Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции существует связь. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить различные подходы к пониманию природы компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии.
По данным литературы изучить особенности кризиса подросткового возраста. Осуществить поиск теоретической аргументации подросткового кризиса, как сенситивного периода для формирования аддикции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции………………………………………..…………………………………….6
Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция……………………………………………….………………6
Кризис подросткового возраста ………………..…………………..12
Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции……………………………………............16
Глава 2. Материал и методы исследования ………………………………..…….18
2.1. Организация исследования………………………………………...18
2.2. Методы исследования……...…………………………………….…19
Глава 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте ……………………………………21
3.1. Степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков………………………………………….21
3.2. Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков...21
3.3. Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет – зависимости………………………. 23
Выводы……………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Ильиных.Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции.docx

— 151.71 Кб (Скачать файл)
    1. компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

    1. зависимость от "киберотношений" (Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В., 1991)

Исследования показывают, что формирование игровой психологической зависимости проходит четыре стадии.

1.Стадия легкой увлеченности. Игрок чувствует удовольствие  от  игры, получая позитивные эмоции. Особенность этой стадии в  том, что игра имеет ситуационный  характер.

2. Стадия увлечения. Фактором, который свидетельствует о переходе  к этому этапу, есть появление  и иерархии новой потребности  — компьютерной игры. Игра принимает  систематический характер. Если  человек не имеет постоянного  доступа к компьютеру, возможны  активные действия по устранению  фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. Эта  стадия характеризуется не только  сдвигом потребности на нижний  уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными  изменениями — в ценностно-смысловой  сфере личности. По данным А. Г. Шмелёва (2000), происходит интернализация  локуса контроля, изменение самооценки  и самосознания.

Зависимость может формироваться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма характеризуется сохранением социальных контактов.

Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма и реже сопровождается психическими и соматическими нарушениями.

У лиц с индивидуализированной формой зависимости нарушается основная функция психики - она начинает обнаруживать не 
влияние объективного мира, а виртуальную реальность. Такие люди часто играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с физиологическими потребностями. Формируется депрессивный симптомокомплекс.

  1. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в сторону нормы. То есть человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности не может. Это может продолжаться в течение долгих лет. Следует отметить, что возможен кратковременный рост игровой зависимости вследствие появления новых интересных игр (Краснова С. В., Казарян Н. Р. , Тундалева В. С., 2005).

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что компьютерная аддикция является «новой» и в своём роде исключительной проблемой, что в свою очередь сказывается на сложности и неоднозначности исследуемой темы. 
 
 

                        1.2. Кризис подросткового возраста

Активно кризис подросткового возраста стали изучать сравнительно недавно, начиная с двадцатого века. Среди зарубежных учёных подростковый возраст в рамках своих периодизаций психического развития рассматривали такие психологи, как Ж. Пиаже (1994), З. Фрейд (1923), Э. Эриксон (1996), Л. Колберг. 
В России этот вопрос рассматривался в научных концепциях В.В. Зеньковского (1996), Л. И. Божович (1997), Л.С. Выготского (1929), Д.Б. Эльконина (1981). 
В своей работе мы будем опираться на представления о подростковом кризисе, описанные Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным.

 «Подростковый» кризис  является переходом от младшего  школьного к подростковому возрасту. Л.С. Выготский определил временные  рамки подросткового кризиса  таким образом: школьный возраст ( 8 – 12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный  возраст 14 – 17 лет. 
Д.Б. Эльконин: младший школьный период (7 – 11 лет) – кризис 12 лет – младший подростковый возраст (12 – 15 лет) (Эльконин Д.Б., 1981). 
По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников (Божович Л. И., 1997).

По мнению Л.С. Выготского «критичность переходного возраста нарастает прямо пропорционально росту и поднятию культуры человеческого общества, культуры социальной среды.

Своеобразие полового созревания у человека заключается в том, что момент половой зрелости, социально-культурного созревания и окончания общеорганического развития и роста не совпадают» (Дубровина И. В.,  Прихожан А. М.,  Зацепин В. В., 1999).

 

Это несовпадение обусловлено исторически. В далёком прошлом  окончание половой зрелости и общеорганического развития совпадало с моментом социо - культурного созревания, но с течением времени социальная организация общества стала усложняться, обуславливая необходимость расширения рамок периода детства, что впоследствии и привело к возникновению кризиса подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста делится на две фазы – негативную и позитивную: негативная фаза (фаза влечений) – переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений во взаимоотношениях с взрослыми. То есть подросток с помощью разных форм неподчинения взрослому рушит старые, детские отношения с ним и строит новый тип взрослых отношений, которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка).

Негативная фаза соотносится с разрушением у подростка прежних и рождение новых интересов. Если это происходит по инициативе подростка, то возникают конфликтные отношения, которые способствуют нежелательной эмансипации подростка, создают у него смысловой барьер к воздействиям взрослого. Если же это происходит по инициативе взрослых, то может протекать плавно, без конфликтов. В этом случае взрослый начинает заранее перестраивать свое отношение к подростку и узнавать, где именно и как можно увеличить его самостоятельность, а одновременно и повысить требования к нему, расширить зону ответственности.

Позитивная фаза  - фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, избирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов (как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь) (Дубровина И. В.,  Прихожан А. М., Зацепин В. В., 1999).

Подростковый кризис и следующий за ним литический период можно описать, используя три основных понятия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста.

Социальная ситуация развития  в подростковом возрасте определяется переходом от детства к взрослой жизни, характеризующейся на данном этапе своеобразным чувством взрослости, т.е. желанием походить на старших. 
В самом начале подросткового периода существует и рельефно проявляется особая деятельность, предметом которой является другой человек, прежде всего другой подросток как человек. В этой деятельности конкретное содержание занятий (чтение, приготовление уроков, моделирование, разговоры, прогулки) является лишь средством для осуществления общения с другим подростком. При этом именно другой подросток со своими человеческими качествами выступает как непосредственный предмет деятельности (Эльконин Д. Б., 2007).

Центральное новообразование рассматриваемого периода — возникновение и формирование чувства взрослости. Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Через возникающее чувство взрослости происходит интерполяция всего поведения подростка (Эльконин Д. Б., 1989).Также одним из новообразований является формирующееся к концу этого периода самосознание, понимаемое как социальное сознание, перенесенное внутрь (Эльконин Д. Б., 1989).

Немаловажно сказать и об индивидуальных подростковых чертах, которые  при определённых внешних условиях проявляются особенно ярко. Д.Б. Эльконин разграничил их по четырем направлениям: 1) изменения, возникающие в учебной деятельности; 2) возникновение новых форм общения и выделение общения в особую сферу жизни и деятельность; 3) формирование взрослости; 4) усвоение морально-этических норм (Эльконин Д. Б., 1989).

Таким образом, можно заключить то, что кризис подросткового возраста представляет сложный психологический феномен, вариативно изменяющихся под влиянием внешних воздействий, но при этом обладающий устойчивыми чертами и характеристиками.

 
 
 
1.3.Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции

Известно, что подростковый возраст насыщен стрессами и конфликтами, в нем доминируют нестабильность, энтузиазм, потребность в понимании, при отсутствии которого наблюдается контрастность в поведении. Избыточная активность может привести к истощению, безумная веселость сменяется печалью, уверенность в себе переходит в стыдливость и недоверчивость, эгоизм соединяется с альтруизмом, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, а живая любознательность сменяется однообразной деятельностью – все эти особенности психической жизни подростков   могут послужить причиной ухода из реальной жизни в виртуальную (Юрьева Л. Б., Больбот Т. Ю., 2006). Факторами, усиливающими желание отстраниться от действительности, являются сложности в неформальном общении со сверстниками, плохая успеваемость в школе, неприятности в семье, непонимание и попустительское отношение близких.

 Подросткам в такой непростой период жизни особенно необходимы чувства социальной связности, целостные ощущения и опыт в области искусства и гуманитарных наук, хорошие модели системы ценностей, высоконравственные отношения. И хотя иногда поведение подростков предполагает обратное, им все еще требуются близкие и заботливые отношения с ответственными и отзывчивыми взрослыми. Ни в коем случае нельзя позволить компьютерной деятельности заменить это критическое — и подчас болезненное — обучение. Чувство изолированности может вызывать у юных подростков склонность к депрессии, заниженной самооценке и антисоциальному поведению (Горбунова Л. Н., Анеликова Л. А., 2010).

Высокий уровень конфликтности в подростковой среде также стимулирует социальную изоляцию детей, предрасположенных к развитию компьютерной зависимости.

Для подростков, подверженных компьютерной зависимости, окружающий мир перестает вызывать интерес, они выбирают иную сферу самореализации — компьютерные игры.

Уход в виртуальную игровую действительность часто сопряжен с изменением настроения подростка, проявлением эмоциональной неустойчивости, тревожности, агрессии (Репринцева Е. А., 2007).

Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает относиться к реальности как компьютерной «стрелялке» или «бродилке». В большинстве игр есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка создаётся убеждение, что все свершённые поступки в жизни можно восстановить. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, небольшой ценности как своей, так и чужой жизни. Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру – ведь виртуальная реальность так многообразна и увлекательна.

Обобщая информацию, представленную в данной главе, можно сказать о том, что (в связи со сравнительно недавним началом изучения) в среде учёных, занимающихся проблемой компьютерной зависимости, нет  единого мнения, взглядов и решения данного вопроса. Несмотря на разногласия учёных, сама  проблема не исчезает, а наоборот  с каждым годом всё интенсивнее набирает обороты, поражая всё новые слои населения. К группе риска относится молодое поколение, так как именно они стремятся к постижению различных инновационных технологий, не замечая за положительными качествами инноваций их негативных сторон.

 
 
 
 
 

 

Глава 2. Материал и методы исследования

2.1.Организация  исследования

Первый этап, поисково-теоретический, заключался в изучении и анализе литературы по данной теме, отборе необходимой для нашего исследования информации, выдвижение гипотезы и постановке целей и задач.

Второй этап, опытно-экспериментальный, включал в себя отбор испытуемых, проведение исследования, обработку данных и анализ результатов.

Третий этап, заключительно – обобщающий, состоял из подтверждения гипотезы, формулировки  выводов и написания работы. 
Базой для нашего исследования стало Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Таланъ» (НОУ СОШ «Таланъ»).

Отбор испытуемых происходил в рамках образовательного учреждения, во время исследования были протестированы учащиеся седьмого класса. 
Численность учащихся составила 27 человек, из них 12 человек – мальчики, 15 человек – девочки. Возраст испытуемых  12 – 13 лет.

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

2.2. Методы исследования

 Для проведения исследования были взяты две тестовые методики: «Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость»  (в оригинале "Internet Addiction Test" - тест наинтернет-аддикцию), адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой) и «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Юрьевой Л.Н. и Больбот Т.Ю. Также была использована анкета, составленная нами на основе теоретических представлений Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о кризисе подросткового возраста.

"Internet Addiction Test"  был разработан 1994 году доктором Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Так как сама диагностическая категория интернет – аддикции до сих пор окончательно не определена Кимберли-Янг опиралась в основном на уже имеющиеся научные теории и тестовые методики диагностики алкоголизма и патологического пристрастия к азартным играм.

Характеризуя феномен интернет – зависимости, разработчик методики указывала на три симптома, которые свойственны людям с данным видом нехимической зависимости: наращивание дозы (увеличение времени), изменение формы поведения (поведенческая активность направлена не на реальную, а на виртуальную реальность), синдром отмены (ухудшение самочувствия и настроения во время попыток ограничения пребывания за компьютером) (Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю., 2006). Выделены три типа компьютерных пользователей: обычный пользователь интернета, пользователь, испытывающий некоторые проблемы, связанные с чрезмерным использованием интернета, интернет - зависимый пользователь.

Информация о работе Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте