Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 13:10, курсовая работа
Целью данной работы постараемся определить:
хронологические границы начала старости, поскольку диапазон индивидуальных различий в появлении признаков старения огромен. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма.
что же приносит с собой старость для человека?
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Старость, как биопсихологическое явление………….5
Старение и старость…….……………………………………………………….5
Проблема возрастных границ старости……..…………………………………8
2 Специфика эмоциональной сферы человека в старости……………………………………………………………………….. 11
Особенности Я – концепции и познавательная сфера в период старения…..…………………………………………………………………………11
Специфика страхов в старости………….………..…………………………18
проблема адаптации к старости
Взаимосвязь между личностными характеристиками пожилых людей и успешностью адаптации……………..……………………….……………………23
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2 Специфика эмоциональной
сферы человека в старости…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Старость как психологический возраст — это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Старость как биологический феномен связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Старость как социальное явление, обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с потерей важных социальных ролей, изменением социального статуса и с сужением социального мира.
На психологическом уровне речь идет об осознании происходящих изменений и более или менее успешном приспособлении к ним.
Целью данной работы постараемся определить:
Объектом и предметом возьмем изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе.
Неравномерность процессов и смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни - от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. Ведь на самом деле, можно и в 30 лет чувствовать себя стариком, а в 70 быть творчески и физически активным, «молодым».
1. Старость как биосоциопсихологическое явление
1.1 старение и старость
Имеется много различных классификаций возрастов разработанных специалистами из разных областей человеческого знания. Следовательно, и по различным основаниям. В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (20-40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость - до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии. [1 с. 130].
Старость как психологический возраст - заключительный период жизни, включающий в себя изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. [8 C. 307]
В этой сложной жизненной ситуации, кажущейся порой безвыходной, жизнь не утрачивает смысла и ценности. И если научиться подчинять себе обстоятельства, управлять своими эмоциями, развить в себе способности к самоанализу и саморегуляции поведения. То можно способствовать оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и др.[2 C. 257]
Так что же приносит с собой старость для человека? Для каждого человека старение может стать периодом потерь или утрат как экономических, так и социальных, индивидуальных, которые приводят к состоянию зависимости, часто воспринимаемому как унизительное и тягостное.
Однако существует так же и позитивный вариант старости - это обобщение опыта, знаний и личностного потенциала, помогающее решить задачу адаптации к новым требованиям жизни и возрастным изменениям. В период старости можно глубоко понять и уяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.
Старость можно характеризовать не только с негативной стороны, выделяя угасание определенных способностей по сравнению со зрелостью, но и с позитивной, психологически благополучные типы старости:
Пожилые люди первого типа, испытывающие отчуждение со стороны окружающих характеризуются как пассивно относящиеся к жизни. У них наблюдается снижение показателей интеллекта по тестам, сужение круга интересов, потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекватности. Пожилые люди второго типа переключаются на занятие новым интересным делом, устанавливают новые дружеские связи, сохраняют способность контролировать свое окружение и мужественно переживают уход на пенсию. Все это ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность.
Психологическая готовность к новой социальной позиции включает предварительное планирование свободного времени, поиск нового жизненного уклада, новых путей включения в общество, предвидение негативных состояний и событий. Стремление воспринять «отставку» в позитивном плане как освобождение деятельности от жестких ограничений по содержанию и времени, как переход в более свободное пространство, позволяющее проявиться новым способностям человека. Противодействие социальному старению - сложный процесс обдумывания своей жизни и соответствующей деятельности, заблаговременное планирование жизни после прекращения профессиональной деятельности.
Другая точка зрения на кризис перехода к старости состоит в том, что это, прежде всего кризис идентичности, внутриличностный кризис. Осознание старения и старости бывает неожиданным, например, при встрече с одноклассниками, и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму.
Ролевая переориентация пожилого человека сочетается с необходимостью научиться уступать более молодым лидерские позиции в семье и профессиональной деятельности. Об этом писал Б. Ливехуд, связывая преодоление кризиса пожилого возраста с открытием новых смыслов жизни, духовных ценностей. Тогда и наблюдение за молодыми, входящими в период наивысших достижений, принесет человеку радость, а не зависть и стремление вставить палки в колеса [6 С. 111-123].
С возрастом наша мозговая деятельность замедляется. А почему? Старение – неизбежный процесс. Что такое старение - это проявление признаков «усталости» как отдельных органов, так и организма в целом. Заключительный этап индивидуального развития организма в нашем мире – это старость. Началом старости у человека условно считают возраст после 75 лет – так называемая физиологическая старость.[14]. Но и при этом состоянии многие сохраняют умственные и физические силы, определенную работоспособность, общественную или социальную активность и интерес к окружающему миру. Степень старения зависит от скорости размножения клеток. Быстрое размножение – восстановление – бывает только в молодом возрасте. Клеточный обмен в молодом возрасте достаточно быстр. Клетки набирают энергию и отдают ее организму. После этого на месте старой, отработанной клетки возникает новая. При здоровом образе жизни организм обновляется каждые 5-7 лет. При неправильном образе жизни, стрессах, болезнях этот процесс занимает гораздо больше времени. Старение организма происходит на клеточном уровне, а затем процесс становится, заметен на организме в целом. Поэтому омоложение организма должно начинаться с клеток. Молодость каждой клетки заложена в условии полноценного (правильного и своевременного) питания, а также обмена – вывода шлаков. Мертвые клетки выводятся из организма через систему выделения: почки, кожу, кишечник.
Первая причина старения – нарушение капиллярного обмена. При этом происходит нарушение кровообращения в тканях, и тогда вокруг слабых и больных клеток образуются застойные явления. Появляется граница, которая не пропускает питательные вещества и не выпускает отходы жизнедеятельности клетки. Количество токсинов растет и захватывает все больше места в организме.
Вторая причина старения – это нарушение выделения вредных веществ, отмерших клеток, из-за ухудшения работы выделительных органов (почки, кожа, кишечник). При ухудшении работы почек отходы накапливаются во внеклеточных жидкостях.
Сегодня наука еще не ответила на многие вопросы, связанные с проблемой старения, однако можно утверждать, что основная роль в этом процессе принадлежит клеткам - «строительному материалу», из которых состоит человеческое тело. Установлено, что при старении человека в его клетках накапливается все больше «отходов» процесса обмена веществ, и клетки не в состоянии их устранить. Изменяется и наследственная информация, которая закодирована почти в каждой клеточке человеческого организма. Человеческие клетки не могут размножаться бесконечно. Чем чаще происходит деление клетки, тем быстрее изнашивается организм. В результате появляется все больше дефектов хромосом - после определенного количества деления клетка погибает. На процесс старения влияют и конкретные условия жизни. Немаловажное значение имеют наследственность, воздействие окружающей среды.[13].
Не существует лекарства, которое могло бы остановить естественный процесс старения. Однако, говоря о т.н. старческих болезнях, все выглядит иначе. При лечении этих заболеваний обычно удается замедлить их развитие и смягчить течение. Полное излечение чаще всего невозможно.
Если человек и в пожилом возрасте желает оставаться бодрым и энергичным, ему необходимо заботиться о своем здоровье. Одно из важнейших условий - это рациональное питание. Необходимо есть чаще, но небольшими порциями. Употребляемые продукты не должны быть жирными. Хорошую физическую форму помогают поддерживать легкие тренировки, пешие прогулки, плавание, работа в саду, огороде, подъем по лестнице. Необходима и духовная «тренировка». От преждевременной старости спасает чтение книг, самосовершенствование - посещение курсов, изучение иностранных языков.
Старость - не болезнь, и от нее не защитит ни один врач. Вопрос о том, как долго прожить волнует человека лишь в преклонном возрасте. Чем старше становится человек, тем больше у него недугов. Кроме того, люди старшего возраста чаще болеют какой-либо хронической болезнью. Даже, если у человека нет никаких жалоб, необходимо хотя бы изредка измерять артериальное давление, проверять работу сердца, зрение и слух. Люди старшего возраста могут страдать психическими заболеваниями. Достигнув преклонного возраста, люди умирают. Клетки истощаются, организм изнашивается и угасает. Однако естественной смертью, т.е. от старости, умирают немногие люди. Чаще причиной смерти становится болезнь, с которой не справляется ослабленный организм пожилого человека.
1.2. Проблема возрастных границ старости
Ученые разных специальностей (антропологи, геронтологи, психологи) имеют различные точки зрения на периодизацию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большинство эмпирически выбирают возраст 60-65 лет как начало старости.
Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым выделяя в качестве главнейшей детерминанты такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию.
Выход на пенсию очень сильно меняет образ жизни человека, включая так же потерю важной социальной роли, которая занимает значимое место в обществе. Человек отдаляется от своей референтной группы. Происходит сужение круга общения, ухудшается материальное положение, меняется структура психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки».
Этот период становится трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса различна в зависимости от характера труда и ценности его для индивида. Так же важна степень психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы. Ведь, расставание с тяжелой физической работой или нелюбимым профессиональным занятием может пройти совершенно безболезненно, даже радостно, как освобождение и возможность заняться чем-то другим, более приятным. После выхода на пенсию продолжать жить общественной жизнью, сохраняя при этом активное и творческое отношение.
Появляется возможность устройства собственной жизни – достигнуто материальное благополучие. Появляется свободное время для хобби, развлечений, самообразование; хорошая социальная и психологическая приспособленность;
Можно больше отдать сил семье, на благо другим ее членам; Хандры и скуки нет.
Смыслом жизни является с укрепление здоровья; более характерно, для мужчин. Такой вид организации жизни приносит моральное удовлетворение, иногда сопровождаясь повышенной тревожностью, мнительностью в отношении здоровья.
Так же есть и отрицательные типы развития – это агрессивные ворчуны и разочаровавшиеся в себе и в собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, глубоко несчастные.
Для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией; -основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы, а сам человек это чувствует, и с другой стороны, человека не хотят отпускать, и он сам в тайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;
Информация о работе Старость, как биопсихологическое явление