Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс становления самооценки личности в подростковом возрасте является важным регулятором поведения человека. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив.
На сегодняшний день исследования становления самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки.
Введение………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические подходы становления самооценки в подростковом возрасте………………5
1.1 Общая характеристика особенностей подросткового возраста…………....5
1.2 Особенности становления самооценки в подростковом возрасте….……...9
1.3 Условия становления самооценки………………………………………….12
Вывод к Главе 1………………………………………………………………….14
Глава 2. Экспериментальные исследования становления самооценки в подростковом возрасте ……16
2.1 Методика исследования …………………………………………………….16
2.2 Анализ полученных результатов исследования…………………………...23
Вывод к Главе 2………………………………………………………………….30
Заключение …………..…………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение……………………………………………………………………..37
У Алисы Х. выявился результат (0,4195). ). Это значение говорит о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки с тенденцией к завышению. Приравнивается к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Правильно оценивает собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.
У Алии М. выявился результат (0,76075). ). Это значение говорит о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки с тенденцией к завышению. Приравнивается к позитивному отношению к себе, к самоуважению. Подросток очень уверенный в себе человек. Умеет поставить перед собой цель и идти к данной цели, не смотря на препятствия.
У Виктории С. выявился результат (0,1595). Это значение указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен тем, что низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном.
У Константина С. выявился результат (0,496). ). Это значение говорит о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки с тенденцией к завышению. Приравнивается к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Подросток чувствует себя важным и нужным. Признает по-равному как и свои достоинства, так и недостатки.
У Марии Б. выявился результат (0,2095). Это значение указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен тем, что низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном.
ФИО |
Возраст |
Результат |
Интерпретация |
Даниил М. |
15 |
-0,6185 |
Заниженная самооценка |
Екатерина С |
14 |
0,652 |
Адекватная самооценка с тенденцией к завышению |
София Б. |
14 |
0,925 |
Завышенная самооценка |
Дарья Б. |
15 |
0,65275 |
Адекватная самооценка с тенденцией к завышению |
Максим Х. |
14 |
0,6025 |
Адекватная самооценка с тенденцией к завышению |
Алиса Х. |
15 |
0,4195 |
Адекватная самооценка с тенденцией к завышению |
Алия М. |
14 |
0,76075 |
Адекватная самооценка с тенденцией к завышению |
Виктория С. |
14 |
-0,1595 |
Нечеткое представление о своем идеальном Я и Я реальном. |
Константин С. |
15 |
0,496 |
Адекватная самооценка с тенденцией к завышению |
Мария Б. |
14 |
0,2095 |
Нечеткое представление о |
Таблица 3
Как видно из таблицы 3:
Нечеткое и недифференцированное представление о своем идеальном Я и Я реальном отмечается у 2 подростков – 20 %. Это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах.
Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкций.
Вывод к Главе 2
Проанализировав данные эксперимента,
я поняла, как в подростковом возрасте
важна самооценка. Ведь самооценка – это представление
человека о важности своей личной деятельности
в обществе и оценивание себя и собственных
качеств и чувств, достоинств и недостатк
Самой лучшей самооценкой является – адекватная. Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Подростков с адекватной самооценкой выявилось около 60%, что является хорошим результатом для 8 «В» класса.
С заниженной самооценкой оказалось 10% подростков, которые характеризуются неадекватным недооцениванием себя субъектом.
С завышенной самооценкой – 10%, что показывает неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
У остальных 20% подростков сформировалось нечеткое представление о своем идеальном Я и Я реальном. Показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции.
Заключение
В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:
Анализ психолого-
У подростков формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем, появляется чувство взрослости.
Влияние родителей в подростковом возрасте ограничивается, молодые люди в большей степени ценят мнение сверстников.
Важную роль в становлении личности подростка занимает формирование самооценки.
Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер.[11]
На формирование
самооценки влияет множество факторов,
действующие уже в раннем детстве,
в том числе отношение
Формирование самооценки во многом зависит от отношений ребенка с родителями. В подростковом периоде взаимоотношения между родителями и детьми приобретают очень сложный и напряженный характер. Их успешность зависит от многих факторов, в частности, от стиля семейного воспитания; различают демократический, авторитарный и попустительский стили воспитания. При демократическом воспитании отношения между подростками и родителями складываются более удачно. Крайние же типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной семейной политики, дают плохие результаты.
Формирование
ребенка происходит в семье, а
родители – это те люди, которые
сопровождают его на протяжении почти
всего его жизненного пути. Поэтому
главной задачей каждого
Список используемой литературы
Приложения
Екатерина С. Возраст – 14
Идеал |
Качества |
Реальное Я |
14 |
Аккуратность * |
10 |
Беспечность |
||
9 |
Вдумчивость * |
1 |
Вспыльчивость |
||
Гордость |
||
Грубость |
||
16 |
Доброта * |
17 |
Жадность |
||
17 |
Жизнерадостность * |
18 |
Завистливость |
||
2 |
Застенчивость * |
9 |
Злопамятность |
||
18 |
Искренность* |
16 |
Капризность |
||
Легковерие |
||
13 |
Мечтательность * |
14 |
12 |
Нежность* |
15 |
Непринужденность |
||
1 |
Нерешительность* |
2 |
Несдержанность |
||
Обидчивость |
||
6 |
Осторожность* |
11 |
Педантичность |
||
Подозрительность |
||
8 |
Принципиальность* |
3 |
Высокомерие |
||
Радушие |
||
Развязность |
||
Рассудочность |
||
7 |
Решительность* |
7 |
5 |
Сдержанность* |
8 |
Стыдливость |
||
11 |
Терпеливость* |
4 |
19 |
Трудолюбие* |
19 |
Трусость |
||
Увлекаемость |
||
15 |
Упорство* |
6 |
3 |
Уступчивость* |
13 |
4 |
Упрямство* |
5 |
Черствость |
||
20 |
Честность* |
20 |
10 |
Чуткость* |
12 |
Эгоизм |
София Б. Возраст-14
Идеал |
Качества |
Реальное Я |
4 |
Аккуратность+ |
2 |
Беспечность |
||
10 |
Вдумчивость+ |
10 |
Вспыльчивость |
||
Гордость |
||
Грубость |
||
9 |
Доброта+ |
7 |
Жадность |
||
18 |
Жизнерадостность+ |
18 |
Завистливость |
||
Застенчивость |
||
Злопамятность |
||
20 |
Искренность+ |
20 |
Капризность |
||
Легковерие |
||
16 |
Мечтательность+ |
17 |
17 |
Нежность+ |
11 |
11 |
Непринужденность+ |
12 |
Нерешительность |
||
Несдержанность |
||
Обидчивость |
||
6 |
Осторожность+ |
8 |
3 |
Педантичность+ |
3 |
Подозрительность |
||
Принципиальность |
||
Высокомерие |
||
Радушие |
||
Развязность |
||
13 |
Рассудочность+ |
13 |
14 |
Решительность+ |
15 |
5 |
Сдержанность+ |
4 |
Стыдливость |
||
2 |
Терпеливость+ |
1 |
7 |
Трудолюбие+ |
5 |
Трусость |
||
12 |
Увлекаемость+ |
16 |
8 |
Упорство+ |
9 |
1 |
Уступчивость+ |
6 |
Упрямство |
||
Черствость |
||
19 |
Честность+ |
19 |
15 |
Чуткость+ |
14 |
Эгоизм |
Информация о работе Становление самооценки в подростковом возрасте