Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции существует связь. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить различные подходы к пониманию природы компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии.
По данным литературы изучить особенности кризиса подросткового возраста. Осуществить поиск теоретической аргументации подросткового кризиса, как сенситивного периода для формирования аддикции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции………………………………………..…………………………………….6
Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция……………………………………………….………………6
Кризис подросткового возраста ………………..…………………..12
Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции……………………………………............16
Глава 2. Материал и методы исследования ………………………………..…….18
2.1. Организация исследования………………………………………...18
2.2. Методы исследования……...…………………………………….…19
Глава 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте ……………………………………21
3.1. Степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков………………………………………….21
3.2. Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков...21
3.3. Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет – зависимости………………………. 23
Выводы……………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Ильиных.Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции.docx

— 151.71 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 
Введение……………………………………………………………………………...3 
Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции………………………………………..…………………………………….6

    1. Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция……………………………………………….………………6
    2. Кризис подросткового возраста ………………..…………………..12
    3. Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции……………………………………............16

Глава 2. Материал и методы исследования ………………………………..…….18

2.1.     Организация  исследования………………………………………...18

2.2.     Методы исследования……...…………………………………….…19

Глава 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте ……………………………………21

3.1.    Степень выраженности кризиса подросткового возраста в              обследуемой группе подростков………………………………………….21

3.2.     Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков...21

3.3. Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет – зависимости………………………. 23

Выводы……………………………………………………………………………...27

Заключение…………………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

Введение

           В своей работе  мы хотели осветить проблему компьютерных аддикций, которая в последние несколько десятилетий   вследствие интенсивного развития информационно – компьютерных технологий  набирает обороты, распространяя своё всевозрастающее влияние на большое количество людей во всём мире.

Жизнь современного человека сложно представить без наличия в ней изобилия компьютерных технологий, которые активно используются для реализации различных целей и решения повседневных проблем. Информационные или компьютерные технологии — это обобщённое название технологий, ответственных за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Но помимо положительных сторон повсеместной компьютеризации можно выделить и ряд негативных тенденций,  таких как изменение соматического  (ухудшение зрения, сухость глаз, искривление позвоночника, синдром карпального канала, головные боли, расстройства и изменение режима сна) и психологического (уход от реальности, формирование аддикции, раздражительность и нервозность, возникновение сложностей в установлении реальных социальных контактов и пр.)  благополучия. Этим неблагоприятным влияниям подвержены лица всех возрастных категорий, но в силу определённых особенностей развития в отдельную группу риска можно выделить детей подросткового возраста.  В связи с описанием разнообразных проблем, возникающих вследствие чрезмерного использования персонального компьютера, проработка  тематики компьютерных зависимостей  является весьма актуальной.

 

Исследования в области  компьютерной зависимости проводились такими учёными, как К. Янг (2010), И. Голдберг, К. Рое, Гоголева А. В. (2002), Жичкина А. Е. (2000), Лоскутова В. А. (2000), Репринцева Е. А. (2007), Юрьева Л. Б., Больбот Т. Ю. (2006), Войскунский А. Е. (2004), Гриффит В. Ю. (1996), Горбунова Л. Н. (2010), Анеликова Л. А. (2010), Фомичёва Ю. В. (1991) и др. 
Исходя из вышеизложенного, объектом нашего исследования является нехимический вид зависимости – компьютерная аддикция.

 Предмет: компьютерная зависимость у подростков.

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции существует связь. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить различные подходы к пониманию природы компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии.
  2. По данным литературы изучить особенности кризиса подросткового возраста. Осуществить поиск теоретической аргументации подросткового кризиса, как сенситивного периода для формирования аддикции.
  3. Изучить степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков.
  4. Исследовать уровень компьютерной зависимости у подростков.
  5. Изучить взаимосвязь степени выраженности кризиса подросткового возраста и склонности к интернет - аддикции у подростков.

 В процессе проведения исследования было проведено анкетирование и использованы методики:

 

 

 

 

            -Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость (в оригинале

"Internet Addiction Test" - тест наинтернет-аддикцию), адаптированный В. А. Буровой.

             - Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н. и Больбот Т. Ю.

            - Анкета «Личностные особенности подростков».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции

    1. Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция),

                     Компьютерная аддикция

 Для того,  чтобы приступить к непосредственному рассмотрению феномена компьютерной аддикции, необходимо охарактеризовать и разграничить два ключевых понятия, напрямую относящихся к рассматриваемой проблеме, а именно термины «зависимость» и «аддиктивное поведение». 

В отличие от американских исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, в отечественной литературе аддиктивное поведение означает, что болезнь, как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения. Термин «аддикктивное поведение», впервые введенный С. А. Кулаковым, указывает на психолого-педагогическую сферу компетентности при работе с этой проблемой, при отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости (Шабалина В. В., 2001).

По определению Ц. П. Короленко, Т. А. Донских   Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Гоголева А. В., 2002).

Наличие аддиктивного поведения говорит о нарушении адаптации к изменившимся условиям микро- и макросреды. Аддиктивное поведение считается переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими аддиктивными агентами в сочетании с другими нарушениями поведения, нередко антисоциального характера.

Следующим важным понятием, подлежащим рассмотрению, является зависимость. 

Зависимость, по определению ВОЗ (1965), есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества» (Гоголева А. В., 2002). Зависимость разделяется на психическую и физическую. 
Психическая зависимость проявляется во всеовладевоющим желании или непреодолимом влечении к употреблению аддиктивного агента, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость — состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Вследствие ограничения употребления психоактивного вещества развивается синдром отмены (абстинентный синдром), характеризующийся соматическими, неврологическими и психическими расстройствами (раздражительность,  тревожность, навязчивое желание употребления психоактивново вещества для избавления от негативных ощущений). 

Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил Ц. П. Короленко (2001). Он выделил непосредственно нехимические аддикции, к которым относятся азартные игры (гэмблинг), аддикция отношений, сексуальная, любовная аддикции, аддикция избегания, работоголизм, аддикция к трате денег, ургентная аддикция, а также промежуточные аддикции, например, аддикцию к еде (переедание и голодание), характеризующиеся тем, что при этой форме задействуются непосредственно биохимические механизмы.  
 

Кроме вышеперечисленных, в настоящее время описано значительное количество других нехимческих аддикций: многообразные компьютерные зависимости или интернет - зависимости, аддикция упражнений (спортивная), духовный поиск, «состояние перманентной войны», синдром Тоада, или зависимость от «веселого автовождения» (Егоров А. Ю., 2005).

Также ряд авторов под определением зависимости (аддикции) понимают навязчивую потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу. Человек теряет контроль над употреблением активного вещества. Образ жизни зависимого человека специфичен, все большую роль в его жизни занимает употребление активного вещества (или деятельность, в которую он вовлечен – азартные игры, шопинг), появляется полная социальная дезадаптация (Репринцева  Е. А., 2007).

Компьютерная аддикция

Проблема компьютерной зависимости начала активно обсуждаться в конце 80-х годов. Первыми с ним столкнулись зарубежные врачи-психотерапевты, а также компании, которые в процессе своей деятельности тесно соприкасаются с компьютерными и интернет системами, неся потери  в  тех случаях, когда у сотрудников развивается патологическое влечение к пребыванию в сети. У рабочих снижается работоспособность, рассеивается внимание, и хотя физический вред здоровью при компьютерной аддикции не настолько очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или возможность сердечного приступа при наркомании, вред здоровью все-таки существует. Появляется усталость, иммунная система человека становится ослабленной, после чего повышается вероятность заболевания, портится осанка и появляются проблемы с позвоночником, ухудшается зрение. 
Первое определение Интернет - зависимости дал  Ivan Goldberg  в 1996 году.

Под Интернет - зависимостью он понимал — расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера. В настоящее время «Интернет-зависимость» трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off- line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Синонимы — «Интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция», «нетаголизм» (Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю., 2006).

Доктор Kimberly Young презентовала второе понятие — проблемное использование Интернета (ПИИ) (1998). «Интернет-зависимость» — это широкое понятие, которое обозначает большое количество проблем поведения и контроля над влечением (Юрьева Л. Б., Больбот Т. Ю., 2006).

Выделяют 5 типов компьютерной зависимости: 

1) навязчивый серфинг (путешествие  в сети, поиск информации по  базам данных и поисковым сайтам);

2) страсть к онлайновым  биржевым торгам и азартным  играм;

3) виртуальные знакомства;

4) киберсекс (увлечение порносайтами);

5) компьютерные игры (Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю., 2006).

    Кимберли Янг приводит четыре основных симптома Интернет-зависимости:

  1. навязчивое желание проверить e-mail;

  1. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;

  1. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

  1. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет (Краснова С.В., Казарян Н. Р. , Тундалева В. С., 2005).

 

 

 

В представлении К. Янг зависимость от Интернета – многомерное явление, включающее:

    • проявления эскейпизма (уход в виртуальную реальность людей с заниженной самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими);
    • поиск новизны;
    • стремление к постоянной стимуляции чувств;
    • удовольствие ощутить себя "виртуозом" в применении компьютера (Войскунский А.Е., 2004).

К. Янг также описала негативные феномены, проявляющиеся в условиях применения информационных технологий:

    1. зависимость от компьютера

    1. "информационная перегрузка"

Информация о работе Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте