Стресс в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

В деятельности организаций огромная роль принадлежит людям. Наряду с тем, что в организациях люди реализуют свои способности, знания, опыт, они ещё проявляют в них свои чувства и притом по-разному. Практика показала, что практически во всех организациях бывают такие проявления как конфликты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………2 стр.

Глава 1. Понятие стресса. Основные причины………………….4 стр.
Проблема стресса и дистресса в труде……………………4 стр.
Основные виды профессионального стресса……………..7 стр.
Причины возникновения стресса………………………….8 стр.
Зарубежный подход к стрессу в труде……………………9 стр.

Глава 2. Причины и признаки стрессового напряжения………11 стр.

2.1. Факторы, вызывающие стресс ……………………………..11 стр.

2.2. Причины и признаки стрессового напряжения…………...15 стр.

2.3. Способы борьбы со стрессом…………………………….. ..17 стр.

Глава 3. Исследования, проведенные в коллективе…………….29 стр.

Заключение…………………………………………………………31 стр.

Список литературы………………………………………………..33 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 65.64 Кб (Скачать файл)

     Отдельно  выделяется профессиональный стресс успеха. «Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха…», отмечает Н.В. Самоукина. Нередко после  крупного достижения наступает состояние  «обессмысливания» того, что осуществилось. Особую проблему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а ещё большие проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда оказывается, что все-таки не всё можно купить за деньги, и тогда человек опасаясь неудач с такими «покупками», сам стремиться оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что усугубляет его личностную деградацию. 

    1.  Зарубежный  подход к стрессу в труде.
 

    В современных зарубежных подходах к  исследованию стресса в труде  предпринимаются попытки по-новому осмыслить это явление. С. Касл отмечает, что в настоящее время внимание к теме стресса в труде несколько  уступает таким проблемам как  качество трудовой жизни, безработица, факторы риска и др. В частности  Касл выделяет основные направления  концептуализации стресса в трудовой деятельности:

    Создание  перечней стрессогенных условий  среды.

    Обновление  понятий «стресс» с помощью других понятий: стресс как напряженное  усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне; стресс как «информирование» об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего.

    Определение «стресса» в терминах некоторых  «базовых» поведенческих характеристик. Например: отсутствие адекватной реакции, что влечёт за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведёт к перенапряжению).

    Попытки предать ещё большую чёткость понятию «стресс» с целью сделать  его пригодным для прогностической  оценки гипотез и построения теории.

    В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия  «стресса в труде». В более узкой трактовке стресс – это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, то есть перегрузка, сверх-стимуляция и т.п. В более широкой трактовке стресс – это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек – среда», которая включает не только приведённое выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде. Другими словами, не использование человеком возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция. Проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, Ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.

 

     

     Глава 2. Причины и признаки стрессового  напряжения.

2.1. Факторы, вызывающие  стресс. 

    Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится  организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как  на их заработке  и результатах работы, так и  на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом  стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает  качество жизни для большого числа  трудящихся.

    Стресс  может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью  организации  или событиями личной жизни человека.

    Рассмотрим  те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

  1. Перегрузка  или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

    Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень  выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает  беспокойство, фрустрация (чувство  крушения), а также чувство безнадежности  и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие  же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует   беспокойство относительно своей ценности и положения  в социальной структуре организации  и ощущает себя явно невознагражденным.

  1. Конфликт ролей.

    Конфликт  ролей возникает тогда, когда  к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может  получить задание немедленно реагировать  на просьбы клиентов, но, когда его  видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять  полки товаром.

    Конфликт  ролей может также произойти  в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут  дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать  от начальника цеха максимально увеличить  выпуск продукции, в то время как  начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

    Конфликт  ролей может также возникнуть в результате различий между нормами  неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать  напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать  требования руководства - с другой.

  1. Неопределенность ролей.

    Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта  ролей, здесь требования не будут  противоречивыми, но и уклончивы  и неопределенны. Люди должны иметь  правильное представление об ожиданиях  руководства - что они должны делать, как они должны делать и как  их после этого будут оценивать.

  1. Неинтересная работа.

    Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и  менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что  кажется интересным или скучным  для одного, совсем не обязательно  будет интересно другим.

  1. Существуют также и другие факторы.

    Стресс  может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого  освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между  полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации  и необоснованные требования сотрудников  друг к   другу тоже могут вызвать  стресс. 

     Идеальным будет такое положение, когда  производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы  достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться  справляться со стрессом в самих  себе. Как же управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень  стресса?

     Люди, страдающие от чрезмерного стресса  на работе, могут попытаться применить  следующие методы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: "должен сделать сегодня", "сделать позднее на этой неделе"  и "сделать, когда будет время".

2. Научитесь говорить "нет", когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. Наладьте  особенно эффективные и надежные  отношения с вашим начальником.  Поймите его проблемы и помогите  ему понять ваши. Научите вашего  начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать  обоснованные поручения.

4. Не  соглашайтесь с вашим руководителем  или кем-либо, кто начинает выставлять  противоречивые требования (конфликт  ролей). Объясните, что эти требования  тянут вас в противоположных  направлениях. Попросите устроить  совещание со всеми заинтересованными  сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной  позиции; просто объясните, какие  конкретные проблемы создают  для вас противоречивые требования.

5. Сообщите  своему руководителю или сотрудникам,  когда вы почувствуете, что ожидания  или стандарты оценки вашего  задания не ясны (неопределенность  ролей). Скажите им, что вы несколько  не уверены относительно ряда  конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы  с ними.

6. Обсудите  чувство скуки или отсутствие  интереса к работе со своим  руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение  жалующегося. Объясните, что вы - сторонник требующей отдачи  сил работы и хотели бы иметь  возможность принять участие  в других видах деятельности.

  7. Найдите каждый день время  для отключения и отдыха. Закройте  на пять минут дверь каждое  утро, поднимите и обоприте на  что-нибудь ноги,  полностью расслабьтесь  и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям  или образам, чтобы освежить  мозг. Уходите время от времени  из конторы, чтобы сменить обстановку  или ход мыслей. Не обедайте  там и не задерживайтесь подолгу  после того, как вам следовало  бы уже идти домой, или заняться другой работой.

  К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся  соблюдение надлежащего питания, поддержание  себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

  Чтобы управлять другими, достигая при  этом высокой производительности труда  и низкого уровня стресса можно  предложить следующее:

1. Оцените  способности, потребности и склонности  ваших работников и попытайтесь  выбрать объем и тип работы  для них, соответствующие этим  факторам. Как только они продемонстрируют  успешные результаты при выполнении  этих задач, повысьте им рабочую  нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте  полномочия и ответственность.

2. Разрешайте  вашим работникам отказываться  от выполнения какого-либо задания,  если у них есть для этого  достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание,  объясните, почему это нужно,  и установите приоритеты в  их работе, чтобы дать необходимое  время и ресурсы для выполнения  дополнительного задания.

3. Четко  опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных  ожиданий. Используйте  двустороннюю  коммуникацию и информацию своих  подчиненных (обратную связь).

4. Используйте  стиль лидерства, соответствующий  требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте  надлежащее вознаграждение за  эффективную работу.

6. Выступайте  в роли наставника по отношению  к вашим подчиненным, развивая  их способности и обсуждая  с ними сложные вопросы. 

    1. Причины и  признаки стрессового напряжения.
 

    Итак, стресс - это напряженное состояние  организма, т.е. неспецифический ответ  организма на предъявленное ему  требование (стрессовую ситуацию). Под  воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые  могут сигнализировать о наличии  в организме внутреннего напряжения.  Сознательная оценка способна перевести  эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать  нежелательное состояние. 

Признаки  стрессового напряжения:

1. Невозможность  сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком  частые ошибки в работе.

3. Ухудшается  память.

4. Слишком  часто возникает чувство усталости.

5. Очень  быстрая речь.

6. Мысли  часто улетучиваются.

7. Довольно  часто появляются боли (голова, спина,  область желудка).

8. Повышенная  возбудимость.

9. Работа  не доставляет прежней радости.

10. Потеря  чувства юмора.

11. Резко  возрастает количество выкуриваемых  сигарет.

12. Пристрастие  к алкогольным напиткам.

13. Постоянное  ощущение недоедания.

14. Пропадает  аппетит - вообще потерян вкус  к еде.

15. Невозможность  вовремя закончить работу. 

    Если  мы обнаружили у себя признаки стрессового  напряжения организма, то необходимо внимательно  изучить его причины. 

Причины стрессового напряжения.

1. Гораздо  чаще нам приходится делать  не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в наши  обязанности.

Информация о работе Стресс в профессиональной деятельности