«Способ скрининговой диагностики
компьютерной зависимости Юрьевой Л.Н.
и Больбот Т.Ю.» содержит 11 вопросов относительно
проявлений эмоционального состояния
личности за компьютером или в Интернете,
рассуждений относительно реализации
замыслов и предчувствия удовольствия,
количества времени пребывания за компьютером
и материальных расходов, связанных с
этим, волевых свойств, ощущений, получаемых
во время провождения компьютерного досуга,
влияния увлечения компьютером на социально-бытовые
обязанности, роли социальных обязательств
в повседневном быте. При оценке результатов
оценивают: 1)стадию сформированной компьютерной
зависимости (вторая стадия), если сумма
составляет 38 и больше баллов (Изменение
самооценки и самосознания. Игра полностью
вытесняет реальный мир.); 2)стадию риска
компьютерной зависимости (первая стадия),
если сумма достигает 23-37 баллов (Появление
в иерархии потребностей новой потребности
— игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает
систематический характер.); 3)стадию увлеченности,
если сумма равняется 16-22 баллам (Игра
в компьютерные игры носит скорее ситуационный,
нежели систематический характер. Устойчивая,
постоянная потребность в игре на этой
стадии не сформирована, игра еще не является
значимой ценностью..); 4) отсутствие риска развития
компьютерной зависимости, если 15 баллов
и меньше (Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю., 2006).
Анкета, направленная на выявление типичных
черт, свойственных подростковому возрасту,
была составлена с опорой на те характеристики
и новообразования, ведущую деятельность,
которые приобретает человек, переживая
кризис 13 лет: чувство взрослости, формирующееся
самосознание, саморефлексия, эмоциональная
лабильность, нонконформизм, максимализм,
общение со сверстниками, как ведущая
деятельность.
Наличие черт, соответствующих
кризисному периоду, оценивается в 1 балл,
отсутствие 0 баллов, ответы часто и иногда
в 0,5 балла. Максимальное количество баллов
соответствует количеству вопросов анкеты
– 10.
Присутствие кризиса условно определяется
баллами в диапазоне от 5 до 10.
3. Степень выраженности
кризиса подросткового возраста и склонность
к интернет - аддикции в подростковом возрасте
3.1. Степень выраженности
кризиса подросткового возраста в обследуемой
группе подростков
У 16 (59 %) подростков обследуемой
группы по результатам анкеты выявлены
признаки подросткового кризиса. У 5 юношей
(31 %) и 11 девушек (69 %). Под характерными
признаками подросткового кризиса
мы понимаем:
-снижение работоспособности,
связанное с протеканием пубертатного
периода;
- эмоциональные реакции, связанные
с развитием полового созревания;
- эмоциональные реакции, связанные
с развитием полового созревания;
- проявление юношеского максимализма;
- ведущая деятельность подростка
– общение со сверстниками;
- проявление нонконформизма.
- чувство взрослости, желание
быть значимым;
- ориентация на творчество;
-проявление нонконформизма;
- саморефлексия, большая требовательность
к собственной личности.
3.2. Исследование
склонности к интернет - аддикции
у подростков
Анализ результатов теста Кимберли-Янг на интернет-зависимость
показал, что в исследуемой группе преобладает
нарушение поведения, некоторые проблемы,
связанные с чрезмерным использованием
интернета у 12 (44,4 %) подростков,
интернет-зависимость выявлена только
у 3 (11,2 %) испытуемых. В первой полученной
группе преобладают мальчики, а в двух
последующих соотношение девочек и мальчиков
2 к 1.
По результатам опросника «Способ
скрининговой диагностики компьютерной
зависимости Юрьевой Л.Н. и Больбот Т.Ю.»
у 15 (55,6 %) подростков риск развития
компьютерной зависимости отсутствует,
12 (44,4 %) находятся, либо на стадии увлечения
(у 10 чел.), либо на первой стадии зависимости
(у 2 чел.). Подростков со второй стадией
компьютерной зависимости в исследуемой
группе не выявлено.
Таблица 1
Распределение испытуемых
в зависимости от выраженности интернет
- зависимости
|
Обычный пользователь интернета |
Есть некоторые проблемы, связанные
с чрезмерным использованием Интернета |
Интернет-зависимость
|
Мальчики |
7 (58,3 %) |
4 (33,3 %) |
1 (33,3 %) |
Девочки |
5 (41,7 %) |
8 (66,7 %) |
2 (66, 7%) |
Всего |
12 (44,4%) |
12 (44,4%) |
3 (11,2%) |
Таблица 2
Распределение испытуемых
по стадиям развития интернет – зависимости
|
Риск развития компьютерной
– зависимости равен 0 |
Стадия увлечения, «прилипания»
к зависимости |
Первая стадия зависимости |
Вторая стадия зависимости |
Мальчики |
7 (46,7 %) |
4 (40 %) |
1 (50 %) |
- |
Девочки |
8 (53,3 %) |
6 (60 %) |
1 (50 %) |
- |
Всего |
15 (55,6 %) |
10 (37 %) |
2 (7, 4%) |
- |
3.3. Исследование
взаимосвязи выраженности криза
подросткового возраста и склонности
к интернет - зависимости
Почти
все опрошенные, которые набрали
больше 50 баллов по методике Кимберли-Янг
«тест на интернет-зависимость», обнаруживают
у себя черты и особенности поведения,
свойственные человеку, переживающему
кризис 13 лет. Только у двух школьников
выявлены некоторые проблемы, связанные
с чрезмерным использованием интернета,
но не обнаружены черты кризисного периода.
Таблица 3
Соотношение кризиса
подросткового возраста и склонности
к
интернет - зависимости
|
Низкая степень выраженности
кризиса |
Высокая степень выраженности
кризиса |
|
Нет «нарушений» |
Есть «нарушения» |
Нет «нарушений» |
Есть
«нарушения» |
Мальчики |
6 (66,7 %) |
1 (50 %) |
2 (66,7 %) |
9 (69,2 %) |
Девочки |
3 (33,3 %) |
1 (50 %) |
1 (33,3 %) |
4 (30,8 %) |
Всего |
9 (33,3 %) |
2 (7,4 %) |
3 (11,1 %) |
13 (48,2 %) |
В
данной таблице в обобщенный
термин «нарушения» мы включили
как интернет - аддикцию, так и некоторые
проблемы, связанные с чрезмерным использованием
компьютера.
Проанализировав полученные
результаты, мы обнаружили, что у 9 из
27 опрошенных испытуемых отсутствуют
как признаки подросткового кризиса, так
и какие-либо нарушения, связанные с активным
использованием компьютера. Количество
мальчиков в этой группе в 2 раза больше,
чем девочек. У 13 человек были выявлены
признаки кризиса и определённые нарушения,
причем девочек было примерно в 2 раза
больше. Незначительными оказались результаты
по критериям «есть кризис/ нет нарушений»
(3 человека) и «нет кризиса/есть нарушения»
(2 человека).
Рис. 1. Соотношение кризиса
подросткового возраста и склонности
к развитию зависимости от компьютера
Если обратить внимание на график,
можно наглядно увидеть, что примерно
у половины испытуемых (49%) одновременно
присутствуют два нами изучаемых феномена.
Для анализа результатов в программе
«Statistica 6.1.» мы взяли непараметрический
метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты измерений
представлены в ранговой шкале, что соответствует
условиям использования данного метода.
r=0, 68 при p<0, 05
r=0, 53 при p<0, 05
Рис. 1. Корреляционная плеяда кризиса подросткового
возраста и склонности к компьютерной
- зависимости
Проведённый анализ дал следующие
положительные коэффициенты корреляций: 1) анкета «Личностные особенности
подростков» и «тест на интернет-зависимость» Кимберли – Янг r=о,68 при p< 0,05. 2) анкета «Личностные
особенности подростков» и «способ
скрининговой диагностики компьютерной
зависимости» Юрьевой Л.Н. и Больбот Т.Ю.
r= 0,53 при p< 0,05.
Мы знаем что, если коэффициент
корреляции по модулю оказывается близким
к 1, то это соответствует высокому уровню
связи между переменными. В нашем случае корреляции выявлены
на уровне тенденций, такие результаты
связаны малочисленностью выборки и использованием
результатов, взятых из недостаточно достоверного
источника – анкеты. Следовательно, на основе полученной
корреляции нельзя делать однозначных,
твёрдых выводов, но можно сказать, что
прослеживается определённая зависимость
между повышением показателя «выраженности
подросткового кризиса» и
повышением уровня компьютерной зависимости.
По результатам двух тестов
видно, что в группах, отклоняющихся о
нормы, преобладают девочки (соотношение
примерно 2 к 1). Мы можем предположить,
что такая особенность связана с ускоренным
темпом физиологического развития организма
девочек, т.е. начало кризисного периода
у девочек наступает раньше, чем у мальчиков.
Данные, представленные в таблицах
и диаграмме, говорят о том, что большинство
школьников, которые испытывают переживания,
связанные с кризисом подросткового возраста,
пребывают на начальных стадиях развития
компьютерной аддикции. Следовательно,
можно сделать предположение о том, что
подростки, испытывая сильные душевные
волнения, тревогу, стресс, огорчаясь на
непонимание близкого окружения, часто
избирают своим спасителем компьютер,
который незаметно поглощает всё их внимание,
становится смыслом жизни.
Выводы
1. Проанализировав теоретические
представления о феноменах «аддиктивное
поведение» и «аддикция», мы пришли к выводу
о том, что на начальных этапах формирования
компьютерная зависимость может выражаться
в виде аддиктивного поведения, переходящего
в итоге в нехимическую аддикцию, так как
обнаруживается рост толерантности к
аддиктивному агенту, теряется контроль,
главной целью в жизни является аддикция,
появляется полная социальная дезадаптация.
2. Кризис подросткового возраста
является сложным психологическим феноменом,
который возник вследствие усложнения
общества и вынужденного продления периода
детства. Если взрослое окружение понимает
потребности подростка, помогает ему справиться
с его проблемами, то кризисный период
проходит достаточно спокойно. Если же
родители и учителя видят в подростке
лишь непослушного, ленивого ребёнка,
то в свою очередь подросток может действительно
взбунтоваться или избрать решением всех
своих проблем – уход в виртуальную реальность.
3. Подростки, у которых выявлены
признаки, свойственные кризису 13 лет,
чаще испытывают проблемы, связанные с
чрезмерным увлечением компьютером (48,2
%), чем те, у которых эти признаки не обнаруживаются
(33,3%). Также результаты метода ранговой
корреляции Спирмена показывают, что выраженность
развития компьютерной аддикции имеет
прямую корреляцию с интенсивностью проявлений
кризиса подросткового возраста. Следовательно,
в настоящем исследовании между выраженностью
подросткового кризиса и развитием компьютерной
аддикции получена прямая достоверная
взаимосвязь.
Заключение
В настоящее время доступность, привлекательность,
лёгкость в использовании делает различные
гаджеты и компьютерные устройства отличным
способом ощутить безопасность, уйти от
реальных проблем и самого себя. В представленной
курсовой работе были проанализированы
теоретические представления об аддиктивном
поведении, аддикции в целом и компьютерной
аддикции в частности. Подверглись анализу
феномен подросткового кризиса и его возможное
влияние на формирование компьютерной
аддикции у подростков. Также было проведено
исследование, направленное на выявление
признаков кризиса и признаков компьютерной
зависимости, в котором принимали участие
учащиеся 7 класса негосударственного
образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы «Таланъ».
Затем полученные результаты анализировались,
и производилось сравнение между выраженностью
проявлений признаков кризисного периода
и компьютерной зависимости. Таким образом,
можно сказать, что поставленные нами
задачи и цель выполнены.
Исходя из сделанных выводов,
можно говорить о том, что заявленная нами
гипотеза, выражающаяся в идее, что между
подростковым кризисом и компьютерной
зависимостью существует связь, подтверждается
частично. В представленной выборке испытуемых
было выявлено только 3 человека с компьютерной
зависимостью, остальные испытуемые с
определёнными проблемами находились
на начальной стадии увлеченности компьютерной
зависимостью.
Практическая значимость нашей
работы заключается в выявлении актуальных
проблем, свойственных современному подростку,
а именно развитие компьютерной и интернет
– аддикций. Зная «врага в лицо», можно
проводить качественную профилактику
развития аддикции, а не бороться с уже
имеющейся проблемой, потеряв драгоценное
время.