Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции существует связь. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить различные подходы к пониманию природы компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии.
По данным литературы изучить особенности кризиса подросткового возраста. Осуществить поиск теоретической аргументации подросткового кризиса, как сенситивного периода для формирования аддикции.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции………………………………………..…………………………………….6
Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция……………………………………………….………………6
Кризис подросткового возраста ………………..…………………..12
Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции……………………………………............16
Глава 2. Материал и методы исследования ………………………………..…….18
2.1. Организация исследования………………………………………...18
2.2. Методы исследования……...…………………………………….…19
Глава 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте ……………………………………21
3.1. Степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков………………………………………….21
3.2. Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков...21
3.3. Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет – зависимости………………………. 23
Выводы……………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………...29
Глава 2. Материал и методы исследования ………………………………..…….18
2.1. Организация
исследования………………………………………...
2.2. Методы исследования……...…………………………………
Глава 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте ……………………………………21
3.1. Степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков………………………………………….21
3.2. Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков...21
3.3. Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет – зависимости………………………. 23
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В своей работе мы хотели осветить проблему компьютерных аддикций, которая в последние несколько десятилетий вследствие интенсивного развития информационно – компьютерных технологий набирает обороты, распространяя своё всевозрастающее влияние на большое количество людей во всём мире.
Жизнь современного человека
сложно представить без наличия в ней
изобилия компьютерных технологий, которые
активно используются для реализации
различных целей и решения повседневных
проблем. Информационные или компьютерные технологии — это обобщённое название технологий, ответственных за
хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.
Невозможно представить себе современные
области производства, науки, к
Но помимо положительных сторон повсеместной компьютеризации можно выделить и ряд негативных тенденций, таких как изменение соматического (ухудшение зрения, сухость глаз, искривление позвоночника, синдром карпального канала, головные боли, расстройства и изменение режима сна) и психологического (уход от реальности, формирование аддикции, раздражительность и нервозность, возникновение сложностей в установлении реальных социальных контактов и пр.) благополучия. Этим неблагоприятным влияниям подвержены лица всех возрастных категорий, но в силу определённых особенностей развития в отдельную группу риска можно выделить детей подросткового возраста. В связи с описанием разнообразных проблем, возникающих вследствие чрезмерного использования персонального компьютера, проработка тематики компьютерных зависимостей является весьма актуальной.
Исследования в области
компьютерной зависимости проводились
такими учёными, как К. Янг (2010), И. Голдберг,
К. Рое, Гоголева А. В. (2002), Жичкина А. Е. (2000),
Лоскутова В. А. (2000), Репринцева Е. А. (2007),
Юрьева Л. Б., Больбот Т. Ю. (2006), Войскунский
А. Е. (2004), Гриффит В. Ю. (1996), Горбунова Л.
Н. (2010), Анеликова Л. А. (2010), Фомичёва Ю.
В. (1991) и др.
Исходя из вышеизложенного, объектом нашего
исследования является нехимический вид
зависимости – компьютерная аддикция.
Предмет: компьютерная зависимость у подростков.
Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции существует связь. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
В процессе проведения исследования было проведено анкетирование и использованы методики:
"Internet Addiction Test" - тест наинтернет-аддикцию), адаптированный В. А. Буровой.
- Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н. и Больбот Т. Ю.
- Анкета «Личностные особенности подростков».
Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции
Компьютерная аддикция
Для того, чтобы приступить к непосредственному рассмотрению феномена компьютерной аддикции, необходимо охарактеризовать и разграничить два ключевых понятия, напрямую относящихся к рассматриваемой проблеме, а именно термины «зависимость» и «аддиктивное поведение».
В отличие от американских исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, в отечественной литературе аддиктивное поведение означает, что болезнь, как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения. Термин «аддикктивное поведение», впервые введенный С. А. Кулаковым, указывает на психолого-педагогическую сферу компетентности при работе с этой проблемой, при отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости (Шабалина В. В., 2001).
По определению Ц. П. Короленко, Т. А. Донских Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Гоголева А. В., 2002).
Наличие аддиктивного поведения говорит о нарушении адаптации к изменившимся условиям микро- и макросреды. Аддиктивное поведение считается переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими аддиктивными агентами в сочетании с другими нарушениями поведения, нередко антисоциального характера.
Следующим важным
понятием, подлежащим рассмотрению, является
зависимость.
Зависимость, по определению
ВОЗ (1965), есть «состояние периодической
или хронической интоксикации, вызываемое
повторным употреблением естественного
или синтетического вещества» (Гоголева
А. В., 2002). Зависимость разделяется на психическую
и физическую.
Психическая
зависимость проявляется во
всеовладевоющим желании или непреодолимом
влечении к употреблению аддиктивного агента, тенденцией
к увеличению его дозы для достижения
желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает
психический дискомфорт и тревогу.