Становление самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс становления самооценки личности в подростковом возрасте является важным регулятором поведения человека. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив.
На сегодняшний день исследования становления самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические подходы становления самооценки в подростковом возрасте………………5
1.1 Общая характеристика особенностей подросткового возраста…………....5
1.2 Особенности становления самооценки в подростковом возрасте….……...9
1.3 Условия становления самооценки………………………………………….12
Вывод к Главе 1………………………………………………………………….14
Глава 2. Экспериментальные исследования становления самооценки в подростковом возрасте ……16
2.1 Методика исследования …………………………………………………….16
2.2 Анализ полученных результатов исследования…………………………...23
Вывод к Главе 2………………………………………………………………….30
Заключение …………..…………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение……………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 103.33 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

По таблице 1 следует заполнить протокол исследования.

Номер ранга  
эталона  
d1

Свойства личности

Номер ранга  
субъекта  
d2

Разность  
рангов  
d

Квадрат разности 
рангов  
d2

10

Аккуратность

81

9

Беспечность 

14

-5

25

8

Вдумчивость

13

-5

25

11 

Доброта

19 

-8

64

20

Жизнерадостность

20

0

0

3

Застенчивость

5

-2

4

19 

Искренность 

16

3

9

18

Мечтательность

15

3

9

4

Нежность 

6

-2

4

Осторожность

8

-1

1

2

Радушие 

2

0

0

17

Развязность

11 

6

36

16

Решительность

10 

6

36

6

Сдержанность 

2

4

14 

Терпеливость 

12

2

4

15

Трудолюбие

7

8

64

5

Упорство

-4

16

13

Уступчивость

3

10

100

1

Упрямство

17

-16

256

12

Честность

18

-6

36

r = 1 - 0,00075 x Σd2=1-0,5805=0,4195

Σd=774


 

Таблица 2

Затем, после  заполнения протокола (Таблица 2) смотрим  на интерпретацию результатов:

Коэффициент может находиться в интервале  от -1 до +1.

Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности  равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о  реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением  испытуемым инструкции, но если она  выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление  человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при r от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. 

Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.[25] 

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе.[8] Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности. 

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов  реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. 

Самооценка и отношение  человека к себе тесно связаны  с уровнем притязаний, мотиваций  и эмоциональными особенностями  личности. От самооценки зависит интерпретация  приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и  других людей.[5]

Характеристика поведения  личности в зависимости от ее самооценки.

Люди с завышенной самооценкой  гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой  более высокие цели, чем те, которые  они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе.

Незаслуженные похвалы  и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о  собственных возможностях, необъективной  оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к  самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой  обычно ставят перед собой более  низкие цели, чем те, которые могут  достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это  отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка  нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и  следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Развитию неуверенности  в себе могут способствовать и  некоторые субъективные факторы: тип  высшей нервной деятельности, черты  темперамента и т. д.

Например, неуверенность  выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление  неуверенности через процесс  самовоспитания затруднено из-за неверия  человека в свои возможности, перспективы  и конечный результат.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы  не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим  поведением и заниматься самовоспитанием.

 

 

2.2 Анализ полученных результатов исследования

Был дан стимульный материал – 43 качества (аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм). Подросткам надо было отметить 20 качеств, которые, по их мнению, должны быть присущи идеальному человеку. В ходе этого исследования выявились следующие данные:

По 10 из 10 человек считают, что идеальный человек обладает такими качествами как доброта, жизнерадостность, искренность, мечтательность, трудолюбие и честность. Это правильная позиция. Это значит, что у подростков хорошее представление о том, какими качествами должен  обладать идеальный человек.

По 9 из 10 человек считают, что человек должен быть аккуратным, осторожным, решительным, сдержанным, терпеливым и упорным. Совершенно верно подростки определили качества для идеального человека. Отклонений в преставлении идеального человека нет.

По 8 из 10 человек справились с заданием, отметив идеальному человеку такие качества как вдумчивость и уступчивость.

По 7 из 10 человек определили идеальному человеку такие качества как нежность, непринужденность и чуткость. Представление у этих ребят хорошее.

По 6 из 10 человек ответили, что необходима рассудочность. Это хорошее качество, а значит, ребята справились.

По 5 из 10 человек отметили качества: застенчивость, принципиальность и упрямство. Эти качества являются отрицательными, а значит, представление об идеальном человеке искажено и возможно тест не будет соответствовать реальности.

По 4 из 10 человек частично справились с заданием, отметив в тесте такие качества как гордость, радушие и увлекаемость. Гордость-это отрицательное качество и поэтому идеальный человек не может быть гордым.

По 3 из 10 человек отметили качества: педантичность и подозрительность. Педантичный, значит строгий  в выполнении всех требований, чрезвычайно точный и аккуратный. Подозрительный, значит  недоверчивый, мнительный и чрезмерно осторожный. У подростков нечеткое представление об идеальном человеке.

По 2 из 10 человек считают, что должны преобладать в идеальном человеке такие качества как беспечность (неосторожность, неосмотрительность), развязность (фамильярность, панибратство). Эти 2 качества несовместимы с идеальным человеком. А стыдливость это одно из похвальных качеств, которое удерживает человека от неподобающих речей и поступков, является положительным качеством, и поэтому ребята частично справились с этим заданием.

По 1 из 10 человек считают, что идеальный человек обладает такими качествами как капризность, легковерие, нерешительность и обидчивость, что значит что с заданием они не справились.

0 из 10 человек не приписали идеальному человеку такие качества как вспыльчивость, грубость, жадность, завистливость, злопамятность, несдержанность, высокомерие, трусость, черствость и эгоизм. Это означает хорошее представление об идеальном Я.

Из всего  этого можно сделать вывод, что только 80 % подростков справились с заданием, имея хорошее представление об идеальном человеке и об идеальном Я, обладающими положительными качествами. Это представление необходимо для прохождения основного теста и гарантирует 100% точность в заполнении теста, что позволит правильно определить сформированную самооценку учащихся 8 «В».

По результатам методики исследования самооценки личности С. А. Будасси. выявились следующие данные:

У Даниила М. выявился результат (-0,6185). Это значение говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Личность думает плохо только о себе, но не о других. Человек считает себя плохим, а других - хорошими. Испытывает чувство вины, стыда и раскаяния, при этом не совершив плохих поступков. Обычно ставит перед собой более низкие цели, чем те, которые может достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке подросток характеризуется чрезмерной неуверенностью в себе.

У Екатерины С. выявился результат (0,652). Это значение говорит о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки с тенденцией к завышению. Приравнивается к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.  Подросток проявляет достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.  

У Софьи Б. выявился результат (0,925). Это значение говорит о наличии неадекватного завышенного самооценивания. Подросток не видит своих ошибок, не может правильно оценить себя, свои поступки и действия. Ставит перед собой более высокие цели, чем те, которые может реально достигнуть. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются у подростка в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Считает себя лучше всех. 

У Дарьи Б. выявился результат (0,65275). ). Это значение говорит о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки с тенденцией к завышению. Приравнивается к  принятию себя, ощущению собственной полноценности.  Подросток уважает свои интересы и качества, которые имеются у него. Уверенная в себе. Критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь.

У Максима Х. выявился результат (0,6025). ). Это значение говорит о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки с тенденцией к завышению. Приравнивается к позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственной полноценности.  Подросток  доверяет самому себе, но способен просить о помощи от других. Решителен. Умеет находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать. 

Информация о работе Становление самооценки в подростковом возрасте