Структура, содержание и формы общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести анализ структуры, содержания и форм общения.
Задачи работы:
1. дать определение понятию «общение» как социально - психологической категории жизни человека
2. рассмотреть содержание общения и структуру процесса общения
3. раскрыть формы общения, а также уровни, формирующие эти формы

Содержание работы

Введение
1. Определение и содержание общения
2. Структура общения
3. Форма общения
3.1 Вербальная форма общения
3.2 Невербальная форма общения
3.3 Уровни общения, определяющие формы коммуникационного взаимодействия
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Структура, содержание и формы общения.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Общение в наши дни  стало предметом специального изучения в целой группе наук, а также  в практической деловой жизни; для  социально - психологической теории категория «общение» вообще является базовой.

Проблема исследования заключается в значимости общения для человека, начиная с самых ранних этапов онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, человек лишён способности к самообразованию и самовоспитанию. Общения служит развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нём же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, а также оно выступает в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Невозможно себе представить  развитие человека, само существование  индивида как личности, его связь  с обществом вне общения с  другими людьми. Человек без общения  не может жить среди людей, развиваться и творить. В широком смысле общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. Всё это обусловливает актуальность изучения процессов общения. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми приводит к полной утрате человеческой личности, её социальных качеств и свойств. Общение включает в себя всё многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки: социология, педагогика, философия, медицина и т.д.

Интерес учёных (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок, как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии социально - психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Понятие «общение», как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объёмно это понятие представила Л.П.Буева. Данное понятие было разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее полный характер, оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта  и культурного наследия от одного поколения другому. 
Решение проблемы общения является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем английский термин «коммуникация», и включает не только передачу и приём информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных.

Общение свойственно  всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда он находился бы вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

Актуальность  темы данной работы не вызывает сомнения. Ведь общение – это процесс взаимного обмена мыслями и эмоциями между людьми, иначе говоря, обмен информацией при их непосредственном межличностном или групповом контакте.

Новизна работы заключается в том, что анализ будет проводиться с точки зрения личностного общения, которое формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Как вытекает из темы курсовой, моей самостоятельной работе будут рассматриваться структура, содержание, формы и уровни общения. При работе использовался метод простого анализа. В процессе изучения данной темы были использована литература по психологии авторов Андреевой Г.М., Петровской Л.А, Вердербера Р., Обуховец Т.П., Леонтьева А.А., Рай Л., как основная.

Цель  работы – провести анализ структуры, содержания и форм общения.

Задачи  работы:

1. дать определение  понятию «общение» как социально - психологической категории жизни человека

2. рассмотреть содержание общения и структуру процесса общения

3. раскрыть формы общения, а также уровни, формирующие эти формы

Основная часть

1. Определение и содержание общения

Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырёх граней. В процессе общения мы познаём других людей, обмениваемся с ними информацией, взаимодействуем с членами коллектива и общества, и вместе с этим переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения и взаимодействия. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями человек (ребёнок) сам превращается в личность. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения.

Социальный смысл общения  заключается в том, что оно  выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе этого процесса субъективный мир одного человека раскрывается для другого и происходит их духовное взаимообогащение.

Содержание  общения – информация, которая в межличностных контактах передаётся от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Например, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Исследуя мир животных, человек пришёл к выводу, что через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворённость, радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), ориентированные на то, чтобы определённым образом настроить живое существо на контакты. Такая же информация передаётся от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведём себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Обращаясь к общению в животному миру мы можем проследить, что содержанием общения животных является и информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного другому животному. Например, сигналы об опасности или о присутствии где - то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи – у животных. Человек также в вербальной и невербальной коммуникацией предупреждает об опасности другого, в разговорах может передаваться и информация о еде – в каком кафе готовят лучше, где можно купить дешевле и т.д. Но у человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретённый опыт, способности, умения и навыки.

Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради чего объект вступает в акт общения?», это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детёныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненноважные сигналы. У человека количество целей общения увеличивается. Они могут быть весьма и весьма разнообразными и представлять собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. В них, помимо вышеперечисленных, включаются: передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

В процессе общения полезно иметь в виду восемь функций (целей) общения [1]:

1) контактная цель – цель, которая заключается в установление контакта как

состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения и поддержания

взаимосвязи в форме  постоянной взаимоориентированности

2) информационный обмен  сообщениями, т.е. приём и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями, выводами и т.д.

3) побудительная стимуляция  активности партнера по общению,  направляющая его на выполнение тех или иных действий

4) координационная цель – это взаимное ориентирование и согласование, действий при организации совместной деятельности

5) понимание – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний

7) установление отношений – осознание и формирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду

8) оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно - смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Средства общения (приложение А) – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передаётся в процессе общения от одного существа к другому[1]. Кодирование информации – это способ её передачи. Вербальная информация отражается в высказываниях и написанных чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная – поступками или поведением собеседника без применения речи и письма (жесты, выражение лица, позы, запахи, движения, мимика).

Выделяют две группы аудиальных средств общения: паралингвистические («вокальная мимика»), экстралингвистические. Тактильные средства общения включают всё, что связано с прикосновениями собеседников. К ольфакторным средствам общения относят запахи человека и окружающей среды. На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Наряду с интернациональными невербальными проявлениями отношения к другому человеку (например, улыбка, рукопожатие и др.), существуют и сугубо национальные, региональные. Кроме того, частота невербальных проявлений у различных народов также не одинакова. Например, в течение часа общения финн совершает в среднем два жеста, француз – восемьдесят, итальянец – сто десять, мексиканец – более ста шестидесяти. Вот почему невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.  
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Информация также может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через зрение и слух (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио - и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.  
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения входят: значение и смысл слов, фраз, речевые звуковые явления, выразительные качества голоса. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения[2].

Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты. Причём в адыквате их должно быть не менее двух. Общающиеся должны совершать само действие, которое психологи называют общением,  т.е. говорить, жестикулировать, позволять «считывать» с себя определённое выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается. Также ведущим диалог людям следует изначально определить в каждом конкретном коммуникативном акте  канал связи:

Информация о работе Структура, содержание и формы общения