Средства формирования творческой самореализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически проанализировать возможности формирования творческой самореализации учащихся в процессе обучения
Объект: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет: творческая самореализация учащихся в процессе обучения.
Задачи:
1. Проанализировать философскую, психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие самореализации личности.
3. Раскрыть сущность творческой самореализации личности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие самореализации личности………………………………………………………………………….5
2.Сущность творческой самореализации личности…………………………………………………………………………12
3. Средства формирования творческой самореализации личности…………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………...…25
Список использованных источников………………………………………….27

Файлы: 1 файл

курсовая_Жернакова.docx

— 58.97 Кб (Скачать файл)

И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие  от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти  способ решения, применить знания в  новых условиях, создать нечто  субъективно (иногда и объективно) новое» [5].

Для формирования творческой самореализации учащихся мы считаем целесообразным выделить следующие  творческие задания.

Задания на актуализацию субъектного опыта

Образовательный процесс не есть беспристрастное  познание. Это субъектно-значимое постижение мира, наполненного для обучаемого личностным смыслом, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса.

По мнению А.К.Осницкого, субъектный опыт - это активная, целенаправленная и конструктивная позиция человека в повседневной жизнедеятельности и перспективе его развития [18]. Субъектный опыт дает возможность взаимодействовать человеку с окружающим миром в той степени, в которой он владеет способами и средствами взаимодействия, т.е. разнообразием и богатством субъектного опыта [18]. Поскольку самореализация как актуализация потенциальных возможностей личности протекает в ходе взаимодействия человека с миром, то продуктивность этого взаимодействия будет непосредственно сказываться на уровне самореализации.

Поскольку в существующих традициях обучение направлялось на отрицание субъектного опыта как несовершенного, несущественного, отягощенного случайностями, ненаучными представлениями, то он либо игнорировался, либо нивелировался, либо насильственно переделывался. В понимании Л.В. Цуриковой, образовательный процесс представляет собой своеобразную встречу задаваемого в виде социокультурных образцов общественно-исторического опыта с индивидуальным, данным в жизнедеятельности каждого субъекта. Соотношение задаваемого и данного опыта носит динамичный характер, требует внимательного анализа их содержания. В содержание субъектного опыта входят: предметы (предметы познания и деятельности), представления, понятия; операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); эмоциональные коды (личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы).

Все эти составляющие могут быть представлены по-разному, но обязательно во взаимосвязи. Структура субъектного опыта определяется соотношением входящих в него элементов, их иерархией. Функции субъектного опыта в познании состоят в том, что с позиции этого опыта, через своеобразную избирательность упорядочивается восприятие информации, обеспечивается индивидуальное видение мира.

В субъектном опыте  отражаются: биография личности, различные  влияния (семейные, национальные, социокультурные), результаты ее повседневной жизнедеятельности и реального взаимоотношения с окружающим миром, что делает процесс познания личностно-значимым постижением этого мира. В субъектном опыте фиксируется ценностное отношение к миру, и как всякое отношение оно всегда имеет эмоциональную окрашенность. Проектирование этих процессов требует его выявления и учета, поскольку в нем фиксируется не только инструментальное содержание деятельности каждого студента, но и опыт эмоциональной жизни, который нельзя усвоить, его надо прожить. Таким образом, процесс обучения предстает как своеобразная встреча стереотипного социального опыта с неповторимым индивидуальным. Последний образуется на пересечении процессов усвоения предписываемых типовых стандартов жизнедеятельности и складывающихся индивидуальных способов интеграции в социальные и природные системы.

В структуре субъектного  опыта меняется соотношение типовых  компонентов поведения и мышления, задаваемых сообществом в виде социокультурных эталонов и индивидуальных способов жизнедеятельности, приобретаемых и реализуемых в познании, общении, активных формах отношения к окружающей социальной и природной действительности. Следовательно, процесс обучения должен быть ориентирован на сопровождение обучающихся в процессе становления собственного опыта, отвечающего возможностям и устремлениям личности в ее самореализации, в освоении стремительно меняющейся ситуации общественного развития. Создание специальных условий и оказание необходимой помощи в реализации обучающимся свободного и ответственного выбора такого опыта становится основной функцией работы учителя.

Исследовательско-творческие задания

Исследовательская задача - это творческая задача, для решения  которой необходимо выполнить одну или несколько исследовательских  операций.

Исследовательские задания  – задания, предполагающие следующие  этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор действий для исследования и  практическое овладение ими, наблюдение и сбор собственного материала, затем  его анализ, обобщение и собственный  вывод [21].

Творческие задания  мотивирующего характера

Эти задания должны содержать  некую практическую или личностную значимость для ученика, чтобы его  деятельность в ходе выполнения была мотивированной.

По нарастанию сложности  предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных действий, по способам самовыражения, степени самодеятельности при их выполнении, необходимым временным  затратам нами определены типы заданий, направленные на развитие самореализации.

  • Задания с элементами творчества – требующие проявления самостоятельности в знакомой ситуации, выполнении деятельности на основе алгоритма, направленные на усвоение знаний  и способов деятельности.
  • Продуктивные задания – требующие проявления инициативности, самостоятельности при применении знаний в новой ситуации, способствующие приобретению и накоплению опыта самодеятельности.
  • Истинно творческие задания – требующие проявления высшего уровня самодеятельности, создания новых продуктов способов деятельности.

В соответствии с процедурами  творческой деятельности нами были определены виды творческих заданий, направленные на развитие самореализации учащихся.

  1. Задания с элементами творчества (задание на познание и усвоение)
  2. Продуктивные задания (задания на преобразования, разработку и исследовательские задания)
  3. Истинно творческие задания (задание на проектирование и на создание)

Каждый вид творческих заданий актуализирует одновременно несколько качеств самореализующейся  личности. Задания на познание и  освоение в большей степени актуализируют  самостоятельность, ответственность, организованность учащихся. Развитию целеустремленности и инициативности в большей степени способствуют задания на преобразование, разработку и исследование. На формирование творческого отношения к деятельности направлены задания на проектирование и создание объектов, ситуаций и явлений.

Таким образом, осуществление  деятельности на основе творческих заданий  приводит к качественному изменению  ее самой: из репродуктивной она превращается в продуктивную и творческую. По мере приобретения учащимися умений организаций и осуществления деятельности педагог увеличивает долю опосредованного руководства, благодаря чему возрастает доля самостоятельности, инициативы, творчества учащихся, создаются условия для самореализации, становления творческой личности [7].

Рассмотрим еще одно немаловажное средство в формировании самореализации учащихся в процессе обучения –  педагогически комфортную среду.

Понятие «педагогически комфортная среда» должно, на наш взгляд, анализироваться  с точки зрения ее родовых понятий: среда, образовательная среда, комфорт, благоприятный климат. Несмотря на необычайно широкое употребление понятия  «среда», оно не имеет единого  значения. Исследователи используют ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда». (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, С.Т. Ясвин и др).

В современной версии энциклопедического словаря среда это совокупность внешних условий, в которых совершается  какой–либо процесс 

[3, C.548].

Неоднородность понимания  среды все же имеет некоторую  общность. Среда рассматривается  как объединяющее начало развития, как то, что раскрывает связи с  другими участниками общественной жизни и определяют сущность отношений.

В исследованиях часто  перекликаются понятия «психологически  безопасная образовательная среда» и «педагогически комфортная». В  исследованиях О.Е. Лебедева относительно того, какой должна быть хорошая школа,  говорится, что хорошая школа обладает признаком безопасности (школа без опасности насилия, унижения, оскорбления).

В целях уточнения понятия  «педагогически комфортная среда» укажем, что понятие «комфорт» рассматривается  как удобная обстановка в самом  общем толковании. В соотношении  с педагогическим понятием это, на наш  взгляд, благоприятные условия для  развития и формирования личности. С этих позиций исследователи  в педагогике обращаются к раскрытию  понятия «комфортная среда». Так, Т.Ф. Лошакова, разрабатывая модель комфортной среды, трактует понятие комфортной среды как совокупность условий, определяющих благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников образовательного процесса [12].

Можно сказать, что под  комфортной средой «скрывается» понятие  «психологический климат», что дает возможность охарактеризовать педагогически  комфортную среду как эмоционально тонические положительные состояния  каждого участника образовательной  среды и взаимоотношения между  ними и как указывал А.Н. Лутошкин, в качестве составной психологического климата является педагогическое благополучие [13].

Нам близка позиция В.И. Слободчикова, который в контексте психологического климата, благоприятных условий развития личности вводит категорию «событийность общности» как целостно – смысловое объединение людей, создающее условия как для развития предметной деятельности, целостно – мотивационной среды, та и для индивидуальных способностей. С – бытийная сущность предполагает наличие соучастников, самостоятельно и ответственно строящих свою собственную деятельность. По мнению исследователя, среда, понимаемая как совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка, «для образования … есть нечто однозначное и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают ею проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения» [24].

На наш взгляд, в данном определении образовательная среда  вписывается в механизмы развития ребенка, определяя тем самым  целевое и функциональное ее назначение, с другой стороны – выделяет ее истоки в предметности культуры и  общества. Эти два «полюса» в их взаимодополнительности  как раз  и задают границы содержания педагогически  комфортной среды. Таким образом, мы можем обозначить педагогически  комфортную среду как психолого–педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для благоприятного протекания процесса самореализации ребенка, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно – предметное окружение, при этом взаимоотношения между участниками образовательного процесса приобретают характер взаимного обогащения.

Образовательная среда тогда  считается педагогически комфортной, когда в ней проявляются искренние  проявления любви к детям, эмпатии, терпимости, где ученики свободны в реализации своих возможностей и интересов. В педагогически комфортной среде рождается взаимопонимание, которое подвигает учителя к пониманию ценности личности ученика и его успеха. Педагогически комфортная воспитательная среда тогда налицо, когда создаются условия для развития детей, повышается значение личных творческих побед каждого ученика или участника образовательного процесса [1].

Принципы построения педагогически  комфортной среды:

  • Личностно-ориентированный характер обучения - организация образовательного процесса таким образом, чтобы каждый ученик занимал в нем субъектную позицию.
  • Персонально ориентированное обучение, когда содержательную основу образовательного процесса составляет деятельность, построенная на признании уникальности личности ученика [17].

Таким образом, одними из основных средств формирования творческой самореализации учащихся являются творческие задания  и педагогически комфортная среда. Творческие задания – это задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти  способ решения, применить знания в  новых условиях, создать нечто  субъективно (иногда и объективно) новое. Педагогически комфортная среда  – это совокупность условий, определяющих благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников образовательного процесса и, соответственно, для их творческой самореализации.

 

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим  выводам.

Информация о работе Средства формирования творческой самореализации личности