Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции существует связь. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить различные подходы к пониманию природы компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии.
По данным литературы изучить особенности кризиса подросткового возраста. Осуществить поиск теоретической аргументации подросткового кризиса, как сенситивного периода для формирования аддикции.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции………………………………………..…………………………………….6
Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция……………………………………………….………………6
Кризис подросткового возраста ………………..…………………..12
Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции……………………………………............16
Глава 2. Материал и методы исследования ………………………………..…….18
2.1. Организация исследования………………………………………...18
2.2. Методы исследования……...…………………………………….…19
Глава 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет – аддикции подростковом возрасте ……………………………………21
3.1. Степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков………………………………………….21
3.2. Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков...21
3.3. Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет – зависимости………………………. 23
Выводы……………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………...29
Приложение 1
Просим Вас принять участие
в опросе и ответить на вопросы предлагаемой
анкеты. Цель опроса – изучение личностных
особенностей, свойственных подросткам.
Мы гарантируем полную конфиденциальность
Ваших ответов, которые впоследствии будут
использованы только в совокупности с
ответами других респондентов. Отвечая
на вопросы, постарайтесь быть предельно
откровенными. Помните, правильных или
не правильных ответов нет!
1. Быстро ли вы утомляетесь?
а) да; (1 балл)
б) нет.
2. Стали ли вы более вспыльчивыми
и эмоционально возбудимыми за последний
год?
а) да; (1 балл)
б) нет;
3.Испытываете ли вы чувства неудовлетворённости,
неустойчивости, напряжённости?
а) всегда; (1 балл) б) часто;
(0,5 балла) в) иногда;
(0,5 балла) г) никогда.
4.Часто ли вы переоцениваете свои
возможности?
а) часто; (0,5 балла) б) иногда; (0,5 балла) в) редко; (0,5 балла) г) никогда.
5. Расставьте по степени значимости
следующие виды деятельности (1- самое
значимое, 2 – менее значимое и т.д.):
а) работа по дому; б) прогулка и общение с друзьями;
(1 балл) в) посещение кружков/
секций; г) учебная деятельность.
6. Возникает ли у вас желание не следовать
общепринятым правилам, не делать того,
что от вас требуют?
а) всегда; (1 балл) б) часто;
(0,5 балла) в) иногда; (0,5 балла) г) никогда.
7. Появляется ли злость, раздражение, когда
к вам начинают относиться как к ребёнку?
а) да; (1 балл)
б) нет.
8. Какое домашнее задание вам больше нравится?
а) выучить правило; б) решить задачу; в) подготовить сообщение; (1 балл)
г) свой вариант.
9. Охотно ли вы посещаете школу?
а) охотно; б) заставляют родители; в) неохотно; (1 балл) г) затрудняюсь ответить.(0,5
балла)
10. Довольны ли вы собой?
а) да, доволен; б) нет, хочу быть лучше.
(1балл)
Пол: М Ж
Возраст:
Пояснения к выбору ответов:
1- Снижение работоспособности, связанное
с протеканием пубертатного периода.
2 – Эмоциональные реакции,
связанные с развитием
3 - Эмоциональные реакции,
связанные с развитием
4 – Проявление юношеского
максимализма.
5 – Ведущая деятельность подростка –
общение со сверстниками.
6 – Проявление нонконформизма.
7 – Чувство взрослости, желание быть значимым.
8 – Ориентация на творчество.
9 – Проявление нонконформизма.
10 – Саморефлексия, большая требовательность
к собственной личности.
1.Тест Кимберли-Янг на
Инструкция: Пожалуйста, ответьте на
вопросы теста. Выберите наиболее подходящий
для Вас вариант ответа на каждый вопрос.
Постарайтесь отвечать честно!
Никогда |
Редко |
Регулярно |
Часто |
Постоянно | |
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались? |
|||||
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети? |
|||||
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером? |
|||||
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне? |
|||||
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети? |
|||||
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети? |
|||||
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое? |
|||||
8. Отмечаете, что снижается
производительность труда из- |
|||||
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети? |
|||||
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? |
|||||
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? |
|||||
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? |
|||||
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети? |
|||||
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна? |
|||||
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне? |
|||||
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети? |
|||||
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне? |
|||||
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? |
|||||
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет? |
|||||
20. Испытываете депрессию,
подавленность или нервозность,
будучи вне сети и отмечаете,
что это состояние проходит, как
только вы оказываетесь в |
|||||
21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером? |
|||||
22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения? |
|||||
|
|||||
24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой? |
|||||
25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день? |
|||||
26. Если Вы в основном
используете компьютер для |
|||||
27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием? |
|||||
28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично? |
|||||
29. Говорили ли Вам друзья
или члены семьи, что Вы слишком
много времени проводите « |
|||||
30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети? |
|||||
31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными? |
|||||
32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши? |
|||||
33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети? |
|||||
34. Был ли у Вас хоть
раз «синдром карпального |
|||||
35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю?
36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах? |
|||||
37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети? |
|||||
38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети? |
|||||
39. Случалось ли Вам
пренебречь личной гигиеной, например,
бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы
провести это время за |
|||||
40. Появились ли у Вас
нарушения сна и/или изменился
ли режим сна с тех пор, как
Вы стали использовать |
|||||
Утверждение |
Никогда |
Редко |
Часто |
Очень часто |
1. Как часто Вы ощущаете |
||||
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? |
||||
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? |
||||
4. Как часто Вам удаётся |
||||
5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)? |
||||
6. Как часто Вы ощущаете |
||||
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)? |
||||
8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)? |
||||
9. Как часто существует |
||||
10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? |
||||
11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)? |
№ |
Методика Кимберли Янг |
Методика Юрьевой - Больбот |
Анкета «Личностные особенности подростков» |
Пол |
1 |
40 |
14 |
4,5 |
М |
2 |
52 |
14 |
5 |
Ж |
3 |
78 |
22 |
5,5 |
Ж |
4 |
44 |
15 |
3,5 |
М |
5 |
45 |
14 |
0,5 |
Ж |
6 |
79 |
20 |
7 |
Ж |
7 |
49 |
17 |
5 |
М |
8 |
55 |
20 |
7,5 |
Ж |
9 |
44 |
15 |
1,5 |
М |
10 |
74 |
17 |
8 |
Ж |
11 |
119 |
27 |
6,5 |
Ж |
12 |
50 |
14 |
4 |
Ж |
13 |
67 |
14 |
6 |
Ж |
14 |
72 |
16 |
3,5 |
М |
15 |
45 |
15 |
2 |
М |
16 |
58 |
20 |
6 |
М |
17 |
40 |
11 |
3,5 |
Ж |
18 |
83 |
19 |
7,5 |
Ж |
19 |
55 |
15 |
5 |
М |
20 |
47 |
13 |
5,5 |
Ж |
21 |
40 |
11 |
1,5 |
Ж |
22 |
49 |
15 |
4 |
М |
23 |
53 |
16 |
6,5 |
Ж |
24 |
79 |
18 |
5 |
М |
25 |
125 |
32 |
9 |
М |
26 |
48 |
15 |
1,5 |
М |
27 |
46 |
14 |
8 |
Ж |