самореализации, но не сводится только к нему.

Наиболее близко нашему пониманию определение самореализации как процесса, как механизма развития личности, данное исследователем Е.И. Горячевой: "Самореализация означает процесс перехода потенциальных способностей в актуальные, он включает в себя содержательный и процессуальный компоненты»[6].

Таким образом, анализ работ социально-философского и  психологического содержания отражает многообразие точек зрения на самореализацию человека и показывает возможность осуществления подхода, предусматривающего их использование в сочетании. Он позволяет нам сформулировать содержание интересующей нас проблемы на стыке социализации и индивидуализации человека, рассмотрение которых следует осуществлять то в их единстве, то в сопоставлении друг с другом. Все это характеризует самореализацию человека как явление сложное и многогранное, что и найдет свое отражение в дальнейшем анализе работ педагогического содержания.

Несмотря на то, что для педагогики интересующая нас проблема относительно нова, термин «самореализация» присутствует во многих современных педагогических исследованиях (Т. И. Барышниковой, Н.В. Борисовой, Л.Н. Дроздиковой, Е.А. Никитиной и др.). При этом считаем необходимым заметить, что в большинстве из них его содержание не раскрывается и зачастую используется как «само собой разумеющееся» понятие. В таких случаях упоминание термина находим вспомогательным, сопутствующим исследованию отдельных вопросов педагогики, хотя и в этой ситуации, по нашему мнению, его использование должно быть обоснованным.

Итак, самореализация - понятие, характеризующее сугубо индивидуальный процесс:

  • осуществляемый личностью «изнутри» «во вне»;
  • инициируемый внутренней потребностью личности;
  • проявляющийся в деятельности;
  • высвечивающий взаимодействие человека с окружающим миром;
  • имеющий не только видимый, внешне - событийный план, но и его внутренне - смысловую основу;
  • содержащий свою первооснову в потенциале личности, ее сущностных силах;
  • отслеживаемый и оцениваемый самой личностью в динамике его проявления.

 

 

2. Сущность творческой  самореализации личности

 

Творчество является атрибутом  человеческой деятельности, её необходимым, существенным, неотъемлемым свойством. Оно предопределило возникновение  человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса  материального и духовного производства.

Творчество является высшей формой активности и самостоятельной  деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение  в сочетании с критическим  отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой  задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Творчество - это исторически  эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах  деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются  историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения  новых вершин.

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более  прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы  человеческих возможностей.

В основе творчества лежит  принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического  преобразования человеком окружающего  мира в принципе обусловливает и  формирование самого человека.

Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа  основ творчества.

В настоящее время понятие  «творчество» все чаще включается в  педагогическую терминологию, а вместе с ним и достаточно близкие  по значению, но разные по некоторым  оттенкам понятия эвристичность.

«Эвристика (греч. heurisko - отыскиваю, открываю) - наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении Назначением эвристики является построение моделей процесса решения новой задачи» [25]. Следовательно, под эвристичностью понимается оригинальность - отличие от общепринятого, стереотипного; творческая продуктивность - количество идей, суждений умозаключений в результате деятельности; гибкость и широта творческого мышления - разнообразие творческих подходов и способов творческого самовыражения, широта используемых областей человеческих знаний, а также способность организовать собственную познавательную деятельность и рефлексировать творческий процесс [20]. В каждом из вышеозначенных определений, одним из ключевых является понятие «творчество», то есть деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Творческая деятельность предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Творческий потенциал  заложен в человеке генетически, биологически, иначе человек бы не выжил, не сохранился как биологический  вид. В течение XX века психологами  и педагогами обсуждается вопрос о возможности актуализации и  реализации творческого потенциала, развитии самореализующейся творческой личности, о создании образовательных моделей развития творчества.

Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего  мира человека, его креативных, когнитивных, организационно-деятельностных и методологических качеств, а творческой продукцией выступают: во-первых, материализированные результаты деятельности студента в виде оригинальной идеи, сценария и т.п.; во-вторых, изменения личных качеств студента, естественно развивающихся в процессе профессиональной подготовки.

Культурный аспект педагогики самореализации личности раскрывает В.П. Лаврентьев, перспективно выделяя последнюю  как новую научно-практическую дисциплину. Наше внимание акцентируется на следующей  его мысли: «Педагогика, выступая частью культуры, определяет предметом своей  деятельности образование, воспитание и развитие личности средствами культуры, которые использует другая личность - учитель, воспитатель, помощник, а  культурология рассматривает духовные достижения людей как самоценность, передаваемую из поколения в поколение мудреющим и совершенствующимся человечеством» [11]. При этом личностное «само», к которому должна стремиться всякая педагогика, как считает этот автор, обозначена им сверхцелью науки педагогики. Поскольку, по его мнению, самореализация «я» - личности средствами самообразования (самообучения), самовоспитания (самоформирования), саморазвития (саморегулирования) является сверхцелью движения личности и общества в сторону их самосовершенствования.

Особый интерес и внимание вызывает технология саморазвивающего обучения, предложенная Германом Константиновичем Селевко. Опираясь на основные положения этой технологии, можно организовать деятельность человека не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

- в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

- в самовыражении (общение,  творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

- в защищенности (самоопределение,  профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

- в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы) [20].

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью  развить способности ребенка. Поэтому, если  в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной  личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

-формировать у детей способности  самостоятельно мыслить, добывать  и применять знания;

-развивать познавательную, исследовательскую  и творческую деятельность;

-находить нестандартные решения  любых  возникающих проблем;

-воспитывать интерес к участию  в творческой деятельности.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые  ставит перед собой современный  педагог, - это развитие творческих способностей ученика.

Учебно-исследовательская деятельность школьнико - это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствует формированию новых знаний.

Для того чтобы ребенок хотел  активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна  помощь учителя, который заметит  творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности [23].

Категория «творческая самореализация», по утверждению В.И. Андреева, является одним из элементов творческого  саморазвития личности. «Наши исследования показывают, что процесс творческого саморазвития личности включает довольно таки обширное число «самости»: самопознание, самоанализ, самонаблюдение, саморегулирование, самодеятельность, самоактуализация, самоуправление, самосовершенствование и др. Перечень процессов «самости» можно было бы продолжить... Анализ и обобщение процессов «самости» в более крупные структурные единицы привели нас к выводу, что в качестве наиболее значимых системообразующих элементов «самости» можно выделить пять: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самореализация, самосовершенствование» [20].

Анализируя и  обобщая различные аспекты и  особенности творческой самореализации, В.И. Андреев делает два важных вывода: «Во-первых, творческая самореализация - это процесс осуществления творческих замыслов для достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем (творческих задач), позволяющих личности максимально полно реализовать свой творческий потенциал.

Другой, не менее важный аспект рассмотрения творческой самореализации - это личностный подход к анализу тех способностей, которые позволяют личности максимально полно мобилизоваться и реализовать себя в соответствующем виде деятельности. Поэтому, мы вправе говорить о наличии у конкретно взятой личности того или иного уровня способностей к творческой самореализации» [20].

Таким образом, творческая самореализация учащихся в процессе обучения - это самоорганизованное и рефлексивное учение на основе интеллектуальной и практически действенной инициативы, результатом которого является удовлетворенность продуктами собственной учебной деятельности.

3. Средства формирования  творческой самореализации личности

 

Сегодня очень важна готовность человека, действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовывать) свои возможности [22].

В качестве средства развития самореализации могут выступать  творческие задания, позволяющие выработать необходимые навыки для дальнейшего  самостоятельного пополнения своих  знаний и опыта путем самообразования  и саморазвития. В процессе выполнения таких заданий одни учащиеся приобретают  знания и умения творчески решать поставленные преподавателем задачи, другие продолжают этот процесс, используя  умения и навыки на других занятиях. Третьи, открыв в себе новые возможности, самореализуются в различных  видах деятельности.

Информация о работе Средства формирования творческой самореализации личности