Становление самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс становления самооценки личности в подростковом возрасте является важным регулятором поведения человека. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив.
На сегодняшний день исследования становления самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические подходы становления самооценки в подростковом возрасте………………5
1.1 Общая характеристика особенностей подросткового возраста…………....5
1.2 Особенности становления самооценки в подростковом возрасте….……...9
1.3 Условия становления самооценки………………………………………….12
Вывод к Главе 1………………………………………………………………….14
Глава 2. Экспериментальные исследования становления самооценки в подростковом возрасте ……16
2.1 Методика исследования …………………………………………………….16
2.2 Анализ полученных результатов исследования…………………………...23
Вывод к Главе 2………………………………………………………………….30
Заключение …………..…………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение……………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 103.33 Кб (Скачать файл)

Соотношение между "Я - реальным" и "Я - идеальным" и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке. Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. [22]

Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную - соответствующую/несоответствующую  реальным достижениям и потенциальным  возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому. [27]

В случае неадекватной самооценки человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в  конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности.[20] Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей. Способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой лучше учатся, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Такие дети имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Адекватная самооценка является высшей стадией развития самооценки и характерна для взрослого человека.

Неадекватная  самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях  – производственных, бытовых и  других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки. [28]

Неaдекватную самооценку разделяют на заниженную и завышенную. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать. Это происходит, когда придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях. Проявляет достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. При заниженной самооценке человек  склонен недооценивать себя, робеть и проявлять неуверенность в принятии решений. Подвержен депрессивным тенденциям.[1] Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.

Объясняя причины рaзвития у человека заниженной или завышенной самооценки, выявляют два типа поведения (мотивации) - стремление к успеху и избегание неудачи. Если человек придерживается первого типа, он настроен более позитивно. Человек, исходящий из второго типа, менее склонен к риску и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам.

Зaвышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными, потому что имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как высокомерие, безынициативность, трудность общения с другими.[18]

Самооценка подростков функционирует  в двух основных формах – общая  и частная (парциальная, или конкретная). Частная самооценка формируется  на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких  элементов, как Я - идеальное, рефлексия, целеобразование. Я - идеальное субъекта, являясь одним из компонентов психологической структуры самооценки, служит источником формирования ценностных ориентаций.

Таким образом, caмооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих поступков, мотивов и целей, своего поведения, своих умственных способностей и физических сил, а также отношения к окружающему, к другим людям, самому себе. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. [29]

 

 

1.3 Условия становления  самооценки

На основе современных научных знаний можно  с уверенностью утверждать, что связь  между успеваемостью школьников и их представлениями о своих  способностях носит характер взаимовлияния. Учебные успехи, учительские оценки влияют на самооценку, повышая ее. Но и самооценка в свою очередь повышает вероятность успеха благодаря уверенности  ребенка в своих силах. 

Влияние родителей  на самооценку подростка заметно  снижается и повышается влияние  сверстников. Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где  они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти  так же часто, как и ответ «среди друзей». 

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников  и взрослых, перед ними впервые  остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

По мере взросления первоначально  глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных  социальных ситуациях, а затем и  частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности  осознания подростками собственных  достоинств и недостатков, наблюдается  тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем - черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.[15]

Существуют два выделенных вида стиля общения, симметричный и асимметричный, различным образом влияют на самооценку подростков. Симметричный стиль предполагает общение членов семьи на партнерских  началах. Такое общение способствует формированию у ребенка самоуважения. Асимметричный стиль общения  в семье предполагает ограничение  участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет  в дальнейшем к формированию у  него неблагоприятного отношения к  самому себе.[17] 

Существуют  способы повышения самооценки человека.

Родители  не должны превращать всю жизнь ребенка  в «скачки» для удовлетворения своих  высоких родительских амбиций. Делать все, что от них зависит, чтобы подросток не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял себя напоказ. Стараться найти взаимопонимание со своими детьми. Быть как вдохновителем, так и подавлять своего ребенка. Не бояться признавать, что у них есть чему учиться у собственных детей. 

Рекомендации  подросткам с заниженной самооценкой.

Подросткам  нужно твердо знать, чего они хотят  добиться в жизни. Чтобы добиться желаемого результата, нужно для  себя достаточно четко его сформулировать. Очень важно найти и выполнить  любимую работу. Так же необходимо чтобы намерения были ясны. Важнейшим  шагом к успеху является планирование. Это касается определения как перспективных целей, так и ближайших.

Следует вообразить желаемый результат. Подтверждено практикой, что человек способен создать  все, что способен вообразить. Сформулировать сильную мотивацию достижения желаемого  результата. Мотив - это то, что вызывает активность, побуждает человека к  деятельности. Зарождение и формирование мотивации происходит в процессе взвешивания положительного и отрицательного в том или ином действии или  поступке. 

Следует быть уверенным в себе. Важную роль в  зарождении уверенности в себе играет самовнушение. Для закрепления чувства  уверенности в себе важно не столько вызвать приятные, позитивные переживания по поводу уверенности в своих силах, сколько удержать их.  И самое главное- нужно овладеть умением преуспевать с радостью и ощущением счастья.[16]

Способы изменения  самооценки в подростковом возрасте.

  • Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. 
  • Относитесь к людям так, как они этого заслуживают. 
  • Относитесь к себе с уважением. Любите себя. Любите других. 
  • Начинайте принимать решения самостоятельно. 
  • Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. 
  • Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. 
  • Считайте себя удачливым. Верьте в себя. 
  • Не уклоняйтесь от принятия решений. 
  • Считайте все достижимым. 
  • Доводите начатое дело до конца. 
  • Рассматривайте все события как благоприятные. 
  • Не делитесь ни с кем сокровенным. 
  • Будьте терпеливыми.
  • Внушайте себе приятные мысли по отношению к себе и другим. 
  • Никогда не говорите о себе плохо. 
  • Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества, предметом обсуждения могут быть только ваши действия.

 

 

Вывод к Главе 1

 Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивания, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и с усилением их побудительно-мотивационной роли. К началу подросткового возраста роль самооценки в жизни ребенка заметно усиливается, начинается переориентация с внешних оценок на самооценку. Усложняется содержание самооценки, в нее включаются нравственные проявления, отношения с окружающими, собственные возможности.

Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше – высокая  или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы  решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания.

Таким образом, мы видим, что подростковый возраст — очень трудный период полового созревания и психологического взросления. У подростков появляется чувство взрослости, возникает страстное желание быть, или хотя бы казаться и считаться взрослым. У молодых людей формируется самосознание, они склонны анализировать свой внутренний мир.[23] Кроме того, подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Несомненно, что все вышесказанное способствует становлению у подростков такого явления, как самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальные  исследования становления самооценки в подростковом возрасте

2.1 Методика исследования

Базой исследования явилась  муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная  школа №74 городского округа Тольятти.

В исследовании участвовали учащиеся 8 «В» класса. Возраст детей - 14 и 15 лет. В количестве 10 человек 3 мальчика и 7 девочек.

В исследовании использовалась Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси.

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Ранжирование — расстановка элементов системы по рангу, по признакам значимости, масштабности. В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным, и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 

1) путем сопоставления уровня  своих притязаний с объективными  результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.[24]

Данная методика позволяет решить еще несколько исследовательских и практических задач. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения.[7]

Подросткам предлагается пройти методику. В инструкции детей просят выбрать 20 качеств, которые по их мнению должны быть присущи идеальному человеку и проставить рядом с выбранными качествами галочки.

Далее из этих 20 качеств просят выбрать наиболее неприятное для них качество и поставить напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выбрать наиболее неприятное качество и поставить напротив этого слова цифру 2. И так далее.

Затем из этих же 20 слов подросткам нужно  выбрать качество, наименее характерное  для них. И поставить напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выбрать наименее характерное для них качество и поставить напротив этого слова цифру 2. И так далее.

Пример заполнения бланка:

Идеал

Качества

Реальное Я

12

Аккуратность*

14

 

Беспечность

 

6

Вдумчивость*

2

 

Вспыльчивость

 
 

Гордость

 
 

Грубость

 

18

Доброта*

16

 

Жадность

 

17

Жизнерадостность*

18

 

Завистливость

 
 

Застенчивость

 
 

Злопамятность

 

13

Искренность*

17

 

Капризность

 
 

Легковерие

 

20

Мечтательность*

20

19

Нежность*

19

14

Непринужденность*

3

 

Нерешительность

 
 

Несдержанность

 
 

Обидчивость

 

7

Осторожность*

4

 

Педантичность

 
 

Подозрительность

 
 

Принципиальность

 
 

Высокомерие

 
 

Радушие

 
 

Развязность

 

9

Рассудочность*

13

10

Решительность*

5

8

Сдержанность*

6

 

Стыдливость

 

1

Терпеливость*

12

2

Трудолюбие*

1

 

Трусость

 

15

Увлекаемость*

8

3

Упорство*

7

5

Уступчивость*

9

4

Упрямство*

10

 

Черствость

 

16

Честность*

15

11

Чуткость*

11

 

Эгоизм

 

Информация о работе Становление самооценки в подростковом возрасте