Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа
В деятельности организаций огромная роль принадлежит людям. Наряду с тем, что в организациях люди реализуют свои способности, знания, опыт, они ещё проявляют в них свои чувства и притом по-разному. Практика показала, что практически во всех организациях бывают такие проявления как конфликты.
Введение……………………………………………………………2 стр.
Глава 1. Понятие стресса. Основные причины………………….4 стр.
Проблема стресса и дистресса в труде……………………4 стр.
Основные виды профессионального стресса……………..7 стр.
Причины возникновения стресса………………………….8 стр.
Зарубежный подход к стрессу в труде……………………9 стр.
Глава 2. Причины и признаки стрессового напряжения………11 стр.
2.1. Факторы, вызывающие стресс ……………………………..11 стр.
2.2. Причины и признаки стрессового напряжения…………...15 стр.
2.3. Способы борьбы со стрессом…………………………….. ..17 стр.
Глава 3. Исследования, проведенные в коллективе…………….29 стр.
Заключение…………………………………………………………31 стр.
Список литературы………………………………………………..33 стр.
Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние "идейной пустоты". Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.
Для начала упражнений
Вот некоторые примеры релаксационных упражнений.
1.
Лежите спокойно примерно 2 минуты,
глаза закрыты. Попытайтесь
2. Внимательно следите за своим
дыханием, пассивно сознавая, что
дышите через нос, Мысленно
отметьте, что вдыхаемый воздух
несколько холоднее
3.
Сделайте неглубокий вдох и
на мгновение задержите
Затем
полежите спокойно несколько минут,
расслабившись и
Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела - с попеременным напряжением и расслаблением.
4.
Упражнение для мышц ног.
Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.
Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако, не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.
Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).
В заключение мысленно "пробегитесь" по всем мышцам тела - не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.
Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию - и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.
Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.
Со
временем эти упражнения будут выполняться
быстрее, чем в начале. Позднее
можно будет расслаблять тело
тогда, когда понадобится.
Концентрация.
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или - еще лучше - сразу же после возвращения домой.
Итак, обозначим примерный порядок выполнения концентрационных упражнений.
а) концентрация на счете.
Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.
б) концентрация на слове.
Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй - на выдохе.
Сосредоточьтесь на "своем" слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному результату - релаксации всей мозговой деятельности.
Часто
возникают такие ситуации, когда
сложно вспомнить чью-то фамилию
или какую-то свою мысль. Мы часто
растерянно останавливаемся посреди
комнаты или коридора, пытаясь вспомнить,
зачем пошли или что хотели сделать. Именно
в подобных случаях рекомендуется кратковременная
концентрация по команде - на своем слове
или на счете. В большинстве случаев выпавшее
из памяти слово (или мысль) придет в голову
буквально через мгновение. Конечно, нет
никаких гарантий, что это обязательно
будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации
на слове или счете можно вспомнить забытое
быстрее, чем с помощью усиленного напряжения
памяти. С помощью этого простого метода
человек в состоянии сделать усилие и
преодолеть себя.
Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И, наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).
Человек
имеет возможность, сознательно
управляя дыханием использовать его
для успокоения, для снятия напряжения
- как мышечного, так и психического,
таким образом, ауторегуляция дыхания
может стать действенным
Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
С
помощью глубокого и спокойного
ауторегулируемого дыхания
При смехе, вздохах, кашле,
Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм.
От
правильного дыхания в
Чем
медленнее и глубже, спокойнее
и ритмичнее мы дышим, чем скорее
мы привыкнем к этому способу
дыхания, тем скорее он станет составной
частью нашей жизни.
Глава 3. Исследования, проведенные в коллективе.
Исходя из цели работы - выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников коммерческих и бюджетных организаций, нами было проведено тестирование.
Участниками исследования стали:
группа работников бюджетной организации (работники пенсионного фонда) из десяти человек. Средний возраст - 37 лет (все женщины). Все участники работают в данной сфере не менее 5 лет;
группа работников коммерческой организации (работники фирмы по недвижимости) из десяти человек. Средний возраст - 32 года (все женщины), работающие в фирме от трех до пяти лет.
В качестве методики использован Тест на профессиональный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Тест направлен на исследование психосоциальных факторов профессионального стресса. Он включает в себя 8 блоков вопросов, часть из которых оценивается по 10-бальной шкале, часть предполагает выбор исследуемым ответов, определяющих уровень изменения стресса, применяемых приемов для снятия стресса, формы реагирования на стрессовые факторы.
Участникам исследования были предложены индивидуальные опросники, после подведения подсчетов, результаты тестирования были сведены в общие по группе таблицы.
Результаты проведения исследования
Таблица 1. Результаты исследования стрессогенных факторов профессиональной деятельности работников бюджетных организаций.
№ п/п | Среднее значение | № п/п | Среднее значение | № п/п | Среднее значение | |
1а | 5,7 | 6.6 | 2,5 | 7.7 | 4,2 | |
1 б | 4,9 | 6.7 | 3,4 | 7.8 | 7,2 | |
1 в | 3,8 | 7.1 | 4,7 | 7.9 | 3,1 | |
6.1 | 3,0 | 7.2 | 9,8 | 7.10 | 4,4 | |
6.2 | 2,1 | 7.3 | 6,2 | 7,11 | - | |
6.3 | 2,0 | 7.4 | - | |||
6.4 | - | 7.5 | 4,5 | |||
6.5 | 6,7 | 7.6 | - | |||