Старость, как биопсихологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы постараемся определить:
хронологические границы начала старости, поскольку диапазон индивидуальных различий в появлении признаков старения огромен. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма.
что же приносит с собой старость для человека?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Старость, как биопсихологическое явление………….5
Старение и старость…….……………………………………………………….5
Проблема возрастных границ старости……..…………………………………8
2 Специфика эмоциональной сферы человека в старости……………………………………………………………………….. 11
Особенности Я – концепции и познавательная сфера в период старения…..…………………………………………………………………………11
Специфика страхов в старости………….………..…………………………18
проблема адаптации к старости
Взаимосвязь между личностными характеристиками пожилых людей и успешностью адаптации……………..……………………….……………………23
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Но, несмотря на стремление большинства пожилых замедлить течение времени, у многих после выхода на пенсию встает острейшая проблема заполнения времени чем-либо. Российские старики сегодня нередко используют для этого телевизионные сериалы.

Рассмотрев отношение пожилых людей к прошлому, настоящему, будущему, можно заключить, что пожилые люди находятся в особо остром взаимодействии с категорией времени. И для многих восприятие течения времени является депривирующим фактором.

Упоминавшийся нами многократно общественный стереотип старения предполагает наделение пожилых людей преимущественно правами и снятие с них большинства обязанностей. Получается следующая картина. Динамике предыдущего жизненного пути было присуще постоянное расширение круга обязанностей человека перед обществом. Теперь же общество ставится в позицию должного человеку. Возникает опасность переложить на общество ответственность за свою жизнь и принять жизненную позицию «мне все должны», которая мешает мобилизации внутренних ресурсов для успешного приспособления к старости. На самом деле общество может освободить человека от социальных обязанностей, но не может освободить его от обязанностей по отношению к самому себе.

Половая идентификация. В настоящее время можно говорить о широкой распространенности десексуализации пожилых. Это выражается в том, что во многом они перестают следовать половым ролям. Так, например, пожилой мужчина уже не считает необходимым уступить женщине место. Стираются половые отличия в одежде, прическах. При этом всякие разговоры на сексуальную тему резко, иногда агрессивно отвергаются. Однако сексуальность в старости сохраняет свое значение. И. Кемпер описывал исследования, которые показали, что половая жизнь в старости не является чем-то исключительным. Более того, наблюдается корреляция между удовлетворенностью половой жизнью и удовлетворенностью жизнью, как таковой, что присуще и для периода молодости. Но удовлетворенность половой жизнью влечет за собой не только положительное мироощущение, она напрямую связана и с физическим здоровьем. А неизжитая сексуальность, наоборот, проявляется в более высокой доле заболеваний.

Так же И. Кемпер приводил интересные факты. Расходы на медикаменты в домах престарелых, где запрещено хождение друг к другу людей разного пола, на 30 % выше, чем в тех, где такое хождение разрешено. В последних, кроме того, на 7 лет выше продолжительность жизни [10]. Оказывается, многие психосоматические заболевания пожилых пропадают сами собой, если человек женится или находит подходящего партнера.

К сожалению, практически отсутствуют исследования любви пожилых людей. Как нам представляется, отношения пожилых людей при этом отличаются удивительной глубиной. Возможно, осознание краткости совместного бытия и близости расставания заставляет их с особой бережностью воспринимать друг друга.

В старости особую значимость приобретают нежность, поглаживания, прижатия и касание кожи. И. Кемпер цитирует Э. Визенхюттера, который говорил, что «жажда прикосновений и нежности в старости даже возрастает, и у многих пациентов эта область контакта самая важная и собственно искомая». Возможно, это обусловлено тем, что пожилые люди вообще особенно чувствительны к прикосновениям. С. Вутен приводила доказательства того, что пожилым людям очень полезен легкий массаж, проводимый детьми. Она опирается на результаты исследований, которые показали, что в результате такого массажа улучшались сон и общее состояние у детей. А у стариков снижался уровень стресса. Снижались тревога и депрессия. Они меньше пили кофе, реже ходили к врачу. Их самооценка и социальные контакты повысились. Эти эффекты были еще более ярко выражены, если пожилые не только сами получали массаж, но и занимались терапией других.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подводя итоги обсуждению эмоциональной сферы в старости, можно еще раз сказать следующее. Вопреки общепринятому мнению старость не всегда сопровождается негативными эмоциями. Часто пожилой человек переживает такое счастье, какое трудно испытать в молодости, чувствует радость и удовольствие от жизни.

«Каждый период жизни имеет свой собственный смысл, свою собственную задачу. Найти их и себя в них является одной из важнейших задач приспособления к жизни», - писал Э. Штерн.

Возрастные задачи развития в период старости могут быть суммированы следующим образом:

- адаптация к возрастным изменениям - телесным, психофизиологическим;

- адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам);

- разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни;

- ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций;

- противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;

- стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения;

- стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни.

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что находит свое отражение в качественном своеобразии и разнонаправленных тенденциях Я-концепции человека и обусловливает резко выраженные индивидуальные вариации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
  3. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. 1999. № 2. С. 11-122.
  4. Кляйн М. Зависть и благодарность. - СПб., 1997. C. 39.
  5. Лидере А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 6-.11.
  6. Пряжников Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте / /Мир психологии. 1999. № 2.
  7. Психосинтез и другие интегративные техники. - М., 1997. C. 298.
  1. сборник. М., 1994. С. 4. ( Шаповаленко И.В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). -М.: Гардарики, 2005. - 349 с.) .

  1. Старость: Популярный справочник. - М., 1996. .
  2. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  3. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. - М., 1996. C. 304.
  4. Геронтология (http://vsjagerontologija.ru/starenie-cheloveka/emocii-starosti.html)  Эмоции старости.
  5. Старость, причины старения http://doktorland.ru/starost.html
  6. Физиология старости http://saitez.ru/starost/

 

 


 



Информация о работе Старость, как биопсихологическое явление