Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:14, статья
Своеобразие научной позиции Л. В. Щербы состоит в том, что исследование всякой языковой структуры было связано с погружением личного сознания в духовный мир носителей данной языковой системы. Л. В. Щерба назвал такой метод субъективным. Основное «требование субъективного метода, являющегося лингвистическим по преимуществу, — регистрировать факты сознания говорящего на данном языке индивида» [3, с. 137]. Такая индивидуально-психологическая концепция позволяла ученому (считал Л. В. Щерба) через языковое сознание носителей языка лучше познать сущность языка и раскрыть его структуру. Ранние работы Л. В. Щербы, по общему признанию, характеризуются психологизмом в подходе к анализу языковых фактов.
1. Лев Владимирович Щерба О ТРОЯКОМ АСПЕКТЕ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ И ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ
2. Жан Пиаже ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ! РЕЧИ И ЯЗЫКЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ
3. Лев Семёнович Выготский О СООТНОШЕНИИ МЫСЛИ, РЕЧИ И ЯЗЫКА И О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОРОЖДЕНИЯ РЕЧИ
4. Алексей Николаевич Леонтьев ОБ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
5. Николай Иванович Жинкин О МЕХАНИЗМАХ РЕЧИ
6. Алексей Федорович Лосев О СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7. Александр Романович Лурия О МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8. Анна Константиновна Михальская ЛИНГВОПРАГМАТИКА И РИТОРИКА XX ВЕКА
Для формирования психолингвистики необходимо прежде всего становление психологии как самостоятельной науки, потому что именно в психологии были сформулированы и рассматриваются проблемы, составляющие основы становления и развития психолингвистики как научного направления.
Что такое сознательное действие человека? А ведь речь, речевое действие — это сознательное действие человека.
Что такое мышление и как протекает мыслительное действие? Что такое общение на вербальной основе? Как соотносятся между собой мышление и речь! Что собой представляют механизмы речи!
И вот уже собственно психолингвистические вопросы: как происходит порождение речи! как происходит понимание речи, восприятие речи? какую роль в этом сложном механизме выполняет язык? — ведь речь осуществляется с помощью языка, и при рассмотрении этих вопросов должна приниматься во внимание вся триада мысле-рече-языкового образования.
А как человек научается говорить
В психологии мы находим важное,для психолингвистики определение сознательного действия. хРечь, речевое действие — это сознательное, т.е. целенаправленное действие человека. Формирование цели организует деятельностное состояние человека. Цель действия, в том числе и речевого, делает ясной сформировавшаяся потребность его произвести. Для осуществления речевого действия у человека должно возникнуть соответствующее так называемое «потребностное состояние» [1], и реализации его должны способствовать средства и условия, адекватные поставленной цели. При этом всегда есть альтернатива в средствах и способах достижения цели. «Всякий акт речи представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и цели общения требует разного ее построения и применения разных речевых средств. То же относится и к пониманию речи» [2, с. 264].
Наиболее глубокое и тонкое понимание соотношения мышления и речи мы находим в психологии. Исторически речь формируется как выражение возникновения сознания и развития мышления: «На различных этапах развития мышления и речи их взаимоотношение выступает в различных формах» [2, с. 271]. Ив плане порождения речи процессы мышления и речи находятся в сложном взаимодействии: «То, что кажется нам лишь “муками слова”, это, в действительности, также и муки мысли, оформляющейся в сознании» [2, с. 272]. Сложность мыслительного процесса состоит в том, что речь есть еще и способ понять других и самого себя: «Трудность, которую мы переживаем во внешней речи, вовсе не есть трудность только самой речи. Эта трудность есть также трудность оформить данную мысль в словах так, чтобы сделать ее понятной для другого, а это большей частью значит также сделать ее вполне ясной для самого себя» [2, с. 272]. В главном труде А. Н. Леонтьева «Проблемы развития психики» [1] процессы становления высшей психической функции —■ речи — исследуются в филогенезе и онтогенезе, в норме и патологии. Чтобы понять механизм порождения и образования речи, важно проникнуть в процесс интериоризации — процесс «преобразования внешних действий в действия внутренние, умственные» [1, с. 382—г383]. Именно этот процесс автоматизирует умение пользоваться звучащей речью: уходит вглубь сознания уже осмысленной внешняя речь, мозг освобождается для более сложной мыслительной деятельности и дальнейшего речепроизводства.
Онтогенетическая картина
развития речи, представленная также
и в учебном пособии «
В освещений проблем онтогенеза мы видим выявление свойств сложных саморегулирующихся систем: развивающийся характер Устойчивой системы «человек», стремящейся в каждом моменте меняющихся условий к самосогласованию и потому переживающей катастрофы развития — по А. Н. Леонтьеву — скачки.
Эти последние он отличает
от «кризисов — кризисов трех, семи
лет, кризиса подросткового
5. Н.И.ЖИНКИН О МЕХАНИЗМАХ РЕЧИ
(О кодовых переходах во
Один из основных путей изучения членения мысли, ее хода и движения состоит в исследовании членения речи, именно речи, так как в языке содержатся лишь нормативные правила, по которым строится речевое общение.
Н. И. Жинкин
Николай Иванович Жинкин (1893 —1979) — отечественный психолог, представитель Московской психолингвистической школы, получивший мировое признание; доктор педагогических наук; преподаватель ВГИК (1929—1947), МГУ (1932); действительный член Государственной Академии художественных наук (1923), председатель психологической секции Научного совета по кибернетике Академии наук. «Автор интереснейших работ по эстетике и теории живописи, один из основоположников отечественной учебной и научно-популярной кинематографии, первопроходец в изучении кино как искусства и процессов восприятия кинокартины, исследователь коммуникации животных и общих проблем семиотики, крупнейший авторитет в области детской речи и методики обучения языкам — все это один и тот же человек, Николай Иванович Жинкин» [1, с. 5]. Он работал над проблемами соотношения речи, языка и мышления, речевой деятельности и зарождения речевой реакции у ребенка. Среди его
многочисленных трудов выделяются имеющие первостепенную значимость работы: «Механизмы речи» (1958) [2], «О кодовых переходах во внутренней речи» (1964) [1, с. 146—162], «Речь как проводник информации»3 (1982) [3].
Н. И.Жинкин, имея широкую философскую и лингвистиче-1 скую подготовку, опираясь на «содружество разных путей и смежных дисциплин» [1, с. 53], рассматривал речь в диалектическом соотношении и взаимодействии с языком и мышлением. Для него было «несомненно, что в особенностях речевого процесса содержится громадная информация для построения теории языка» [1, с. 53]. Под языком он понимал «совокупность средств, необходимых для того, чтобы перерабатывать и передавать информацию» [1, с. 12], так как «язык связал интеллект с восприятием», а «смысловой аспект восприятия особенно бросается в глаза при приеме речи» (везде выделено мною. — Я. С.) [1, с. 77]. Н. И. Жинкин подчеркивает, что «у человека интеллект и язык усиливают друг друга. Это комплементарные звенья одного механизма. Без интеллекта нет языка, но и без языка нет интеллекта» [1, с. 78]. Язык как самостоятельная система, обладающая собственной структурой, является средством реализации речевого процесса. Язык и речь тесно связаны, речь — это сфера функционирования языка, без языка нет речи. Поэтому фонетика, морфология, синтаксис, семантика должны рассматриваться как целостное образование, функционирующее в неразрывном единстве и взаимодействии. «Язык и речь выполняют функции оптимизации деятельности и всего поведения человека... Организм реализует генетическую информацию, а язык — историческую. Организм не может забыть того, что сложилось в эволюции, а человеческий язык ищет информацию для своего усовершенствования... Человек ищет новых лучших ситуаций» [3, с. 153].
Язык реализуется через речь, которая рассматривалась им как действие, совершаемое одним из партнеров с целью передачи мысли и смыслового воздействия по отношению к другому партнеру — через механизм порождения и понимания сообщений: кодирования и декодирования информации. Потребности коммуникации выработали специальные механизмы кодирования (фиксирования сообщений), декодирования(понимания сообщений) и перекодирования (переработки сообщений на язык внутренней речи и предметных отношений). Н. И.Жинкин выделяет взаимодействующие коды: дискретный (буквенный), непрерывный (звуковой) и смешанный (во внутренней речи). Эти коды сложились в единую систему: язьцс — звуковая речь — внутренняя речь -г интеллект — со свойственными каждому коду функциями. «Непре рывный звуковой код является каналом непосредственной связи между партнерами по коммуникации. Дискретный, буквенный код позволяет расширить коммуникацию в пространстве и во времени. Смешанный код внутренней речи является посредником между первым и вторым кодом, а также между национальными языками. Кроме того... универсальный предметный код, который входит в состав внутренней речи и является смешанным... дает основания для перехода разных ступеней от непрерывности к дискретности» [3, с. 26]. В процессе обработки речи, при кодировании и декодировании, происходит строго регулированная нервная перестройка: при декодировании в направлении от непрерывного кода к дискретному, а при кодировании от дискретного кода к непрерывному. «Предметный код — это стык речи и интеллекта. Здесь совершается перевод мысли на язык человека. Это значит, что национальные языки имеют общую генетическую структуру и различаются между собой только некоторыми способами интеграции того же предметного кода...» [3, с. 54].
Исследования переходов с одного кода на другой вывели
Н.И.Жинкина на «последний, фундаментальный код — текстовый (денотатный). Этот код является усилителем устойчивого равновесия речевой динамики» [3, с. 110—111].
«Речевая динамика, как и сама речь, безгранична. Она интегрируется в разнообразных конфигурациях разноуровневых отношений, образуя, так сказать, семантическое пространство» [3, с. 36]. Иерархическая интеграция уровней речи происходит по правилам языка: а) на приеме слова определяется константная последовательность фонем, где фонемы выполняют не только различительную, но и «знаковую функцию регламентирования знакового состава слов, так как этот состав константен и становится нулевой линией отсчета для всей знаковой системы речи» [3, с. 41]; б) иерархия морфов (главных и служебных, различающихся по функциональной значимости) «облегчает узнавание малых словоформ» [3, с. 41]; в) способ соединения слов приводит к образованию информации о действительности, к образованию предметного значения. Освоение грамматики помогает понять содержание речи. «Грамматика — это трамплин, от которого следует оттолкнуться, чтобы попасть в сферу мысли» [3, с. 45].
Н. И. Жинкин приходит к выводу о том, что «механизм человеческого мышления реализуется в двух противостоящих динамических звеньях: предметно-изобразительном коде (внутренняя речь) и речедвигательном коде (экспрессивная речь). В первом звене мысль задается, во втором она передается и снова задается для первого звена» [1, с. 159]. Он раскрывает открытый характер системы речевого действия: «Бесконечность отражаемого мышлением мира обеспечивает безграничные возможности возрождающегося во внутренней речи натурального языка» [1, с. 160]. Открытость системы речевого действия представляет ее сущностную ха-? рактеристику: «Мысли вырабатываются в совместной деятельности людей. Понимание — это перевод с натурального языка на внутренний. Обратный перевод —высказывание» [1, с. 161]. Универсальный предметный код, по Н. И.Жинкину, передается в процессе коммуникации, так что «практическое усвоение языка как речевого навыка... происходит по типу самонаучения» [3, с. 55].
Получивший мировое признание
труд «Механизмы речи» [2] включил в
себя обширный фактический материал
по психологии и психофизиологии
речи, широкие обобщения
В связи с переводом книги на английский язык сам Н. И. Жинкин дает в «Предисловии» к переводу оценку проделанной работе: «Кульминационная мысль книги и ее фактический результат могут быть сформулированы в очень простом и сжатом высказывании: следует различать артикуляцию и слогообразование, или: существуют два устройства — одно из них производит единицы дискретного ряда, образующие членораздельные структуры, другое — выделывает слоги — единицы непрерывности... Нормальный механизм состоит в том, чтобы совместить дискретность и непрерывность» [1, с. 80—81].
Опираясь на эксперимент, Н. И. Жинкин формулирует концепцию глоточного образования слова как произносительной единицы и выделяет три системы, обеспечивающие акустический эффект произносимой речи (генераторную, резонаторную и энергетическую — дыхательную). Сущность механизмов речи он видит в аналитико-синтетической работе мозга, состоящей в необходимых процессах кодирования и декодирования: «наличие двойного анализа и синтеза выделяет речевой процесс среди других видов человеческой деятельности» [2, с. 125]. Глубина подхода Н. И. Жин- кина к речевой деятельности человека определяется тем, что, он принимает во внимание динамику исследуемого объекта. «Эта ана- литико-синтетическая работа должна быть произведена так, чтобы любой другой, владеющий системой данного языка, через слова и их связь восстановил тот первоначальный образ и то понимание реального явления, которое было у говорящего или пишущего» [1, с. 185]. Для того чтобы оба эти звена (анализа/синтеза говорящего и слушающего) находились в соответствии, необходимо удерживать сказанное и упреждать последующее.