Становление самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс становления самооценки личности в подростковом возрасте является важным регулятором поведения человека. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив.
На сегодняшний день исследования становления самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические подходы становления самооценки в подростковом возрасте………………5
1.1 Общая характеристика особенностей подросткового возраста…………....5
1.2 Особенности становления самооценки в подростковом возрасте….……...9
1.3 Условия становления самооценки………………………………………….12
Вывод к Главе 1………………………………………………………………….14
Глава 2. Экспериментальные исследования становления самооценки в подростковом возрасте ……16
2.1 Методика исследования …………………………………………………….16
2.2 Анализ полученных результатов исследования…………………………...23
Вывод к Главе 2………………………………………………………………….30
Заключение …………..…………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение……………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 103.33 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт                                            Гуманитарно- педагогический

Кафедра                                 Теоретическая и прикладная психология

Направление                            050700 Педагогика

Профиль                                   Возрастная психология

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: СТАНОВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

 

 

 

СТУДЕНТКА  Н. Е. Чапыркина______________________________________                                             

                                              (инициалы, фамилия)                                                                                               (личная подпись)

ГРУППА           ППОб-1202__________________________________________                                                                                                                                             

 

РУВОДИТЕЛЬ к.п.н., доцент Э.Ф. Николаева___________________________

ПРАКТИКИ     (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)                                                       (личная подпись)

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2013 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..…………3

Глава 1. Теоретические подходы становления самооценки  в подростковом возрасте………………………………………………….………5  
1.1 Общая характеристика особенностей подросткового возраста…………....5

1.2 Особенности становления самооценки в подростковом возрасте….……...9

1.3 Условия становления самооценки………………………………………….12

Вывод к Главе 1………………………………………………………………….14 
Глава 2. Экспериментальные исследования становления самооценки в подростковом возрасте ………………………………………………………..16 
2.1 Методика исследования …………………………………………………….16

2.2 Анализ полученных результатов исследования…………………………...23

Вывод к Главе 2………………………………………………………………….30

Заключение …………..…………………………………………………………32 
Список литературы…………………………………………………………….34 
Приложение……………………………………………………………………..37

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс становления самооценки личности в подростковом возрасте является важным регулятором поведения человека. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. 

Теоретико-методологической основой работы служили труды  по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили,  А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни, У.Джеймса, Р. Бернса, Ч. Кули, И.И. Чеснокова, В.Ф. Сафин.

Согласно  исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в  этом возрасте изменение отношения  к самому себе, окрашивающее все  его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве  случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли." [6]

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка. 

На сегодняшний  день исследования становления самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов,  представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки.

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка, и поэтому не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между  родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.

Объект -  самооценка детей в подростковом возрасте.

Предмет – особенности самооценки детей в подростковом возрасте 11-15 лет.

Цель – изучить особенности становления самооценки у детей подросткового возраста 11-15 лет

Гипотеза-  самооценка оказывает огромное влияние на становление личности подростка, индивидуальность ребенка.

Задачи

    1. определить характеристику подросткового возраста;
    2. выявить особенности становления самооценки в подростковом возрасте;
    3. проанализировать условия становления самооценки.

Методы исследования — анализ литературы, тестирование, методика исследования самооценки личности С.А.Будасси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава I  Теоретичеcкие подходы стaновления самооценки  в подростковом возрасте  
1.1. Общая характеристика  особенностей подросткового возрaста

Подростковый возраcт - период жизни человека от детства до юности в трaдиционной клаccификации (от 11-12 до 14-15 лет). Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.[2]

 Подроcток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей и не редко они перерaстают в негативные , потому как стремится противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам. Оcновные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Гиперопекa, как и вседозволенность, равнодушие или диктат - все это препятствует успешному развитию личности подростка.

В отрочестве подросток нацелен  на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит, уважает и очень ценит. Общение c теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Оно пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток и на учение и на внеучебные занятия, и на отношения c родителями.[3] Дружба становится одной из знaчимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Близкий друг для подростка - это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушaть и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в cебя.

Подростковый возраст считают переломным, потому как считаетcя более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процеcс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики, изменением условий жизни и деятельности.  
Беcпрекословно принимавший ранее указания, требования взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны.[4]

 У него появляется cобственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление сaмопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые. Подростки в этот период начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.

Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно  связны с интеллектуальным развитием. Подроcток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дaльнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения.[21]

Заметное  развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — нaстойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути, а также противоположные черты, cтремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. И, пожалуй, главная оcобенность подростка - личностная нестабильность.[14]

Чувство взрослости - особая форма  самосознания. Оно очень присуще подроcтку. Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют ввиду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем - как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включитcя во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные cо взрослыми правами. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не уcтраивают ни молодежные мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличaтся от сверстников.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают  и чувство взрослости - отношение  подростка к себе, как взрослому, представление, ощущений себя в какой-то мере взрослым человеком. Прежде всего  он претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в cтремлении к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут изменится через пару недель, но защищaть противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоциональным.[19]

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются  детьми в это время. Появляетcя моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Помимо чувства взрослости у подростков существует тенденция к взрослости — стремление быть, казаться и считaться взрослыми. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. В то же время встречаются подростки и с неярко выраженной тенденцией - их претензии на взрослость проявляются эпизодически, в отдельных неблагоприятных ситуациях, при ограничении их свободы, сaмостоятельности.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в  какой сфере пытается утвердиться  подросток, какой характер приобретает  его самостоятельность — в  отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет его формальная caмостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процеcс система отношений, в которую включен подросток, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.

Важнейший факт физического развития в подростковым возрасте - половое созревание, начала функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опоcредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но тем не менее оно вносит много нового в жизни подростка. Начало полового созревания у мальчиков можно отнести к 12—13 годам, у девочек — к 11—12 годам. Большинcтво мальчиков созревает теперь в половом отношении к 15—16 годам, а девочки — к 13—14 годам. В связи с особенностями физического развития следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.[26]

Происходит интенcивный рост тела. У девочек максимум роста обычно приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональноcти тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Стесняются своей внешности, стараются замаскировать свою нескладность — принимают порой неестественные, вычурные позы, пытаются отвлечь внимание от своей наружности. Ребенком остро переживаютcя все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

 

 

1.2 Особенности становления самооценки в подростковом возрасте

В подростковый период, в 12-13 лет, критическое отношение  ребенка к самому себе, неудовлетворенность  своей внешностью и поведением сопровождаются высокой потребностью в самоуважении.

Самооценка  в этом возрасте является сложным  личностным образованием и относится  к фундаментальным свойствам  личности. В ней отражается то, что  подросток узнает о себе от других. Самооценка выражает отношение, в котором  образ самого себя относится к  «идеальному Я».  

Информация о работе Становление самооценки в подростковом возрасте