Стрессовые ситуации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследования управления персоналом в стрессовых ситуациях. В ходе работы требуется решить следующие задачи:
- систематизировать понятие стрессовых ситуаций;
- описать процесс управления персоналом в стрессовых ситуациях;
- дать рекомендации по оптимизации управления персоналом в стрессовых ситуациях.

Содержание работы

Введение 3
1. Проблемы, возникающие в отношениях между организациями и индивидами 5
2. Межличностное поведение 6
2.1. Конфликты в организациях 6
2.2. Ассертивное поведение 10
2.3. Трансакционный анализ 12
2.4. Проблемы власти и политики организации 13
3. Стресс и психологическое консультирование 15
3.1. Что такое стресс? 15
3..2 Крайние формы реакции на стресс 17
3.3. Причины стресса 20
3.3.1. Связанные с процессом труда причины стресса 20
3.3.2. Фрустрация 22
3.4. Стресс и показатели выполнения рабочих заданий 24
3.4.1. Уязвимость перед стрессом 25
3.4.2. Индивиды типа А и типа В 26
3.5. Методы управления стрессом 27
3.5.1. Социальная поддержка 28
3.5.2. Релаксация 29
3.5.3. Биологическая обратная связь 29
3.5.4. Дни отдохновения 30
3.5.5 Оздоровление 30
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Управление персоналом в стрессовых ситуациях.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 

Реализуя стратегию  интеграции, ассертивный человек  стремится объективно описать причины  конфликта, адекватно выразить свои эмоции, уделяя особое значение позиции  другой стороны. Затем он предлагает возможные варианты разрешения проблемы, указывая как позитивные, так и негативные их последствия. В некоторых ситуациях число стадий может быть уменьшено, но так или иначе необходимо описать текущее положение и предложить варианты его изменения. Целесообразность использования остальных шагов зависит от важности проблемы и взаимоотношений участников конфликта.

Ассертивное   поведение   наиболее   эффективно   в   тех   случаях,   когда осуществляются как устные, так и письменные коммуникации. Личный контакт с глазу на глаз означает искренность и веру в себя участвующих в нем людей, причем большое значение здесь имеют жесты и мимика, голос и его модуляции.

2.3. Трансакционный анализ

 

Вне зависимости от форм взаимодействий людей мы имеем дело с социальными трансакциями, когда  один человек отвечает другому (обмен словами, действиями, письменными сообщениями). Изучением такого рода социальных обменов между людьми в 1950-е гг. занимался психотерапевт Эрик Берн. Его «Трансакционный анализ» заключается в исследовании человеческих отношений и предложений действий, способствующих их укреплению.

Согласно Э. Берну, при  взаимодействии двух людей каждая из сторон занимает одну из психологических  позиций, определяемых как эго-состояния.

Принято выделять три  эго-состояния человека5:

Эго-состояние Родитель предполагает, что человек контролирует ситуацию, выступает как защитник, патрон, воспитатель, критик, проводник определенной политики и приверженец стандартов.

Эго-состояние  Взрослый проявляется в рациональном, расчетливом, не допускающем лишних эмоций поведении. Человек стремится внести улучшения, обрабатывает полученные данные, оценивает возможные перспективы, принимает участие в обсуждении проблем.

Эго-состояние  Ребенок характеризуется спонтанностью, зависимостью, креативностью или вспыльчивостью, когда человек стремится к немедленному признанию своих заслуг и вознаграждению.

Необходимо отметить три основных момента эго-состояний:

во-первых, во время переговоров поведение человека нередко представляет собой комплекс реакций Родителя, Взрослого и Ребенка;

во-вторых, каждое из эго-состояний имеет как положительные, так и отрицательные черты;

в-третьих, мы определяет эго-состояние человека, ориентируясь не только на слова и их смысл, но и на интонации, позу, жесты и выражение лица собеседника. Эго-состояния более четко проявляются в общении один на один.

К достоинствам трансакционного  анализа (ТА) следует отнести:

ТА позволяет многим сотрудникам организации глубже осознать движущие силы собственного поведения и реакции других людей  в организации и окружающем мире;

ТА позволяет добиться существенного повышения продуктивности межличностных коммуникаций.

Наибольшую отдачу обучение трансакционному анализу позволяет  получить в торговле и в других сферах деятельности, в которых успех  во многом определяется отношениями сотрудников организации с покупателями.

2.4.        Проблемы власти и политики организации

 

Каждый менеджер обладает определенной властью и постоянно  принимает участие или инициирует некие политические акции.

Власть - это способность  человека воздействовать на других людей и события, основной капитал руководителя, методы распространения его влияния.

Отличие власти от властных полномочий состоит в том, что  последние делегируются менеджеру  вышестоящим руководством. А власть вам никто не делегирует, она зарабатывается с помощью личных качеств, активной деятельности, умения воспользоваться возникшей ситуацией.

Принято выделять пять основных типов (и соответственно источников) власти6:

Личная власть

Источниками личной власти являются индивидуальные черты каждого руководителя, его умение стимулировать развитие подчиненных своими личными, наиболее сильными качествами. Такие руководители инстинктивно чувствуют потребности людей и обещают, что обязательно добьются их удовлетворения.

Законная власть

Законную власть (должностные, официальные властные полномочия) лидер получает из «рук» высшего руководства организации. Легитимная власть позволяет руководителям осуществлять управление ресурсами, вознаграждать и наказывать подчиненных. Законная власть обычно не подвергается сомнениям, так   как   воспринимается   большинством   как   желательная   и   необходимая, способствующая поддержанию порядка и уменьшению анархии в обществе.

Экспертная  власть

Экспертная  власть (власть, основанная на знаниях) возникает как результат специального обучения, основывается на компетентности лидера и его информированности о сущности сложных ситуаций. Ее уровень зависит от образования, обучения и опыта, а значит, ее значение в нашем технологическом обществе возрастает.

Власть, основанная на вознаграждении

Власть, основанная на вознаграждении, берет начало:

из имеющейся у человека возможности контролировать и управлять  некими благами, имеющими ценность в  глазах других людей (повышение заработной платы, повышение или перевод  сотрудника);

а также, из способности  помочь человеку добиться признания  в организации, внедрения в социальную группу или обеспечения положительной  обратной реакции по результатам  труда.

Власть, основанная на принуждении

Власть, основанная на принуждении подразумевает, что человек имеет возможность наказывать других людей или по крайней мере инициировать возможное наказание. Власть через принуждение опирается на страх и нередко действенно стимулирует определенные действия людей в краткосрочном периоде. В то же время она оказывает негативное влияние на работников, в отношении которых используются меры принуждения.

Достижение целей организации  предполагает использование всех основных форм власти, однако, многие менеджеры  и работники, стремящиеся решить некие личные или групповые задачи, нередко обращаются к дополнительным поведенческим инструментам.

Организационная политика - это имеющее определенные цели поведение людей, призванное усилить их влияние или защитить их личные интересы.

Согласно большинству  проведенных в этой области исследований (приняли участие более 400 менеджеров) были сделаны выводы:

  • В большинстве организаций сотрудники используют одни и те же 
    политические инструменты;
  • Успех руководителя  во  многом  зависит от того,  как  хорошо  он 
    разбирается в политике;
  • По мере продвижения менеджера по служебной лестнице значение 
    политических методов руководства возрастает;
  • Политические воздействия могут негативным образом воздействовать 
    на эффективность деятельности организации.

По мере приобретения опыта менеджеры осознают, что источник их политической власти - поддержка ключевых сотрудников организации или групп, членами которых они являются. Поскольку в продвижении по службе заинтересованы многие работники организации, современные компании представляют собой плодороднейший «чернозем», на котором «распускаются» самые разные политические «цветы» (участие в многосторонних договоренностях, установка всевозможных преград на пути соперников и не менее «достойные» политические акции). Кроме того, менеджер - карьерист, должен достаточно внимания уделять самоконтролю, защите собственного имиджа и навыкам межличностного общения.

3. Стресс и  психологическое консультирование

3.1.         Что такое стресс?

 

Стресс - это общий термин, применимый к воздействиям, которые мы ощущаем в жизни7. Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широкому диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется трудной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния. Когда стресс становится чрезмерным, начинаются его внешние проявления, которые негативно сказываются на показателях труда и здоровья, угрожают способности работников адекватно воспринимать внешние условия. Сотрудники, подвергающиеся воздействию стресса, нервничают, ощущают постоянное беспокойство, они легко раздражаются и не могут расслабиться, не желают принимать участие в совместной работе или злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими веществами. Данные симптомы могут вызываться и другими причинами, но именно они являются выражением испытываемых в процессе труда стрессов.

Нарушение физического  здоровья связано с тем, что человеческий организм пытается «самостоятельно» преодолеть стресс. Некоторые проявления расстройств  имеют кратковременный характер (расстройство желудка), другие - длительный (язва желудка). Испытываемый в течение длительного периода времени стресс приводит к заболеваниям сердца, почек, кровеносных сосудов и других органов и систем. Очень важно, чтобы уровни стрессов, как на работе, так и за ее пределами оставались на достаточно низком уровне, что позволяет большинству из нас справляться с ними, избегая серьезных физических или эмоциональных расстройств.

В некоторых ситуациях  организация может нести юридическую  ответственность за эмоциональное  и физическое воздействие рабочего стресса на работников. Плохие условия работы, длительные конфликты с непосредственными начальниками, травмы на производстве чреваты моральными страданиями, неврозами и даже самоубийствам. В случае если установлена ответственность компании, работники могут получить пособие, а также подать в суд иск по поводу возмещения экономического ущерба.

3..2        Крайние формы реакции на стресс

 

Стресс может быть кратковременным или длительным, легким или тяжелым8. Влияние стресса на работника, прежде всего, зависит от длительности действия факторов стресса, их силы и восстановительных способностей работника. Если стресс легкий и кратковременный, большинство довольно быстро могут справиться с ним или, по крайней мере, восстановиться.

Истощение сил

Правомерно предположить, что в случае длительного стресса проблемы индивида будут нарастать. В соответствии с теорией Ханса Сели истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению. Противостояние стрессу ослабляет людей как физически, так и психологически. Такое состояние называется истощением сил, когда эмоционально опустошенные работники отдаляются от работы, ощущают беспомощность. Некоторые виды работ, такие как профессии, связанные с оказанием различных видов помощи (консультанты, медицинские работники, социальные работники) или с постоянно высоким уровнем стресса (авиадиспетчеры, работники, обслуживающие клиентов, и биржевые маклеры), чаще других приводят к истощению сил занятых ими индивидов.

Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.

В Японии эквивалентный истощению  сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина - перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.

Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению  сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других - фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.

Моральные травмы

Другой неприятный результат стресса  - моральные травмы, источник которых - непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, - всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм - на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.

Информация о работе Стрессовые ситуации на предприятии