Становление самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс становления самооценки личности в подростковом возрасте является важным регулятором поведения человека. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив.
На сегодняшний день исследования становления самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические подходы становления самооценки в подростковом возрасте………………5
1.1 Общая характеристика особенностей подросткового возраста…………....5
1.2 Особенности становления самооценки в подростковом возрасте….……...9
1.3 Условия становления самооценки………………………………………….12
Вывод к Главе 1………………………………………………………………….14
Глава 2. Экспериментальные исследования становления самооценки в подростковом возрасте ……16
2.1 Методика исследования …………………………………………………….16
2.2 Анализ полученных результатов исследования…………………………...23
Вывод к Главе 2………………………………………………………………….30
Заключение …………..…………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение……………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 103.33 Кб (Скачать файл)

У Алисы Х. выявился результат (0,4195). ). Это значение говорит о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки с тенденцией к завышению. Приравнивается к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.  Правильно оценивает собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.

У Алии М. выявился результат (0,76075). ). Это значение говорит о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки с тенденцией к завышению. Приравнивается к позитивному отношению к себе, к самоуважению.  Подросток очень уверенный в себе человек. Умеет поставить перед собой цель и идти к данной цели, не смотря на препятствия.

У Виктории С. выявился результат (0,1595). Это значение указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен тем, что низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. 

У Константина С. выявился результат (0,496). ). Это значение говорит о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки с тенденцией к завышению. Приравнивается к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Подросток чувствует себя важным и нужным. Признает по-равному как и свои достоинства, так и недостатки.

У Марии Б. выявился результат (0,2095). Это значение указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен тем, что низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. 

 

 

 

 

 

 

ФИО

Возраст

Результат

Интерпретация

Даниил М.

15

-0,6185

Заниженная самооценка

Екатерина С

14

0,652

Адекватная самооценка с тенденцией к завышению

София Б.

14

0,925

Завышенная самооценка

Дарья Б.

15

0,65275

Адекватная самооценка с тенденцией к завышению

Максим Х.

14

0,6025

Адекватная самооценка с тенденцией к завышению

Алиса Х.

15

0,4195

Адекватная самооценка с тенденцией к завышению

Алия М.

14

0,76075

Адекватная самооценка с тенденцией к завышению

Виктория С.

14

-0,1595

Нечеткое представление о своем идеальном Я и Я реальном. 

Константин С.

15

0,496

Адекватная самооценка с тенденцией к завышению

Мария Б.

14

0,2095

Нечеткое представление о своем  идеальном Я и Я реальном. 


Таблица 3

Как видно из таблицы 3:

Адекватная самооценка с тенденцией к завышению отмечается у 6 подростков – 60 %, что предполагает равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.[9]

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы  не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. 

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим  поведением и заниматься самовоспитание. 

Заниженная самооценка отмечается у 1 подростка – 10 %, что означает что подросток обычно ставит перед собой более низкие цели, чем те, которые может достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.  
Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат. 

Завышенная самооценка отмечается у 1 подростка – 10 %. Это означает, что подросток гипертрофированно оценивает свои достоинства, ставит перед собой более высокие цели, чем те, которые он может реально достигнуть, у него высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. [10] Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность.[12] Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу.

Нечеткое  и недифференцированное представление  о своем идеальном Я и Я  реальном отмечается у 2 подростков – 20 %. Это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах.

Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкций.

 

 

Вывод к Главе 2

Проанализировав данные эксперимента, я поняла, как в подростковом возрасте важна самооценка. Ведь самооценка – это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Самой лучшей самооценкой является – адекватная. Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Подростков с адекватной самооценкой  выявилось около 60%, что является хорошим результатом для 8 «В»  класса.

С заниженной самооценкой оказалось 10% подростков, которые характеризуются  неадекватным недооцениванием себя субъектом.

С завышенной самооценкой – 10%, что  показывает неадекватное завышение  в оценивании себя субъектом.

У остальных 20% подростков сформировалось нечеткое представление о своем идеальном Я и Я реальном. Показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:

  1. определить характеристику подросткового возраста;
  2. выявить особенности становления самооценки в подростковом возрасте;
  3. проанализировать условия становления самооценки.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что  подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления, охватывающего возраст от 10 - 11 до 15 лет.

У подростков формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем, появляется чувство взрослости.

Влияние родителей  в подростковом возрасте ограничивается, молодые люди в большей степени  ценят мнение сверстников.

Важную роль в становлении личности подростка  занимает формирование самооценки.

Самооценка  проявляется уже в младшем  возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у  подростка она носит достаточно устойчивый характер.[11]

На формирование самооценки влияет множество факторов, действующие уже в раннем детстве, в том числе отношение родителей, положение среди сверстников, отношение  педагогов. Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающее. Она  может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям  и особенностям подростка.[13]

Формирование  самооценки во многом зависит от отношений  ребенка с родителями. В подростковом периоде взаимоотношения между  родителями и детьми приобретают  очень сложный и напряженный  характер. Их успешность зависит от многих факторов, в частности, от стиля  семейного воспитания; различают  демократический, авторитарный и попустительский  стили воспитания. При демократическом воспитании отношения между подростками и родителями складываются более удачно. Крайние же типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной семейной политики, дают плохие результаты.  

Формирование  ребенка происходит в семье, а  родители – это те люди, которые  сопровождают его на протяжении почти  всего его жизненного пути. Поэтому  главной задачей каждого родителя можно считать создание благоприятных  условий для становления здоровой, развитой личности и формирования адекватной самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина, М.: Изд. центр Академия, 1999. - 456 с.
  2. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч.2. ч.2 : От младшего школьного возраста до юношества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С.Волков , Н.В. Волкова; под ред. Б.С.Волкова . – М.: Гуманитар. изд . центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
  3. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников" 
    "Просвещение/ В.А. Крутецкий, М.: Просвещение, 1976. – 306с.
  4. Глуханюк, Н.С. Общая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.С. Глуканюк, С.Л. Семенова, А. А. Печеркина // Общая психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 – 364 с.
  5. Деркач, А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач// Мир психологии . – 2005 . - №3 . – с. 139 – 146.
  6. [6] Дубровина И.В. , Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей.- М.,1986. (с.420)
  7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский, Р. Атанков – 3 – е изд., испр. – М.: Изд. цент Академия, 2006. – 2008 с.
  8. Зинько, Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки / Е.В.Зинько // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология . – 2005 . - №3 (июль – сент.). – 35 – 49 с.
  9. Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1 Самооценка и ее параметры / Е.В.Зинько // Психологический журнал . - 2006, том 27 . - № 3 . – 18 – 30 с.
  10. Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический журнал. – 2006 , том 27 . - № 4. – 15 – 25 с.
  11. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2006 . - № 2 . – 224 – 232 с.
  12. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров // Вопросы психологии . – 2007 . - №3 . – 149 – 157 с.
  13. Станкин, М.И. Психология самооценки / М.И. Станкин //Специалист . – 2005 . - № 7 . – 20 – 22 с.
  14. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. 16 – е изд. Учебное пособие / Л. Д.Столяренко . – Ростов н/ Д: Феникс, 2006 . – 672 с.
  15. Юрчик, С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в подростково-юношеском возрасте / С.Н. Юрчик. « В помощь педагогу»– 2008 . – № 11. – 37 – 46 с.
  16. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента./ Р. Готтсданкер. – М., 1982. 464 с.
  17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
  18. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования./ В.И Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
  19. Кузьмина Л.В. Психологическое исследование./Л.В. Кузьмина. – СПб., 1994.
  20. Куликов, Л.В. Введение в психологическое исследование./ Л.В. Куликов. – СПб., 1994.
  21. Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. – М.: Наука, 2004. – 85 с.
  22. [22]Бернс, Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 69 с.
  23. Столин, В.В. Самосознание личности /В.В. Столин. – М.: МГУ, 1983. – 56 с.
  24. Будасси, С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе / С.А. Будасси // Вопр. психол.— 1977.— № 2. – 133 – 143 с.
  25. Будасси, С.А. Самооценка личности. — В сб.: Практические занятия по психологии / Под ред. акад. А.В. Петровского.— М., 1972. —  30—37 с.
  26. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2003.
  27. Куницына, В. Н. К вопросу о самооценке подростка. Экспериментальная и прикладная психология. / В.Н. Куницына. - Л., 1970. – 62- 69 с.
  28. Журбин, В. И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса / В.И. Журбин / Вопросы психологии. 1990. – 14-22 с.
  29. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Екатерина С. Возраст – 14

Идеал

Качества

Реальное Я

14

Аккуратность *

10

 

Беспечность

 

9

Вдумчивость *

1

 

Вспыльчивость

 
 

Гордость

 
 

Грубость

 

16

Доброта *

17

 

Жадность

 

17

Жизнерадостность *

18

 

Завистливость

 

2

Застенчивость *

9

 

Злопамятность

 

18

Искренность*

16

 

Капризность

 
 

Легковерие

 

13

Мечтательность *

14

12

Нежность*

15

 

Непринужденность

 

1

Нерешительность*

2

 

Несдержанность

 
 

Обидчивость

 

6

Осторожность*

11

 

Педантичность

 
 

Подозрительность

 

8

Принципиальность*

3

 

Высокомерие

 
 

Радушие

 
 

Развязность

 
 

Рассудочность

 

7

Решительность*

7

5

Сдержанность*

8

 

Стыдливость

 

11

Терпеливость*

4

19

Трудолюбие*

19

 

Трусость

 
 

Увлекаемость

 

15

Упорство*

6

3

Уступчивость*

13

4

Упрямство*

5

 

Черствость

 

20

Честность*

20

10

Чуткость*

12

 

Эгоизм

 

София Б. Возраст-14

Идеал

Качества

Реальное Я

4

Аккуратность+

2

 

Беспечность

 

10

Вдумчивость+

10

 

Вспыльчивость

 
 

Гордость

 
 

Грубость

 

9

Доброта+

7

 

Жадность

 

18

Жизнерадостность+

18

 

Завистливость

 
 

Застенчивость

 
 

Злопамятность

 

20

Искренность+

20

 

Капризность

 
 

Легковерие

 

16

Мечтательность+

17

17

Нежность+

11

11

Непринужденность+

12

 

Нерешительность

 
 

Несдержанность

 
 

Обидчивость

 

6

Осторожность+

8

3

Педантичность+

3

 

Подозрительность

 
 

Принципиальность

 
 

Высокомерие

 
 

Радушие

 
 

Развязность

 

13

Рассудочность+

13

14

Решительность+

15

5

Сдержанность+

4

 

Стыдливость

 

2

Терпеливость+

1

7

Трудолюбие+

5

 

Трусость

 

12

Увлекаемость+

16

8

Упорство+

9

1

Уступчивость+

6

 

Упрямство

 
 

Черствость

 

19

Честность+

19

15

Чуткость+

14

 

Эгоизм

 

Информация о работе Становление самооценки в подростковом возрасте