Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции существует связь. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить различные подходы к пониманию природы компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии.
По данным литературы изучить особенности кризиса подросткового возраста. Осуществить поиск теоретической аргументации подросткового кризиса, как сенситивного периода для формирования аддикции.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции………………………………………..…………………………………….6
Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция……………………………………………….………………6
Кризис подросткового возраста ………………..…………………..12
Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции……………………………………............16
Глава 2. Материал и методы исследования ………………………………..…….18
2.1. Организация исследования………………………………………...18
2.2. Методы исследования……...…………………………………….…19
Глава 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте ……………………………………21
3.1. Степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков………………………………………….21
3.2. Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков...21
3.3. Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет – зависимости………………………. 23
Выводы……………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………...29
Исходя из выше изложенного,
можно сказать, что компьютерная аддикция
является «новой» и в своём роде исключительной
проблемой, что в свою очередь сказывается
на сложности и неоднозначности исследуемой
темы.
1.2. Кризис подросткового возраста
Активно кризис подросткового
возраста стали изучать сравнительно
недавно, начиная с двадцатого века. Среди
зарубежных учёных подростковый возраст
в рамках своих периодизаций психического
развития рассматривали такие психологи,
как Ж. Пиаже (1994), З. Фрейд (1923), Э. Эриксон
(1996), Л. Колберг.
В России этот вопрос рассматривался в
научных концепциях В.В. Зеньковского
(1996), Л. И. Божович (1997), Л.С. Выготского (1929),
Д.Б. Эльконина (1981).
В своей работе мы будем опираться на
представления о подростковом кризисе,
описанные Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным.
«Подростковый» кризис
является переходом от
Д.Б. Эльконин: младший школьный период
(7 – 11 лет) – кризис 12 лет – младший подростковый
возраст (12 – 15 лет) (Эльконин Д.Б., 1981).
По продолжительности он больше, чем все
другие кризисные периоды. Л.И. Божович
считает, что это связано с более быстрым
темпом физического и умственного развития
подростков, приводящим к образованию
потребностей, которые не могут быть удовлетворены
в силу недостаточной социальной зрелости
школьников (Божович Л. И., 1997).
По мнению Л.С. Выготского «критичность переходного возраста нарастает прямо пропорционально росту и поднятию культуры человеческого общества, культуры социальной среды.
Своеобразие полового созревания у человека заключается в том, что момент половой зрелости, социально-культурного созревания и окончания общеорганического развития и роста не совпадают» (Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В., 1999).
Это несовпадение обусловлено исторически. В далёком прошлом окончание половой зрелости и общеорганического развития совпадало с моментом социо - культурного созревания, но с течением времени социальная организация общества стала усложняться, обуславливая необходимость расширения рамок периода детства, что впоследствии и привело к возникновению кризиса подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста делится на две фазы – негативную и позитивную: негативная фаза (фаза влечений) – переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений во взаимоотношениях с взрослыми. То есть подросток с помощью разных форм неподчинения взрослому рушит старые, детские отношения с ним и строит новый тип взрослых отношений, которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка).
1.3.Теоретические
представления о связи подросткового
кризиса и компьютерной аддикции
Известно, что подростковый возраст насыщен стрессами и конфликтами, в нем доминируют нестабильность, энтузиазм, потребность в понимании, при отсутствии которого наблюдается контрастность в поведении. Избыточная активность может привести к истощению, безумная веселость сменяется печалью, уверенность в себе переходит в стыдливость и недоверчивость, эгоизм соединяется с альтруизмом, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, а живая любознательность сменяется однообразной деятельностью – все эти особенности психической жизни подростков могут послужить причиной ухода из реальной жизни в виртуальную (Юрьева Л. Б., Больбот Т. Ю., 2006). Факторами, усиливающими желание отстраниться от действительности, являются сложности в неформальном общении со сверстниками, плохая успеваемость в школе, неприятности в семье, непонимание и попустительское отношение близких.
Подросткам в такой непростой период жизни особенно необходимы чувства социальной связности, целостные ощущения и опыт в области искусства и гуманитарных наук, хорошие модели системы ценностей, высоконравственные отношения. И хотя иногда поведение подростков предполагает обратное, им все еще требуются близкие и заботливые отношения с ответственными и отзывчивыми взрослыми. Ни в коем случае нельзя позволить компьютерной деятельности заменить это критическое — и подчас болезненное — обучение. Чувство изолированности может вызывать у юных подростков склонность к депрессии, заниженной самооценке и антисоциальному поведению (Горбунова Л. Н., Анеликова Л. А., 2010).
Высокий уровень конфликтности в подростковой среде также стимулирует социальную изоляцию детей, предрасположенных к развитию компьютерной зависимости.
Для подростков, подверженных компьютерной зависимости, окружающий мир перестает вызывать интерес, они выбирают иную сферу самореализации — компьютерные игры.
Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает относиться к реальности как компьютерной «стрелялке» или «бродилке». В большинстве игр есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка создаётся убеждение, что все свершённые поступки в жизни можно восстановить. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, небольшой ценности как своей, так и чужой жизни. Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру – ведь виртуальная реальность так многообразна и увлекательна.
Обобщая информацию, представленную в данной главе, можно сказать о том, что (в связи со сравнительно недавним началом изучения) в среде учёных, занимающихся проблемой компьютерной зависимости, нет единого мнения, взглядов и решения данного вопроса. Несмотря на разногласия учёных, сама проблема не исчезает, а наоборот с каждым годом всё интенсивнее набирает обороты, поражая всё новые слои населения. К группе риска относится молодое поколение, так как именно они стремятся к постижению различных инновационных технологий, не замечая за положительными качествами инноваций их негативных сторон.