Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель работы – провести анализ структуры, содержания и форм общения.
Задачи работы:
1. дать определение понятию «общение» как социально - психологической категории жизни человека
2. рассмотреть содержание общения и структуру процесса общения
3. раскрыть формы общения, а также уровни, формирующие эти формы
Введение
1. Определение и содержание общения
2. Структура общения
3. Форма общения
3.1 Вербальная форма общения
3.2 Невербальная форма общения
3.3 Уровни общения, определяющие формы коммуникационного взаимодействия
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
3.2 Невербальная форма общения
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
1) оптико - кинетическую
2) пара - и экстралингвистическую
3) организацию пространства
и времени коммуникативного
4) визуальный контакт
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.
Оптико - кинетическая система знаков. В целом оптико - кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены ещё Ч.Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико - кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придаёт общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. Значимость оптико - кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинетика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Вновь процитирую результаты исследований М.Аргайла, приведённые мною в главе 1, где изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 2 раз, французы – 80, итальянцы – 110, мексиканцы – более 160).
Разрабатывая методологические
проблемы в области кинетики,
К.Бёрдвистл предложил выделить единицу
телодвижений человека. Основное рассуждение
строится на том, что в основе опыта структурной
лингвистики телодвижения разделяются
на единицы, а затем из этих единиц образуются
более сложные конструкции. Совокупность
единиц представляет собой своеобразный
алфавит телодвижений. Наиболее мелкой
семантической единицей было предложено
считать кин, или кинему. Хотя отдельный
кин самостоятельного значения не имеет,
при его изменении изменяется вся структура.
Из кинем образуются кинеморфы, которые
и воспринимаются в ситуации общения.
На основании предложения Бёрдвистла
были построены своего рода словари телодвижений,
даже появились работы о количестве кинов
в разных национальных культурах. Но сам
Бёрдвистл пришёл к выводу, что пока построить
удовлетворительный словарь телодвижений
не удаётся: само понятие кина оказалось
достаточно неопределённым и спорным.
Более локальный характер носят предложения
по построению словаря жестов. Существующие
попытки не являются слишком строгими,
но, тем не менее, определённый каталог
жестов в различных национальных культурах
удаётся описать. Кроме выбора единицы,
существует ещё и вопрос о «локализации»
различных мимических движений, жестов
или телодвижений. Нужна тоже более или
менее однозначная сетка основных зон
человеческого лица, тела, руки. В предложениях
Бёрдвистла содержался и этот аспект.
Всё человеческое тело было поделено на
8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая,
нога правая, нога левая, верхняя часть
тела в целом, нижняя часть тела в целом.
Смысл построения словаря сводится при
этом к тому, чтобы единицы – кины – были
привязаны к определённым, тогда и получится
«запись» телодвижения, что придаст ей
известную однозначность, то есть поможет
выполнить функцию кода. Однако неопределённость
единицы не позволяет считать эту методику
записи достаточно надёжной.
Несколько более скромный вариант методики кодирования был предложен для записи выражений лица, мимики. Вообще в литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы классифицировать их и была предложена методика, введённая П.Экманом и получившая название FAST – Facial Affect Scoring Technique. Принцип: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем из них уже выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксации эмоций по зоне позволяет регистрировать более или менее определённо мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике, в настоящее время есть ряд попыток применения её в нормальных ситуациях общения.
Все описанные системы невербальной коммуникации играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Паралингвистическая
и экстралингвистическая
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой системой, несёт смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнёров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как и окрик в спину может иметь определённое значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущественно некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах разработаны в деталях возможные различные допуски опозданий с соответствующими их значениями.
Проксемика, как специальная область, занимающаяся
нормами пространственной и временной
организации общения, располагает большим
экспериментальным материалом. Основатель
проксемики Э.Холл, который называл проксемику
«пространственной психологией», исследовал
первые формы пространственной организации
общения у животных. В случае человеческой
коммуникации им была предложена особая
методика оценки интимности общения на
основе изучения организации его пространства.
Так, Холл зафиксировал нормы приближения
человека к партнёру по общению, свойственные
американской культуре: интимное расстояние
(до 45 см); персональное расстояние (45 -
125 см); социальное расстояние (120 - 400 см);
публичное расстояние (400 -
750 см). Каждое из них свойственно особым
ситуациям общения. Эти исследования имеют
большое прикладное значение, прежде всего
при анализе успешности деятельности
различных дискуссионных групп. В ряде
экспериментов показано, каким должно
быть оптимальное размещение членов двух
дискуссионных групп с точки зрения удобства
дискуссии. В каждом случае члены команды
– справа от лидера. Естественно, что не
средства проксемики обеспечивают успех
или неуспех в проведении дискуссий, а
их содержание, течение, направление. В
случае дискуссии именно они задают гораздо
более высокие содержательные уровни
человеческой деятельности, общения. Оптимальная
организация пространства общения играет
определённую роль лишь при прочих равных,
но даже и ради этой цели изучением проблемы
стоит заниматься. Ряд исследований в
этой области связан с изучением специфических
наборов пространственных и временных
констант коммуникативных ситуаций. Это
более или менее чётко вычлененные наборы
получили название хронотопов. В литературе
достаточно подробно описаны такие хронотопы,
как хронотоп «больничной палаты», «вагонного
попутчика», которые получили наиболее
выраженное практическое применение.
Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия – движения глаз. В социально - психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и так далее. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. В первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М.Аргайл разработал даже определённую «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Есть работы о роли визуального общения для ребёнка. Выявлено, что ребёнку свойственно фиксировать внимание, прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтальных круга (аналог глаза). Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить её, поощряет партнёра к продолжению диалога, способствует тому, чтобы обнаружить полнее своё «Я», или, напротив, скрыть его.
Для всех четырёх систем невербальной коммуникации встаёт один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определённый код. Всякая информация должна кодироваться, причём так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнёр по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
3.3 Уровни общения, определяющие стиль коммуникационного
взаимодействия
За последние годы проблема психологии общения получила
широкое распространение и применение,
ибо проблема общения весьма неоднозначна.
Деловая встреча, отношения с коллегами,
даже просто общение с близким человеком
требует некоторых навыков. Общение с
деловым партнером не может проходить
во фривольной манере; в то же время родственники
не оценят вашего презентабельного тона
во время ужина. Каждый из нас замечал,
что при общении с людьми на работе, учёбе,
официальных встречах нередко возникает
чувство формальности, неискренности
общения. А мужчина, ухаживающий за женщиной,
и женщина, кокетничающая с мужчиной, порой
не подозревают, что ведут сложную, психологически
обусловленную игру. Общение даёт человеку
новый импульс, радость, наслаждение, которые
помогают человеку справиться со скукой,
рутиной бытовой жизни, поднимает его
на новые уровни в его профессиональной
деятельности. Общение – это сложнейший,
многоуровневый процесс установления
и развития отношений между людьми, который
представляет собой обмен информацией,
восприятие и понимание человеком другого
человека.
Прежде чем рассказать о самих уровнях
общения, я предлагаю рассмотреть, что
же является определяющим для самого понятия
«уровень общения», разбрать его на основные составляющие,
из которых складывается общение:
- первым показателем является способность выражать свои мысли. Согласитесь, очень трудно общаться с человеком, когда он не в состоянии даже объяснить, чего он хочет. В повседневности каждый человек обладает минимально необходимым словарным запасом. Обширные запасы слов – несомненно, хорошее подспорье в общении, но при этом важно уметь выстраивать весь этот набор слов в гармоничную речь
- второй важный момент – это подход к самому общению. Главное здесь, умение подбирать слова с учётом аудитории, в которой находитесь. В каком - то смысле это манера, стиль общения, но не только. Важно понимать, что в зависимости от нашего сиюминутного окружения необходимо перестраиваться не только на соответствующий стиль общения, но и использовать тот набор слов, который будет уместен и понятен в данном кругу людей
- третье, не менее существенное, составляющее нашего общения – это темп речи. Снова же во многом приходится ориентироваться на ситуацию. Где - то приходится говорить относительно быстро (характерная черта для горячих споров), где – то, наоборот, медленнее (при загадывании загадок, например).
Во всём многообразии диалогов, их вариаций выделяют шесть уровней
общения:
Примитивный. Собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно вы его воспримете. Пьяный без стеснения что - то рассказывает незнакомому ему человеку в автобусе. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, он не заботится о рождении нужных чувств у окружающих. Подобное также можно наблюдать, когда приходится иметь дело с невежливым продавцом. Заметьте, что словарный запас у таких людей обычно довольно скуден; темп речи непомерно быстр, потому как единственная цель – подавить вас, сбить с толку, а отношение к общению с вами равно нулю.
Манипулятивный. Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких - либо целей, подобный уровень общения – неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно даёт мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую одежду). Часто манипуляция характеризуется имитацией заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются формами манипулятивного уровня общения.
Деловой. Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая цель обуславливает взаимоотношения коммуникаторов – поэтому это не может являться манипуляцией (впрочем, грамотный игрок сможет легко совместить сразу несколько уровней общения, исходя из его задач). Деловой уровень общения в повседневной жизни применим к людям, с которыми необходимо соблюдать определённую дистанцию.
Игровой. Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьёзными, шутливыми. Кокетство женщин – это один из ярчайших примеров общения на уровне взаимной игры. Этот уровень общения напрямую связан с чувством юмора, он очень важен для любых неформальных отношений. Бывают ситуации, когда люди с определённым типом характера и темперамента применяют игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня общения. Это вовсе не значит, что данные люди не способны к серьёзным действиям, просто это следствие определённого склада психики. Такие люди принадлежат к психотипу гипертимов (жизнерадостные, энергичные люди).